Воспитательная система класса "Мир в котором я живу"
материал (3 класс) по теме
Детская энергия неиссякаема. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её. Каждый раз, когда приходят ко мне новые первоклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, творческим? Пока малыши не всех знают по имени, они ещё не успели подружиться друг с другом, и общая цель пока ими не осознанна. Коллектив рождается в совместной и целенаправленной деятельности. А к этой деятельности мы только приступаем.
Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности учащихся (1 класс);
II этап – диагностика развития коллектива (2 – 3 классы);
III этап – диагностика сформированности коллектива (4 класс).
Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
С помощью диагностики получаю данные о воспитанности класса, отдельного ученика и в соответствии с полученными данными анализирую и оцениваю их, координирую и прогнозирую развитие воспитательного процесса в классе.
Уровень воспитанности моего класса изучаю систематически, для этого использую диагностику Н.П.Капустина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.docx | 258.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА |
«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» |
с. Новоселенгинск 2013- 2014гг |
ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего
(полного) общего образования»
Информационная справка о классе
- Общие сведения о классе
В 2011 году приняла 1 класс в составе13 человек. В классе учатся ребята из малых сёл Селенгинского района, отдалённых отар, г. Гусиноозёрска, Джидинского района, с. Новоселенгинск, г. Улан- Удэ. Большинство детей из малообеспеченных семей, которые не посещали детские сады, т.е. не были готовы к обучению в школе. В классе есть дети, оставшиеся без попечения родителей, большинство детей из неполных семей.
3 класс – общеобразовательный класс школы - интернат. Обучается в нем 13 человек, из них 2 девочки и 11 мальчиков. Постоянный состав начал формироваться еще с первого класса данной школы. В 3 классе выбыло 2 ученика по месту жительства и прибыло 2 учащихся.
- Социальный паспорт класса
В классе обучаются учащиеся из 13 семей:
- многодетных семей – 2 (15 %)
- полных семей 4 (30,7 %)
- неполных семей 8 (61,5 %)
- опекунских семей - 1 (7,6 %)
- неблагополучных семей - 2 (15 %)
В классе 17 родителей:
- мамы – 12 (92,3%)
- папы – 5 (38,4 %)
- тётя (опекун) – 1 (7,6 %)
- мамы в декретном отпуске – 2 (15,38 %)
- Работающие родители – 8 (61,5 %)
- Безработные родители – 5 (38,4 %)
Образование родителей:
- средне – специальное – 11 (84,6 %)
- высшее –2 (15,38 %)
- Социум
В классе учатся ребята из малых сёл Селенгинского района, отдалённых отар, г. Гусиноозёрска, г. Улан-Удэ, Джидинского района, с. Новоселенгинск.
- с. Тохой – 2 (15,38 %)
- с. Цайдам – 1 (7,6 %)
- г. Гусиноозёрск – 2 (15,38 %)
- г. Улан Удэ – 4 (30,76 %)
- местность Улзыта (Кяхтинский р-он) – 1 (7,6 %)
- с. Гусиное озеро - 1 (7,6 %)
Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.
- Качество знаний обучающихся по итогам года:
| 1 класс (год) | 2 класс (год) | 3 класс (1 полугодие) | ||
Успеваемость | Качество | Успеваемость | Качество | ||
Математика | Безоценочное обучение, все успешно переведены во 2 класс | 100% | 51% | 100% | 57% |
Русский язык | 100% | 43% | 100% | 43% = | |
Литературное чтение | Читают выше нормы – 100% | 100% | 71% | 100% | 73% |
- Уровень воспитанности учащихся
Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.
С помощью диагностики получаю данные о воспитанности класса, отдельного ученика и в соответствии с полученными данными анализирую и оцениваю их, координирую и прогнозирую развитие воспитательного процесса в классе.
Уровень воспитанности моего класса изучаю систематически, для этого использую диагностику Н.П.Капустина.
Диагностика уровня воспитанности
Уч. годы | Классы | Высокий | Хороший | Средний | Низкий |
2011 - 2012 | 1 | 7 | 1 | 4 | 1 |
2011 – 2012 | 1 | 6 | 2 | 3 | 2 |
2012 – 2013 | 2 | 8 | 3 | 1 | 1 |
2012 - 2013 | 2 | 9 | 2 | 1 | 1 |
2013 - 2014 | 3 | 9 | 2 | 3 | - |
- Уровень сплоченности и развития классного коллектива
Детская энергия неиссякаема. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её. Каждый раз, когда приходят ко мне новые первоклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, творческим? Пока малыши не всех знают по имени, они ещё не успели подружиться друг с другом, и общая цель пока ими не осознанна. Коллектив рождается в совместной и целенаправленной деятельности. А к этой деятельности мы только приступаем.
Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности учащихся (1 класс);
II этап – диагностика развития коллектива (2 – 3 классы);
III этап – диагностика сформированности коллектива (4 класс).
На первом этапе методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе. Такие методики как «Если бы ты был волшебником», «Космическое путешествие», «Солнце, дождик, тучка», «День рождения», «Загадай желания», «Золотая рыбка», методика незаконченных предложений и т.д.
На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучения уровня нравственного развития личности и духовно – нравственной атмосферы в классном коллективе. Такие методики как «Цветик семицветик», «Магазин», «Приглашение в гости», «Психологическая атмосфера в коллективе» и т.д.
На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом. Такие методики как «Какой у нас коллектив», «Анкетирование» и др.
К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего «Я». Ребята живут по правилу «Один за всех и все за одного». Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.
Методика А.Н.Лутошкина.
Результаты оценивания развития коллектива
по методике Лутошкина А.Н. «Какой у нас коллектив?»
Годы | Класс | Уровни развития коллектива |
2011 - 2012 | «Песчаная россыпь» | |
1 | Каждая песчинка сама по себе. Вроде бы все вместе, и в то же время каждый отдельно | |
2012 - 2013 | «Мягкая глина» | |
2 | Отношения разные – доброжелательные, конфликтные, нет опыта проведения совместных работ. Коллектив не очень сплочённый. Коллективные дела организуются по просьбе учителя. | |
2013 - 2014 | «Мерцающий маяк» | |
3 | Коллектив стремится к тому, чтобы каждый шёл верным путём. Авторитетны лидеры, организаторы, но активность проявляется не у всех и не постоянно. |
По результатам диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.
- Развитие самоуправления в классе
На первой ступени обучения основное внимание уделяется формированию ключевых и образовательных компетенций в условиях классного коллектива. В создании благоприятного климата в классном коллективе классному руководителю помогает актив класса, целью которого является организация досуга и общения. Актив класса избирается открытым голосованием всех учащихся. При распределении обязанностей между членами актива класса учитывается желание ребёнка.
Педагог совместно с активом класса и родителями создают необходимые условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях спортом.
Совет класса – это орган классного самоуправления. В состав класса избираются лучшие представители классного коллектива, которые возглавляют направления работы.
Староста
- контролирует работу секторов, помогает в организации дел класс
- контроль внешнего вида
- организация дежурства по классу
Учебный сектор
- контроль за успеваемостью в классе
- помощь классному руководителю в проверке дневников и т.д.
Культмассовый сектор
- организация участия класса в проведении различных классных, общешкольных мероприятий и конкурсов
Спортивный сектор
- организация спортивных мероприятий и конкурсов в классе
- организация участия класса в различных общественных мероприятиях и соревнованиях и т.д.
Трудовой сектор
- организация уборок территории и проведения генеральных уборок в классе и т.д.
Санитарный сектор
- организация питания в столовой
- организация дежурства в комнатах
Редколлегия
- подготовка оформления к праздникам и вечерам в классе
- организация участия класса в конкурсах газет
Для изучения уровня самоуправления в классе использовалась методика профессора М.И.Рожкова. По итогам диагностики выявлено, что 100% учащихся включены в самоуправленческую деятельность коллектива, 45% - в управленческую деятельность школьного коллектива. Уровень самоуправления в классе высокий. Ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».
Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся являются примером для всех. Совершенно равнодушных к делам класса и школы тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.
Учащиеся любят проводить вместе время, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).
Управление воспитательной системой
- Характеристика занятости учащихся во внеурочное время
Учащиеся 3 класса 100 % занимаются в кружках и секциях дополнительного образования на базе школы, вне школы – Районный центр дополнительного образования детей, детская «Школа искусств».
Учебный год | 2013 – 2014 | ||
№ | Название кружков и секций | Количество учащихся | % от числа обучаемых |
1 | «Шашки и шахматы» | 13 | 100 |
2 |
| 13 | 100 |
3 |
| 6 | 46,1 |
4 |
| 2 | 15,3 |
5 |
| 5 | 38,4 |
6 |
| 5 | 38,4 |
7 |
| 11 | 84,6 |
Во внеурочное время я с учащимися моего класса работаю по программе внеурочной деятельности «Оригами», создание условий для творческого развития детей через занятия оригами.
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Дополнительное образование способствует развитию творческих способностей детей, их самовыражению, самооценки в достижении результатов творческой деятельности.
- Уровень физического развития и здоровья детей
В школе разработана и реализуется программа «Здоровье». В рамках национального проекта «Здоровье» в школе проводится диспансеризация учащихся, по итогам которой формируются списки детей, находящихся на диспансерном учёте. Медицинскими работниками школы ведётся листок здоровья, где определены дети по группам здоровья. В классе на диспансерном учёте находится 1 ученик в III группе здоровья – 8 %, во II группе здоровья – 8 учеников – 61 %, в I группе – 4 учеников – 31 %.
Распределение учащихся по группам здоровья
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
3 класс 2013-2014 уч. год | 4 | 8 | 1 |
Сводная таблица по заболеваемостям II группы:
№ | 2 группа здоровья | Количество |
1 | Миопия I | 1 |
2 | Анемия І степени | 1 |
3 | Кариес, хронический периодонтит | 2 |
4 | ДУЩЖ І степени | 2 |
5 | Аденоиды ІІІ ст. | 1 |
6 | Консультация психолога | 1 |
В воспитательной работе использую здоровьесберегающие технологии с целью улучшении ситуации со здоровьем детей. Использую следующие формы:
- профилактические беседы
- спортивные мероприятия
- сюжетно – ролевые игры
- игры по правилам – конкурсы, викторины
- мини-проекты
Одной из важнейших задача в своей воспитательной работы по формированию здоровья младшего школьника определяю – помочь ребёнку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.
Модель личности выпускника
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
- Сформированные представления о человеке и окружающем мире.
- Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
- Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Выпускник начальной школы является носителем следующих качеств:
Гражданские качества | Нравственные качества | Интеллектуальные способности | Общая культура |
- знание своих прав и обязанностей; - долг и ответственность перед своей семьей и школой; - осознанность своих поступков; - патриотизм; | - понятие чести, достоинства; - умение жить в коллективе; | - сформированный запас ЗУН; - использование ЗУН на практике; - понимание, что учеба - этот труд; | - приобщение к ценностям бурятского народа, его традициям и обычаям; - чувство прекрасного; -внешний опрятный вид; |
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса.
Важно классному руководителю, воспитателю, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству, следовать высказыванию В.Г.Белинского: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»
Продолжительность программы : 4 года. Возраст обучающихся : 7 -11 лет. Основные направления работы:1. «Я...
Программа воспитательной деятельности "Мир, в котором Я живу"
Программа расчитана на 4 года....
Презентация воспитательной программы Мир в котором я живу
В программе представлена система воспитательной работы на 4 года....
Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"
Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...
Программа воспитательной работы "МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ"
Программа воспитательной работы "Мир, в котором я живу" расчитана на реализацию в 1-4 классах. Программа содержит пояснительную записку, содержание по 11 направлениям воспитательной компоненты, календ...
Воспитательная программа " Мир, в котором я живу"
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу...
Содержание программы воспитательной работы «Мир, в котором я живу»
Содержание программы воспитательной работы «Мир, в котором я живу»...