Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности
статья по зож

Хабиева Гульшат Наилевна

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Актуальность.
  2. Анализ ситуации.
  3. Цель и задачи.
  4. Программа реализации проекта.
  5. Изучение   педагогической литературы.
  6. Изучение положительного опыта.
  7. Система работы с учащимися, родителями.
  8. Планируемые результаты.
  9. Механизм оценки  (диагностики, результаты, тесты).
  10.  Литература, Интернет - ресурсы.
  11. Приложение.

Актуальность

Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы. Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

    Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Быть здоровым ─ естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье ─ одна из важнейших ценностей человека.

    Состояние здоровья подрастающего поколения ─ важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитание ребёнка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрана психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Сложившая система медицинского обслуживания детей школьного возраста не обеспечивает на современном этапе эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижению заболеваемости.      

    Однако по мере взросления состояние нашего здоровья всё более зависит от того, как мы распоряжаемся этим природным даром, как мы можем, развивая наши возможности, уравновешивать их с изменяющимися факторами окружающей среды, какой избираем образ жизни и избираем ли здоровый образ жизни. Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.

    Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Под образом жизни понимают способ жизнедеятельности.

Анализ ситуации.

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем. Дети большую часть дня находятся в школе и, получая домашние задания, продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня учебной мотивации, познавательных интересов.

Сбережение здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне - принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования.

 Главная цель всей работы по здоровьесбережению - воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.

Цель: создание  оптимальных условий для формирования  навыков здорового образа жизни  школьников в начальной школе.

      Задачи:

  • способствовать осознанию обучающимися ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  • формировать установку на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
  • сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, воспитать у себя готовность соблюдать эти правила;
  • сформировать представление об особенностях своего характера, навыков, управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Программа реализации проекта.

Изучение психолого-педагогической литературы.

   Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов

Здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

    Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3.Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Изучение положительного опыта.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи, мыслители, педагоги, как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, В.А.Сухомлинский, Г.Л. Билич, Л.В.Назарова, и т.д.

В настоящее время существует множество программ по формированию навыков здорового образа жизни различных авторов: «Мое здоровье» для 1-4 классов, авторы: Ю.В. Науменко, А.В. Щербинина, Комплексно-целевая программа "Здоровье – здоровый образ жизни", комплексная программа «Здоровый образ жизни» автор: Токарева Г.П. и т.д.

Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1.Системный подход.

  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребёнка.
  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

        2.Деятельностный подход.

Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

        3.Принцип «Не навреди!»

Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.

        4.Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Основные направления реализации проекта:

Проект по формированию навыков  ЗОЖ младших школьников включает в себя следующие направления:
1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на одного ученика).
2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
5. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлены на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребёнка.

Внеурочная деятельность

Для решения поставленных  задач предстояло создать рабочую программу по внеурочной деятельности.  Программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

(Приложение)

Формы работы с детьми.

  • беседы
  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • праздники
  • часы здоровья

    Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Формы работы с родителями.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Такая работа необходима  для того, чтобы иметь замкнутую систему пропаганды здорового образа жизни. И это связано с тем, что родители думают, что детей начальной школы мало интересуют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака и алкоголя. К сожалению, факты свидетельствуют об обратном. Дети уже в возрасте 7-10 лет сталкиваются с этими веществами в жизни и интересуются их действием. Ребенок чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам и законам, которые культивируются в семье.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Предполагаемый результат.

Воспитательные результаты работы по формированию здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности можно оценить  по двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;  о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Диагностика

- Мониторинг  состояния здоровья детей

 - «Экран здоровья». 

         ФИ

           ребенка

Физическое развитие

I полугодие

II полугодие

       Вес

Д      Длина тела    

         Группа мебели

          Вес

         Длина тела

          Группа мебели

-Анкета для учащихся младших классов

- «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

Внимательно прочитай и ответь на вопросы

1.  Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:

Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела

2.  На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание

Завтрак 8.00  Обед 13.00  Полдник 16.00  Ужин 18.00  Завтрак 9.00   Обед 15.00  Полдник 18.00

Ужин 21.00

3.  Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4.  Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги перед едой, перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять, после посещения туалета после игры в баскетбол, после того как заправил постель после того как поиграл с кошкой.

5.  Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю

6.  Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот, подставить палец под кран с холодной водой, помазать ранку йодом, помазать кожу вокруг ранки йодом.

7.  Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег, иметь интересных друзей, много знать и уметь, быть красивым и привлекательным, быть здоровым, иметь любимую работу, быть самостоятельным, жить в счастливой семье.

8.  Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

Регулярные занятия спортом, деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать, хороший отдых, знания о том, как заботиться о здоровье, хорошие природные условия, возможность лечиться у хорошего врача, выполнение правил ЗОЖ.

9.  Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка, прогулка на свежем воздухе, завтрак, сон не менее 8 часов, обед, занятия спортом, ужин, душ, ванна.

10.  Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:

Уроки, обучающие здоровью, спортивные соревнования, классные часы о том, как заботиться о здоровье,  викторины, конкурсы, игры; показ фильмов о том, как заботиться о здоровье, праздники на тему здоровья.

 - Тест – опросник

1.  Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология

Зоология

анатомия

2.  Скелет и мышцы образуют:

а) пищеварительную систему;

б кровеносную систему;

в) опорно-двигательную систему.

3.  Мышцы прикрепляются к костям при помощи:

а) сухожилий;

б) суставов;

в) хрящей.

4.  Главную опору нашего организма составляет:

а) копчик;

б) позвоночник;

в) скелет ног.

5.  Сколько органов чувств ты знаешь?

7

6

5

6.  Соедини линиями

Глаза     Орган осязания

Уши      Орган вкуса

Нос       Орган зрения

Кожа     Орган обоняния

Язык      Орган слуха

7.  С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?

Уши

Глаза

Нос

мозг

8.  При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы

Нос

Язык

Глаза

губы

9.  Кожа – это …

а) наружный покров человека;

б) внутренний орган;

в) это обёртка человека

10.  Какой орган отвечает за дыхание человека?

Сердце

Легкие

Почки

11.  Какой орган контролирует работу твоего тела?

Печень

Сердце

Мозг

12.  Какой орган отвечает за переваривание пищи?

Сердце

Легкие

Желудок

За каждый правильный ответ дается один балл

12-16 баллов – высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека.

8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

Ниже 8 баллов – неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.

Список литературы

1. Артемихина, Т. В. Программа воспитательной работы классного руководителя “Школа здоровья и радости” [Текст] / Т. В. Артемихина // Методист. - 2006. - № 3. - С. 36.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотова, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2005. - 528 с.

3. Горн, Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. - 2007. - № 1(4). - С. 59.

4.  Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

6. Казаковцева, Т. С. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 68.

7. Козык, Н. И. Наше здоровье [Текст] / Н. И. Козык // Начальная школа. - 2007. –

№ 7. - С. 51.

8. Колмогорова, Л. С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей [Текст] / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 18.

9. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011

10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной  институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

На курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(04.03 - 09.03.2013 г.)

(01.04 - 05.04.2013 г.)

по теме

«Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Выполнила:

Хабиева Гульшат Наилевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №3

г.о. Сызрань

Самара 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...

Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"

Проект направленный на создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...

Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья"Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности."Из опыта работы....