ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Маренко Елена Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ ЕСОШ №1
ст. Егорлыкская РО
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)
Экологическое развитие и воспитание младших школьников в век бурного научно-технического и информационного прогресса, потребительского отношения к природным богатствам и нерационального их использования является весьма актуальным.
За последнее десятилетие в нашей стране предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования подрастающего поколения. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, что привело к необходимости усилению внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения учащихся, через формирование их экологического сознания и поведения.
В современных условиях педагогу, в частности учителю начальной классов, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием путем осуществления нового вида деятельности. Именно деятельность учащихся определена ФГОС как главная ценность обучения.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий экологическую ответственность за состояние и улучшение окружающей среды.
В настоящее время стала очень острой и приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы. В связи с этим громадное значение приобретает экологическое воспитание и развитие младших школьников не только как образовательный процесс, и как аспект нравственного воспитания человека, а, следовательно, общества в целом.
Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, в результате соответствующего экологического воспитания и развития младших школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения.
Небезызвестно, что воспитание младших школьников тесно связано с их развитием, поэтому экологическое воспитание поможет ученикам познать понятие «бережное отношение к природе».
Общество нуждается не только в активных личностях, способных креативно решать существующие проблемы, но и в способных совершенствовать свои знания для сохранения и обогащения природных ценностей. В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.
Чтобы ответить заказу общества, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому развитию и воспитанию младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, где целью является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.
Достижение данной цели возможно с помощью универсальных учебных действий.
Перед школой стоит задача воспитание нового поколения, способного предупредить риск затруднительных состояний, возникающих в природе.
Начальная школа — важнейший этап в становлении когнитивных, духовно-нравственных, предприимчивых отношений учащихся к окружающей среде.
Таким образом, сущность экологического развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС заключается:
- в незаменимости раскрытия разнообразия сложности экологических связей;
- в повышении теоретических знаний и развитии экологического интереса;
- в развитии ответственного отношения к природе;
- в совершенствовании экологической культуры школьников;
- в интеграции базового и дополнительного образования учащихся;
- в инновационной педагогической деятельности учителя начальных классов.
Литература
- Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
- Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
- Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых //Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня. Ростов-на-Дону, 2007
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"
В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...
Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС
В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».
сообщение на тему орфографической зоркости на уроках русского языка...
«Обучение математике младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Процесс изучения математики в начальной школе по мнению А.Г. Асмолова представляет большие возможности для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, потому что обучение математи...