Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?"
статья по теме

Банцерова Оксана Викторовна

В статье представлены выдержки из книги Ю.Б.Гиппенрейтер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Книга по семейному воспитанию225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Книги по семейному воспитанию. Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?»

Как построить нормальные отношения с ребёнком?
Как заставить его слушаться?
Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Безусловно можно.
Книга поможет найти ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания Вашего ребёнка. Мне хотелось бы здесь коротко изложить основные правила общения с ребёнком.

ПРАВИЛО 1.

Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

ПРАВИЛО 2.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!".

Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Личность и способность ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

ПРАВИЛО 3.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.

ПРАВИЛО 4.

Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

ПРАВИЛО 5.

Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.

http://sch72.mskzapad.ru/images/cms/data/vechernij_razgovor.jpg

Наши автоматические реакции (12 типов), или что нам мешает слушать нашего ребёнка.

  • Приказы, команды.
  • Предупреждения, предостережения, угрозы.
  • Мораль, нравоучения, проповеди.
  • Советы, готовые решения.
  • Доказательства, логические выводы, нотации, "лекции".
  • Критика, выговоры, обвинения.
  • Похвала.
  • Обзывание, высмеивание.
  • Догадки, интерпретации.
  • Выспрашивание, расследование.
  • Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
  • Отшучивание, уход от разговора.

Подробнее в книге.

http://sch72.mskzapad.ru/images/cms/data/slova_vzroslyh.jpg

ПРАВИЛО 6.

Если ребёнок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда Вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении.

ПРАВИЛО 7. 

Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

ПРАВИЛО 8.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

ПРАВИЛО 9.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, в учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких.

Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.

http://sch72.mskzapad.ru/images/cms/data/deti_hotyat_laski.jpg

Подведём небольшой итог вышесказанного.

1. Безусловно принимать ребёнка.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты (в книге прочитать).

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:

Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть.

Хорошо, что ты пришёл (пришла).

Мне нравится, как ты...

Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем...) вместе.

Ты, конечно,справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть.

Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

УДАЧИ ВАМ И ДУШЕВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Анкеты для родителей: "Агрессивен ли ваш ребёнок?", "Активен ли ваш ребёнок?", "Тревожен ли ваш ребёнок?"

    Ответы на простые анкеты, приведённые ниже, помогут вам найти правильный путь в мир вашего ребёнка, лучше понимать его, находить общий язык....

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...