Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?"
статья по теме
В статье представлены выдержки из книги Ю.Б.Гиппенрейтер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Книга по семейному воспитанию | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Книги по семейному воспитанию. Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?»
Как построить нормальные отношения с ребёнком?
Как заставить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Безусловно можно.
Книга поможет найти ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания Вашего ребёнка. Мне хотелось бы здесь коротко изложить основные правила общения с ребёнком.
ПРАВИЛО 1.
Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.
ПРАВИЛО 2.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!".
Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
Личность и способность ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
ПРАВИЛО 3.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
ПРАВИЛО 4.
Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
ПРАВИЛО 5.
Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Наши автоматические реакции (12 типов), или что нам мешает слушать нашего ребёнка.
- Приказы, команды.
- Предупреждения, предостережения, угрозы.
- Мораль, нравоучения, проповеди.
- Советы, готовые решения.
- Доказательства, логические выводы, нотации, "лекции".
- Критика, выговоры, обвинения.
- Похвала.
- Обзывание, высмеивание.
- Догадки, интерпретации.
- Выспрашивание, расследование.
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
- Отшучивание, уход от разговора.
Подробнее в книге.
ПРАВИЛО 6.
Если ребёнок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда Вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.
ПРАВИЛО 7.
Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
ПРАВИЛО 8.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
ПРАВИЛО 9.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, в учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.
Подведём небольшой итог вышесказанного.
1. Безусловно принимать ребёнка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты (в книге прочитать).
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
Мне хорошо с тобой.
Я рада тебя видеть.
Хорошо, что ты пришёл (пришла).
Мне нравится, как ты...
Я по тебе соскучилась.
Давай (посидим, поделаем...) вместе.
Ты, конечно,справишься.
Как хорошо, что ты у нас есть.
Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."
Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...
Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"
Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....
Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?
1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...
Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»
«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения родителей и детей...