Здоровый ребёнок – успешный ребёнок
методическая разработка (1 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.deya-t_zozh.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 1 класса
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Спортивно-оздоровительное направление
Программу составила учитель начальных классов I квалификационной категории Колесникова Т.С.
2011 г
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
№ | Форма работы | Тема беседы | Место проведения | Ответственные |
1 | Родительское собрание. | Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. | класс | Кл. рук. Родители. |
2 | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | класс, территория вокруг школы. | Кл. рук. |
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
4 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
5 | Беседа | «Твой новый режим дня» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
7 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Азбука безопасности на дороге». | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
8 | Экскурсия в осенний парк | «Красота осенней природы». | Городской парк | Кл. рук. |
9 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
10 | Подготовка к внеклассному мероприятию | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. | |
11 | Занятие на футбольном поле | «Учимся играть в футбол» | Уч-ль ф-ры. | |
12 | Внеклассное мероприятие | «Волшебница Гигиена» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
13 | Занятие на футбольном поле | «Учимся играть в футбол» | Уч-ль ф-ры. | |
14 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки осторожности». | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
15 | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
16 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
17 | Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
18 | Экскурсия на водоём . | «Жизнь осеннего водоёма» | Окрестности вокруг села. | Кл. рук. Родители. |
19 | Беседа | «Осторожно – тонкий лёд!» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
20 | Подвижные игры на свежем воздухе. | . | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
21 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
22 | Подвижные игры и упражнения с мячами | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
23 | Беседа | «Учимся не болеть» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
24 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
25 | Подготовка к внеклассному мероприятию. | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. | |
26 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
27 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки безопасности пешехода». | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
28 | Внеклассное мероприятие | «Советы Айболита» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
29 | Подготовка к весёлым стартам | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
30 | Спортивные соревнования | Весёлые старты | Спортивный зал. | Кл. рук. |
31 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
32 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
34 | Беседа | «Польза и вред воды» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
35 | Просмотр и обсуждение мультфильмов по Г. Остеру | «Зарядка для хвоста» и пр. | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
36 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
37 | Зимняя экскурсия. | Окрестности вокруг школы | Кл. рук. | |
38 | Родительское собрание | «Семейный зимний отдых» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
39 | Беседа | «Грипп и другие инфекции как с ними бороться» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
40 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
41 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
42 | Упражнения и игры на хоккейной коробке | Учимся чистить лёд. Учимся кататься на коньках | Хоккейная коробка. | Уч-ль ф-ры, кл. рук. |
43 | Лыжная прогулка. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |
44 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
45 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | Спортивный зал. | Кл. рук. | |
46 | Упражнения и игры на хоккейной коробке | Учимся чистить лёд. Учимся кататься на коньках | Хоккейная коробка. | Уч-ль ф-ры, кл. рук. |
47 | Лыжная прогулка. | Спортивная площадка | Кл. рук. | |
48 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях. | Готовимся к эстафете на санках. | Спортивная площадка | Кл. рук. |
49 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
50 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях. | Участвуем в эстафете на санках. | Спортивная площадка | Кл. рук. |
51 | Упражнения и игры на хоккейной коробке | Учимся чистить лёд. Учимся кататься на коньках. | Хоккейная коробка. | Уч-ль ф-ры, кл. рук. |
52 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях. | Готовимся к соревнованиям на льду. | Хоккейная коробка. | Уч-ль ф-ры, кл. рук. |
53 | Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. | «Шайбу, шайбу!» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
54 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
55 | Подготовка к общешкольному мероприятию | «Мама, папа, я спортивная семья» | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
56 | Участие в общешкольном «Дне Здоровья» | Соревнования саночников, лыжников и конькобежцев в своей возрастной группе. | Спортивная площадка Хоккейная коробка. | Уч-ль ф-ры, кл. рук. |
57 | Участие в общешкольном мероприятии. | «Мама, папа, я спортивная семья» | Спортивная площадка. | Кл. рук. |
58 | Беседа | «Наступает весна. Как ваше здоровье?» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
59 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
60 | Беседа | «Правильное питание – залог здоровья» | Кабинет нач. классов. | медработ-ник |
61 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Кл. рук. | |
62 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Учимся играть в баскетбол. | Баскетболь-ная площадка. | Кл. рук. |
63 | Работа в школьном дворе. | Благоустройство клумб. | Школьный двор | Кл. рук. |
64 | Экскурсия в весенний парк | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | Окрестности вокруг села. | Кл. рук. Родители. |
65 | Беседа | «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время» | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. |
66 | Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | парк | Кл. рук. |
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ, июль 2009.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
- «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс 2, Санкт-Петербург 2004.
- «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
- «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."
Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...
Здоровый ребенок- успешный ребёнок.
Детское здоровьесбережение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....
Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление
Основные направления реализации программы: – организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...
Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕI. Пояснительная записка 1. Введение2. Цели и задачи ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"
Рабочая программа рассчитана на все четыре класса....
планирование внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"
Данная разработка представлена для учащихся 1 класса в рамках оказания психологической помощи в адаптации.Цель: формирование основ культуры психологического и физического здоровья у первоклассников.За...