История родного края
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №464 Пушкинского района Санкт - Петербурга
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ №464
---------------------Киселёва Л. А.
Образовательная программа
«История родного края » .
Направленность: туристско - краеведческая
Возраст учащихся: 8-10 лет.
Продолжительность освоения программы: 3 года
Автор:
Киселёва Ольга Львовна,
Санкт-Петербург
2013
- Пояснительная записка
Направленность программы: туристско – краеведческая.
Наша малая родина носит несколько названий: Ленинградская область, Санкт-Петербург, Павловск, Коммунар… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ленинградской области, познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы,144 часа в год. Продолжительность проведения занятий 45 минут. Занятия осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Владимирской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям
- приобщить учеников к богатой культуре Ленинградской области и Санкт-Петербурга
Форма организации занятии –групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев:
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Ожидаемые результаты:
-после 1-го года занятий
формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: ознакомление детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Формирование практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях городов Павловска и Санкт-Петербурга, о богатстве растительного и животного мира Ленинградской области.
- после 2-го года занятий
- расширение знаний ребенка о Ленинградской области и ее столице. Ознакомление с символикой области, города, с этапами становления города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, формирование знаний о животном и растительном мире Ленинградской области. Формирование знаний о рельефе, полезных ископаемых, водныех ресурсах нашей области.
- после 3-го года занятий
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, ознакомление с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников, расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях, изучение рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Санкт-Петербурга чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ленинградской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Ленинградской области
- описывать достопримечательности города Павловска и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ленинградской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «История родного края» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Ленинградской области , контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Ленинградской области
.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
2.Содержание программы «История родного края»
и примерное тематическое планирование
1 –й год обучения
«Я – павловчанин.»
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
| ||||
№ раздела | Название раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Природа нашего края | 32 | 20 | 52 ч |
2. | Заселение и освоение края | 24 | 24 ч. | |
3. | Рождение и становление г. Павловска | 30 | 10 | 40ч. |
4. | Люди нашего города. | 9 | 7 | 16 ч. |
5 | Итоговое занятие | 2 | ||
Итого | 95 | 49 | 144часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения | |||
Природа ленинградского края (52 ч) | |||
1. | 1. | Вводное занятие. | \Моя малая Родина-город Павловск.. |
4-8 | 2. | Россия. Ленинградская область | Россия. Россия, как страна, в которой живем. Столица - Москва. Ленинградская область - край лесов и болот. Санкт-Петербург-вторая столица. |
9-12. | 3. | Г. Павловск | Павловск. История основания города. Основные вехи развития города. Экскурсия в музей г. Павловска. |
13-16 | 4. | Рельеф. Полезные ископаемые | Рельеф. Полезные ископаемые. Влияние ледника на рельеф местности. Песчаные карьеры. Разработки торфяных месторождений. Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
17-23 | 5. | Реки, озера, болота. Городское озеро | Городское озеро. Реки Славянка, Тызва- основные реки Павловска. Происхождение названия рек. Озера Павловска. Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой |
24-31. | 6 | Растительный мир. | Особенности растительности Ленинградской области. Сосновые леса. Влияние человека на образование лугов. Виды растительного мира , нуждающиеся в охране Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории района |
32-38 | 7 | Животный мир. | Виды животных, обитающих на территории нашего края. Экскурсия в музей леса. |
39-46 | 8 | Охрана природы. | Особо охраняемые природные территории Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. |
47-52 | 9 | Павловский парк. |
|
Заселение и освоение края 24 ч. | |||
51-54 | Жизнь первобытных людей на территории края | Археологические раскопки древнекаменного века. | |
53-58- | Древние стоянки |
| |
59-62 | Первобытные племена и их занятия. | Основа хозяйства древних племен. Бортничество. Появление культа у древнейших людей | |
63-67 | Лесное племя чудь. | Территория заселения племени. Занятия людей племени Соседи племени. | |
68-71 | Костюмы местных жителей. |
| |
72-75. | Традиционные блюда нашей местности |
| |
| |||
Рождение и становление г. Павловска 40 ч. | |||
76-78. | 1 | Первые владельцы Павловска | Экскурсия в Павловский музей. Семья Павла I. |
79-82. | 2 | Садик Марии Федоровны | Занятия членов царской семьи. Экскурсия |
83-88 | 3 | Промыслы края. | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. |
89-94. | 4 | Крупные заводы и фабрики города Санкт-Петербурга. | Экскурсия в музей Петропавловской крепости «Лента времени». |
95-100. | 5 | Моя семья | Разработка краткосрочного проекта «Профессии моей семьи». |
101-104. | 6 | . Архитектура города Павловска. | Посещение фотовыставки «Старый Павловск». |
105-110. | 7 | Улицы родного города. | . История названий улиц города. История страны в названиях улиц, мини-проект. |
Люди нашего города 16 ч. | |||
11-116. | 1. | Моя семья в годы войны. | Творческая работа. Встреча с ветеранами. |
117-124. | 2. | Павловчане - Герои Советского Союза. | Сообщения о подвигах героев павловчан. Экскурсия по местам боевой славы. Памятники Павловска,» Поклонимся великим тем боям…» |
125-128. | 3 | Заключительное занятие «Я-павловчанин». |
|
130-144 | 4 | Мы хотим Вам рассказать | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление |
2-й год обучения
Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Наш город | 23 | 9 | 32 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 55 | 17 | 72 часов |
3. | Люди нашего края | 16 | 4 | 20 часов |
4. | Итоговые занятия | 20 | 20 часов | |
Итого | 94 | 50 | 144часа |
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Наш город (32ч) | |||
1-4. | 1. | Северная столица - Санкт-Петербург.. | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» |
5-8. | 2. | Из истории образования города | Просмотр и обсуждение фрагмента фильма о возникновении города. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
9-12. | 3. | Главные исторические и культурные памятники | Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» |
13-16. | 4. | Достопримечательности нашего города | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. |
17-20. | 5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
21-24 | 6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города. |
25-28 | 7. | Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) | Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. |
29-32 | 8. | Игра – викторина | Практическая работа: Викторина «Почемучек» |
Наша область (72 ч) | |||
33-36 | 1. | Географическое положение Ленинградской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб) | Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах Практическая работа с контурной картой: обозначить Ленинградская область на карте России, наших соседей. |
37-40 | 2. | Ленинградская земля в древности | Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Ленинградскую землю в древности и до наших дней. |
41-44 | 3. | История создания и исследования Земли чухонской (проектная деятельность) | Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) |
45-48 | 4. | Народы Ленинградской области. Национальный состав | Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. |
49-52 | 5. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
53-56 | 6. | Экскурсия в этнографический музей | Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала. |
57-60 | 7. | Города области. История возникновения городов | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
61-64 | 8. | Водные ресурсы. Реки Ленинградской области области на карте России . | Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера |
65-68 | 9. | Водные ресурсы. Реки Ленинградской области. Наводнения. Откуда берут начало и где заканчиваются | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов. |
69-72 | 10. | Водные ресурсы. Озера Ленинградской области. Флора и фауна | Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов |
73-77 | 11. | Рельеф. Уникальность рельефа Ленинградской области | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий. |
78-80 | 12. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое смешанные леса. Растения леса. | Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира леса. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. |
81-84 | 13. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу» | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Ленинградской области. |
85-88 | 14. | Животный мир. Животный мир Ленинградской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Ленинградской области. |
89-92 | 15. | Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира | Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. |
93-96 | 16. | Экскурсия в зоологический музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. |
97-100 | 17. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны | Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Ленинградской области месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны |
101-104 | 18. | Игра «Цветик - семицветик» | Игра «Цветик - семицветик» |
Люди нашего края (20 ч) | |||
105-108 | 1. | Встречи с интересными людьми.(Героями социалистического труда, ветеранами труда…) | Беседа по содержанию. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
109-112 | 2. | Герои в годы Великой Отечественной войны | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) |
113-117 | 3. | Предприятия нашей области. | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о труде жителей области. |
118-120 | 4. | Поэты, писатели (участие обучающихся в классной конференции) | Познакомить со знаменитыми людьми города . (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов, образ города в стихотворениях русских классиков и современников). |
122-124 | 5. | Художники нашего края | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках . |
Резервные занятия (20 ч) | |||
125-129 | 1. | Игра – викторина «Это было интересно» | Викторина «Страницы истории родного края» |
130-132 | 2. | «Город будущего». Организация исследовательской работы | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
133-144 | 3. | Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
3 -й год обучения
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Наш город | 12 | 16 | 28часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 35 | 9 | 44 часа |
3. | Путешествие вглубь веков. | 38 | 6 | 44 часа |
4. | Люди нашего края | 19 | 5 | 24 часа |
5. | Итоговые занятия | 14 | 14 часов | |
Итого | 104 | 40 | 144 часов |
№ занятия в учебном году Тема занятия Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения
Наш город (28 ч)
1-4 Появление города Павловска и близлежащих населённых пунктов (Динамо, ВИР и т.д.)
Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников .
5-8 Истории названий улиц и площадей города
Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)
9-13 Храмы и церкви нашего города Павловска Церковь равноап. Марии Магдалины,св. Николая…
(Экскурсия)
14-17 Экскурсия. Храмы и церкви нашего города Санкт-Петербурга. Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
18-21 Просмотр и обсуждение документального фильма «Храмы Санкт-Петербурга» Санкт- Петербург-город разных конфессий..
Работа в парах: вопросы по содержанию.
22-25 Брейн - ринг «Мой город»
Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город»
26-28 Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»
Беседа по содержанию.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)
Наша область (44 ч)
29-32 Ленинградская Земля в древности Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Ленинградской Земле в прошлом.
33-36 История создания и исследования Земли Северной Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
37-40 Рельеф. Знакомство с рельефом Ленинградской области
Беседа по содержанию.
Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
41-44 Рельеф. Особенности рельефа Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа.
Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
45-48 Полезные ископаемые.
Знакомство с полезными ископаемыми области.
Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.
49-52 Полезные ископаемые.
Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Химическая, металлургическая пищевая промышленностью.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Ленинградской области месторождения полезных ископаемых.
53-56 Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные предприятия нашей области. Значения для области и страны .
Беседа по содержанию.
Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
57-60 Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области.
Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.
61-62 Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области».
Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.
63-64 Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений лесов Фронтальная беседа.
Практическая работа: Игра «Аукцион»
65-66 Растительность. Мир растений лесов Формирование представлений об особенностях природных комплексов области. Лес.
67-68 Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа.
Защита собственных исследовательских проектов.
69-70 Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны.
Фронтальная беседа.
Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.
71-72 Самое интересное о природе Ленинградской области Беседа по содержанию.
Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Ленинградской области» .
Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах
Путешествие вглубь веков (44 ч)
73-77 Палеонтологические находки на территории Ленинградской области.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Ленинградской области»
78-82 Каменная летопись.
Беседа по содержанию.
Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста.
83-87 Экскурсия в Эрмитаж.
Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музее
88-93 Коренные жители.
Беседа по содержанию.
Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.
94-99 Жилища народов, проживающих на территории края Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.
100-104 Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Ленинградского края Фронтальная.
Беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Люди нашего края (24 ч)
105-108 Петр I. Противоречия правления. Диспут. Просмотр презентаций.
109-112 Наш край в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа.
Защита собственных исследовательских проектов.
113-116 Экскурсия в музей Блокады Ленинграда. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия.
119-122 Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)
Беседа по содержанию.
Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)
123-126 Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)
127-129 Почетные граждане нашего края. Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»
Резервное занятие (14ч)
130-144 Составление и разгадывания кроссвордов.
Игра "История земли Ленинградской»
Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край». Игра.
Методики:
Методика наблюдения.
Методика исследования.
Методика анкетирования, беседы.
Дидактические материалы:
Диски об исторических местах Санкт – Петербурга и Павловска, дидактическая игра «Мой город Санкт – Петербург».
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентации, клипы; mimio-игры.
Литература:
- Е. В. Дмитриева Санкт-Петербург (Пособие по истории города с вопросами и заданиями). -Санкт-Петербург КОРОНА принт, 2005
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Издательский дом Федорова, 2011
- Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Самара, 2006.
- Сказки Ленинградской области.Сборник. Санкт-Петербург, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "История родного края в символах и знаках"
Презентация сопровождает классный час, посвящённый символам Белгородской области....
Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"
Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана ( историче...
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.
Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....
"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".
В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой и я прини...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...