Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов.
статья по теме
Воспитательная роль учебных предметов, изучаемых по программе УМК «Школа России», в гражданском становлении учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 740.5 КБ |
Воспитательная роль учебных предметов в гражданском становлении учащихся начальных классов. | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Г Р Ж Д Е О А Н К А Е Л В О Н А Т С С Н И Е
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он готов встать на её защиту и словом, и делом, в том числе с оружием в руках. Патриотизм – глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством как в историческом, культурном и территориальном аспекте, так и в нераздельной сопричастности с его природой, культурой и народными традициями. Это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Задачи воспитательной системы «Школа – дом социального здоровья»: Развитие творческого потенциала учеников и реализация его в различных сферах деятельности . Воспитание и развитие потребностей в здоровом образе жизни . Приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа , формирование потребностей личности ребенка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении . Формирование общечеловеческих норм гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям, умения быть хорошим семьянином, товарищем). Воспитание уважения к закону, повышение правовой культуры учащихся, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям – сохранение окружающей среды, природы, общественных сооружений, духовных и материальных ценностей своего народа. Формирование патриотизма, чувства гордости за свое Отечество через знание истории своей страны и воспитание ответственности за ее будущее . Воспитание культуры достойного поведения в детском коллективе и в обществе. Создание условий для участия детей в управлении собственной ученической деятельностью . Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт и использовать его в своей деятельности.
Авторский коллектив УМК «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова) Учебные предметы. Учебники. Авторы учебников Математика. Учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,С.И. Волкова, С.В. Степанова Филология. Обучение грамоте. Учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов Филология. Русский язык Учебник «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Филология. Литературное чтение. Учебник «Родная речь» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова Окружающий мир Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков Искусство. ИЗО. Технология. Учебник «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский Искусство. Музыка. Учебник «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников идёт по следующим направлениям: Изучение государственной символики РФ. Изучение народного творчества, обычаев, традиций, народных промыслов. Изучение истории Своего Отечества. Изучение природы родного края, экологическое воспитание. Знакомство с культурным наследием России в областях литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, с достижениями в науке и спорте. Знакомство с жизнью и деятельностью людей, прославивших Россию. Знакомство с основами государственного и экономического устройства РФ, правовой культуры, правилами поведения в обществе, с географическим и политическим положением РФ. Формирование семейных ценностей.
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Изучение государственной символики РФ. «Окружающий мир» 1 класс 2 класс 3 класс 4класс «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?» «Россия – священная наша держава» «Общество» «Славные символы России» «Обучение грамоте» «Азбука» «Россия – Родина моя» (изучение буквы Я) «Музыка» Изучение гимна РФ. «Изобразительное искусство» Изображение государственного флага РФ в тематическом рисовании и в изображении поздравительных открыток.
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Изучение народного творчества, обычаев, традиций, народных промыслов. «Окружающий мир» 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс «Когда появилась одежда?» «Правила вежливости» «Путешествие по Оке» (народные промыслы и традиции старинных русских городов) «Золотое кольцо России» «Такие разные праздники» «Путешествие по России» «Литературное чтение» «Азбука»: Русские народные сказки. Пословицы и поговорки о любви к Родине (изучение буквы Н). «Родная речь»: Странички для чтения дома «Из старинных книг…» Раздел «Устное народное творчество» Раздел «Устное народное творчество» «Народные промыслы России» (Гжель, Дымковская игрушка, Богородская резная игрушка, Хохлома, Палех) Раздел «Летописи. Былины. Жития.» «Русский язык» Упражнения, в которых языковым материалом стали сказки народов России, былины, народные пословицы и поговорки, колыбельные и обрядовые песни, потешки. «ИЗО» Изучение истории русского костюма, русского народного зодчества, русского народного творчества в ДПИ (Гжель, Дымково, Мстёра, Полхов-Майдан Городец, Хохлома, Палех, Жостово, Вологодское кружево, и т.п.), иллюстрирование русских народных сказок. «Музыка» «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?», «Жанры и выразительные средства в народной музыке», «Частушки», «На великий праздник собралась Русь!», «Традиции русского народа», «Покров. Осенины.», «От Рождества до Крещения», «Оркестр русских народных инструментов», «Композитор – имя ему народ».
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Изучение истории Своего Отечества. «Окружающий мир» «Мир глазами историка» Раздел «Страницы истории Отечества» (от жизни древних славян до истории Российского государства конца XX века) «Обучение грамоте» «Азбука»: Беседа о защитниках Отечества(изучение буквы Й) Беседа об истории русского ВМФ (изучение буквы Ф) «Литературное чтение» Раздел «Родина» «Русский язык» Упражнения, в текстах которых рассказывается о защитниках Отечества, о героических событиях, происходивших в тяжёлые для страны годы, об исторических открытиях (например, отрывок из книги З. Романовской «Откуда взялось слов Русь?» «Изобразительное искусство» Картины с изображением великих полководцев России, изучение исторического и батального жанров , темы для рисования, связанные с важными историческими событиями и праздничными датами:«9 мая – День победы!», «День защитника Отечества», «Непобедимая и легендарная!», антивоенный плакат, иллюстрирование литературных произведений на исторические темы. «Музыка» «Слава земле русской!», «За Русь мы все стеной стоим», М. Глинка «Иван Сусанин»
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Изучение природы родного края, экологическое воспитание. «Окружающий мир» 1 класс «Как зимой помочь птицам?», «Как ухаживать за кошкой и собакой?», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?», «Когда ты станешь взрослым?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?». 2 класс «Наше отношение к окружающим», «Про воздух и про воду», «Невидимые нити», «Красная книга», «Будь природе другом!» 3 класс «Значение природы для людей», «Мир глазами эколога», «Природа в опасности!», «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана животных», «Экологическая безопасность». 4класс «Прошлое и настоящее глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества», раздел «Природа России», раздел «Родной край – часть большой страны». «Литературное чтение» Раздел «О братьях наших меньших», раздел «Люблю природу русскую», раздел «Люби живое», раздел «Природа и мы» «Русский язык» Упражнения, в которых тексты содержат описание красоты родной земли в разные времена года и в разных уголках нашей необъятной Родины, рассказывают об особенностях растительного и животного мира России, её сокровищах живой и неживой природы (оз. Байкал, р. Ангара, р. Енисей, Сибирь, тундра). «Математика» Задачи, в которых содержатся сведения о растительном или животном мире России, о примерах бережного отношения к природе («Орлы поднимаются на высоту 3000 м , журавли – до 4000м. Вырази высоту полёта этих птиц в км», «В прошлом году в заповеднике заготовили на зиму 14 стогов сена для подкормки лосей, а в этом году – в 3 раза больше. На сколько больше стогов заготовили в этом году?», «В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили?») «Изобразительное искусство» Рисование родной природы, растений и животных родного края, тематическое рисование на экологические темы (плакаты). «Музыка» «Край, в котором ты живёшь»; изучение песен, воспевающих красоту русской природы.
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Знакомство с культурным наследием России в областях литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, с достижениями в науке и спорте. «Окружающий мир» 1 класс «Зачем летают в космос?» 2 класс «Как человек научился плавать и летать», «Культура и образование», «Путешествие в космос», «Путешествие по родной стране», «Путешествие по Москве», «Город на Неве», «Путешествие по Оке» 3 класс «Золотое кольцо России» 4класс «Страна городов», «Из книжной сокровищницы Руси», «Путешествие в древнюю Москву», «Врата учёности», «Град Петра», «М.В. Ломоносов», «Страницы истории XIX века», «Страна, открывшая путь в космос», «Путешествие по России» «Литературное чтение» «Азбука»: И. Никитин «Русь» (изучение звука и буквы Н) Беседа о Москве (изучение буквы М), К.Д. Ушинский «Наше Отечество», В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь» «Родная речь» : Странички для чтения дома «Из старинных книг…» Раздел «Русские писатели». Разделы «Поэтические тетради» (стихи великих русских поэтов-классиков: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, И.З. Сурикова, К.Д. Бальмонта, И.С. Никитина, А.А. Блока, А.Н. Плещеева, Е.А. Баратынского, В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Раздел «Чудесный мир классики». Стихи и рассказы замечательных детских поэтов и писателей. «Русский язык» Упражнения, в которых тексты содержат рассказы о знаменитых городах России – Москве и Санкт-Петербурге. «Математика» Задачи, в которых идёт речь о выдающихся достижениях, которыми гордится Россия ( «Полёт первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут?», «Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, а масса второго спутника Земли 508 кг. На сколько кг масса второго спутника больше массы первого?», «На аэродроме было 8 самолётов Ил-86 и 9 самолётов Ту-134. Прилетели ещё 3 самолёта. Сколько самолётов стало?») «ИЗО» Знакомство с репродукциями великих русских художников. Тема Родины в творчестве русских художников. Старинные города России в репродукциях русских художников. «Музыка» Знакомство с музыкальными произведениями великих русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.И. Рахманинова, «Музыка русской православной церкви».
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Знакомство с жизнью и деятельностью людей, прославивших Россию. «Окружающий мир» Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, кн. Олег (Вещий), кн. Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, кн. Ярослав Мудрый, кн. Юрий Долгорукий, кн. Александр Невский, кн. Иван Калита, кн. Дмитрий Донской, св. Сергий Радонежский, Иван III , Иван Грозный, Иван Фёдоров, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Ермак Тимофеевич, Пётр Великий, М.В. Ломоносов, В.В. Докучаев, Екатерина Великая, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, Василий Тропинин, Александр II , Николай II , Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв, В.И. Суриков, П.П. Бажов, Федот Шубин, Ф.Г. Волков, И.И. Левитан, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов, В.В. Путин, Д.А. Медведев… «Литературное чтение» «Азбука»: Пётр Великий (изучение буквы П), Первоучители словенские Кирилл и Мефодий, Иван Фёдоров, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. «Родная речь»: Раздел «Русские писатели» (П.П. Ершов, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов); Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров»; И. Билибин, В. Васнецов. Раздел «Чудесный мир классики». «Русский язык» Упражнения, в которых дети учатся писать имена, фамилии, отчества знаменитых людей России («Павлов, Мечников, Тимирязев, Вавилов – великие естествоиспытатели. Они – гордость России.»). Тексты упражнений, в которых рассказывается о жизни замечательных людей (о А.П. Гайдаре, А.В. Суворове, А.С. Пушкине). «Изобразительное искусство» В Серов, И. Айвазовский, А. Пластов, А. Куинджи, И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан, братья Васнецовы, Н. Ромадин, И. Машков, В. Поленов, К. Коровин… «Музыка» «Святые земли русской», Первоучители словенские Кирилл и Мефодий, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.И. Рахманинов, Д.Б. Кабалевский.
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Знакомство с основами государственного и экономического устройства РФ, правовой культуры, правилами поведения в обществе, с географическим и политическим положением РФ. «Окружающий мир» 1 класс «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?»,«Как путешествует письмо?» 2 класс «Город и село»,«Что такое экономика?», «За покупками», «Все профессии важны», «Куда пойти лечиться?», «Берегись автомобиля!», «Пожар!», «Как нужно купаться?», «Очень подозрительный тип…», «Правила вежливости», «Мы – зрители и пассажиры» 3 класс «Общество», «Здоровый образ жизни». «Огонь, вода и газ», «Дорожные знаки», «Чтобы путь был счастливым», раздел «Чему учит экономика» 4класс «Такие разные праздники», «Основной закон России и права человека», «Дети имеют право на особую заботу и помощь», «Мы – граждане России», «Литературное чтение» В. Осеева «Волшебное слово», М.М. Зощенко «Ёлка», «Золотые слова», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», В. Осеева «Волшебное слово» … «Русский язык» Упражнения, в которых дети знакомятся с написанием слов «Россия», «Москва», «Кремль», «Красная площадь», с правописанием географических названий русских городов, рек, озёр, морей и т.п. «Математика» Задачи, связанные с простейшими экономическими расчетами в повседневной жизни граждан – покупателей, фермеров, рабочих, водителей и людей других профессий – теми, кем они возможно в будущем станут. («Директор предприятия часто ведёт международные переговоры по телефону. Одна минута разговора с Белоруссией стоит 3 р. 30 к., с Францией – 13 р. 90 к., с Китаем – 15 р. 50 к. Сколько стоили его переговоры, если состоялось 5 разговоров с Белоруссией, 3 разговора с Францией и 2 разговора с Китаем, если каждый разговор длится в среднем 3 минуты?», «Фермеры продали государству 1364 т пшеницы, ржи – на 276 т меньше, чем пшеницы, а гречихи – в 8 раз меньше, чем продали ржи. Сколько тонн гречихи продали фермеры?», «Между Москвой и Санкт-Петербурга расположен город Тверь. От Москвы до Твери по железной дороге 167 км. Это на 317 км меньше, чем от Твери до Санкт-Петербурга. Поставь вопрос и реши задачу.») «Изобразительное искусство» Рисование плакатов на противопожарную тему, на тему ПДД, на тему «Здоровый образ жизни», в которых дети учатся выражать свою гражданскую позицию.
Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность Учебный предмет Формирование семейных ценностей. «Окружающий мир» 1 класс 2 класс 3 класс 4класс «Как путешествует письмо?» «Наш дом» «Наша дружная семья» «Здоровый образ жизни» «Семейный бюджет» «Такие разные праздники» «Литературное чтение» «Азбука» Русские народные сказки, «Россия – Родина моя» (изучение буквы Я) «Родная речь» (неполный перечень) Странички для чтения дома «Из старинных книг…» С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете» М.М. Зощенко «Ёлка», «Золотые слова», «Великие путешественники» П.П. Бажов «Серебряное копытце» А.П. Чехов «Мальчики» Л.Н. Толстой «Детство», «Акула», «Прыжок» К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» А.И.Куприн «Слон» М.М. Пришвин «Моя Родина» А.П Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама» В.Ю. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным» Ю Ермолаев «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?» «Русский язык» Тексты и иллюстрации упражнений, в которых дети видят пример для поведения в семье, отношения к родителям, близким людям, узнают нравственные ценности своего народа (В. Осеева «Три сына», составление рассказа по рисункам «Подарок маме», «Встреча с любимым учителем»). «Математика» Задачи, в которых обрисовываются ситуации поведения в семье, с которых дети должны брать пример («В соревнованиях участвовали семьи, в каждой папа, мама и дети. 80 человек были семьи с тремя детьми, 60 человек – с двумя детьми. Поставь вопрос и реши задачу.», «Катя вышила 6 маленьких салфеток и 3 больших. Она подарила 3 салфетки маме. Сколько салфеток осталось у Кати для подарков бабушке и сестре?», «Саша навестил бабушку. К ней он шёл пешком 30 минут, а обратно ехал на велосипеде и затратил времени на 20 мин меньше. Что обозначает выражение 30 + (30 - 20)?», «Аня и Оля помогали маме лепить пирожки. Аня слепила 2 пирожка, Оля – столько же. Сколько всего пирожков слепили девочки?») «Изобразительное искусство» Изучение бытового жанра в живописи, тема семьи, матери в творчестве русских художников, рисование поздравительных открыток к праздникам «8 Марта», «День защитника Отечества», «День Матери», «Новый год», изображение семьи, совместного отдыха, профессий родителей и родственников, семейных праздников.
Гражданско-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. И если сегодня мы будем воспитывать патриотов, деловых людей со сформированной гражданской позицией, значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого учителя к делу воспитания и образования молодого поколения.
Предварительный просмотр:
С поступлением ребёнка в школу связано становление его самостоятельности, гражданственности, усвоение им норм и правил общения. В этот период времени у него возникает новый уровень самосознания – внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. И огромную роль в становлении личности ребёнка, формировании его внутренней позиции играют гордость за свою страну, понимание неповторимости и богатства её культурных традиций. Гражданское воспитание в России традиционно связывается с идеей патриотического воспитания. Можно сказать, что условием формирования гражданского сознания учащихся как раз и является патриотическое воспитание. Оно всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», который требует реализации. Оставшись невостребованным, он «засыхает», а это приводит к тому, что пробуждающиеся силы молодого организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых растёт от года к году, что очень актуально для нашего района.
Зарождаясь из любви к своему краю, своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к стране, к своему Отечеству. Только став патриотом, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности своего народа.
Но для начала выясним, кого мы считаем патриотом, и что мы называем патриотизмом.
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он готов встать на её защиту и словом, и делом, в том числе с оружием в руках.
Патриотизм – глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством как в историческом, культурном и территориальном аспекте, так и в нераздельной сопричастности с его природой, культурой и народными традициями. Это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
К сожалению, в недалёком прошлом школьное патриотическое воспитание было сведено «на нет». Этому способствовало немало факторов: смена политического строя, усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, на которой должно базироваться патриотическое воспитание. Освобождение образования от груза политизации и идеологизации прошлых лет сопровождалось просчётами, приведшими к дефициту основных ценностей, включающих такие личностные качества, как гражданственность и патриотизм.
С тех пор произошли существенные изменения. Современная Россия после периода перестроек, экономического краха, унижений и оскорблений начала возвращать к себе прежнее уважение и значимость на мировой арене. А это значит, что прошли времена, когда говорить о любви к России было стыдно, а критиковать, и даже ругать своё государство модно и современно. В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества. РФ вновь должна стать сильной мировой державой, что невозможно без воспитания её граждан патриотами. И роль школы в этом плане переоценить трудно. Поэтому, чтобы исправить сложившуюся в 90-ые годы ситуацию, были разработаны и приняты на государственном уровне Программа развития воспитания в системе образования (1999г), Государственная программа патриотического воспитания граждан России (2001-2005г), ставшие основными документами в области гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Работая заместителем директора по ВР, я знакомилась со многими воспитательными системами различных ОУ и могу определённо сказать, что в любой современной школе гражданско-патриотическое направление является приоритетным в воспитании. Хочу показать это на примере своей школы.
Программа развития воспитательной системы МОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа» носит название «Школа – дом социального здоровья». В этой программе перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи, определяющие содержание воспитательной деятельности:
- Развитие творческого потенциала учеников и реализация его в различных сферах деятельности.
- Воспитание и развитие потребностей в здоровом образе жизни.
- Создание условия для участия детей в управлении собственной ученической деятельностью.
- Приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребностей личности ребенка к дальнейшему осознанному стремлению в духовной обогащении.
- Формирование общечеловеческих норм гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям, умения быть хорошим семьянином, товарищем).
- Воспитание уважения к закону, повышение правовой культуры учащихся, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям – сохранение окружающей среды, природы, общественных сооружений, духовных и материальных ценностей своего народа.
- Формирование патриотизма, чувства гордости за свое Отечество через знание истории своей страны и воспитание ответственности за ее будущее.
- Воспитание культуры достойного поведения в детском коллективе и в обществе.
- Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт и использовать его в своей деятельности.
Как вы можете заметить, основной упор в нашей системе воспитания ставится на формирование гражданина и патриота своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через различные компоненты внеучебной деятельности на внутриклассном, общешкольном и внешкольном уровнях.
Но ошибочно думать, что гражданственность и патриотизм формируются лишь на классных часах и внеклассных мероприятиях. В первую очередь они формируются непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый учитель при планировании очередного урока ставит перед собой как образовательные, так и воспитательные цели. От того, какие цели поставит учитель, зависит тот результат, который он получит в итоге. И в очень большой степени этот результат достигается благодаря современному УМК, включающему учебники и ученые пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям нового стандарта образования.
Именно таким комплектом является УМК «Школа России», по которому работает наша школа.
Авторский коллектив УМК «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова)
Учебные предметы. Учебники. | Авторы учебников |
Математика. Учебник «Математика» | М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова |
Филология. Обучение грамоте. Учебник «Русская азбука» | В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов |
Филология.Русский язык Учебник «Русский язык» | Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова |
Филология. Литературное чтение. Учебник «Родная речь» | М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова |
Окружающий мир Учебник «Мир вокруг нас» | А.А. Плешаков |
Искусство. ИЗО. Учебник «Изобразительное искусство» | Б.М. Неменский, Л.А. Неменская |
Искусство. Музыка. Учебник «Музыка» | Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина |
Созданный в 2001 году, получивший самое широкое признание в школах России, этот комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени и постоянно совершенствуется. Основным принципом построения УМК «Школа России» является приоритет воспитания в образовательном процессе. Программа, которая реализуется через данный УМК, предполагает в первую очередь воспитание граждан - гражданское образование. Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа «Школа России» призвана развить у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитать любовь и уважение к родной природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.
Большую часть содержания учебников УМК «Школа России» составляют родиноведческие и краеведческие знания. Кроме того, у младших школьников благодаря этой программе закладываются основы экономических знаний и правовой культуры, необходимые для их гражданского становления.
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам многонациональной и многоконфессиональной России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам РФ. Дети знакомятся с образцами благородного служения Отечеству. Они видят причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, начинают понимать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Причём они получают непросто «книжные» знания, но и доступный младшему школьнику опыт гражданского поведения, что бы уже в этом возрасте почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников идёт по следующим направлениям:
- Изучение государственной символики РФ.
- Изучение народного творчества, обычаев, традиций,
народных промыслов.
- Изучение истории Своего Отечества.
- Изучение природы родного края, экологическое воспитание.
- Знакомство с культурным наследием России в областях литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, с достижениями в науке и спорте.
- Знакомство с жизнью и деятельностью людей, прославивших Россию.
- Знакомство с основами государственного и экономического устройства РФ, правовой культуры, правилами поведения в обществе,
с географическим и политическим положением РФ.
- Формирование семейных ценностей.
Хочу отметить, что рассматривая такие учебные предметы, как «Русский язык» и «Математика», мы не можем говорить о конкретных темах, несущих в себе гражданско-патриотическую воспитательную направленность, в отличие от других предметов, таких как «Окружающий мир» и «Литературное чтение». В учебниках предмета «Русский язык» воспитательный характер имеет тот языковой материал, который содержится в упражнениях. Это могут быть отрывки из русских народных сказок, из литературных произведений наших замечательных поэтов и писателей. Часто встречаются упражнения, построенные на основе русских народных пословиц и поговорок, многие из которых учат любви к родной земле, например:
«Родная земля и в горсти мила.», «На Родине и чёрный хлеб сладок.», «Человек без Родины, что соловей без песни.», «Кто с честью дружит, тот верно Родине служит.»
Упражнения, в текстах которых описывается природа и её явления, времена года, растительный и животный мир России, учат видеть, любоваться и восхищаться красотой и неповторимостью родной земли. Кроме того, встречаются тексты упражнений, имеющие непосредственно патриотическое содержание:
Упр.25 (2 кл.) «Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!» С. Дрожжин
Упр.18 (2 кл.)«Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья.
Это – русская сторонка, это – родина моя!» М. Исаковский
Упр.91 (2 кл.)«На свете много стран больших и много малых есть,
И для народностей любых язык свой – это честь.» Н. Банко
Упр. 1 (3 кл.) «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга, меткий, как стрелы,
певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» А.Н. Толстой.
Упр. 69 (3 кл.) «Отечеством мы зовём нашу страну. В ней жили наши отцы и деды. Здесь
мы родились. Здесь говорят на родном языке. Всё здесь родное. Родина
вскормила и вспоила нас.» К.Д. Ушинский.
В учебниках подобраны прекрасные тексты. И только от учителя зависит, как содержание учебников будет использовано на уроке, и будет ли оно способствовать гражданскому становлению учеников.
В учебниках по математике мы обращаем внимание на текстовые задачи, сюжеты которых могут своим содержанием воспитывать в ребёнке определённые качества, такие как нравственность, хозяйственность, уважение к близким, предприимчивость, а так же разумное и бережное отношение к окружающей среде.
Посмотрим, каким образом учебники УМК «Школа России» отражают эти направления.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом, гимном нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Изучение государственной символики РФ. | ||||
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность | |||
«Окружающий мир» | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4класс |
«Что мы знаем о нашей стране и своём городе?» | «Россия – священная наша держава» | «Общество» | «Славные символы России» | |
«Обучение грамоте» «Азбука» | «Россия – Родина моя» (изучение буквы Я) | |||
«Музыка» | Изучение гимна РФ. | |||
«Изобразительное искусство» | Изображение государственного флага РФ в тематическом рисовании и в изображении поздравительных открыток. |
Знакомство с символами России не может быть ограничено государственной символикой. Ведь для нашей страны характерными считаются немало разных чудес, по которым о величии нашей страны судят во всем мире – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и народных промыслов. Изучений произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение поделками мастеров разных направлений прикладного искусства также способствует формированию у учащихся чувства гордости своей страной, её умельцами. Таким образом, формирование чувства патриотизма происходит тогда, когда внутренний мир ребёнка соприкасается с национальными ценностями, идеалами, традициями.
Изучение народного творчества, обычаев, традиций, народных промыслов. | ||||
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4класс | |
«Окружающий мир» | «Когда появилась одежда?» | «Правила вежливости» «Путешествие по Оке» (народные промыслы и традиции старинных русских городов) | «Золотое кольцо России» | «Такие разные праздники» «Путешествие по России» |
«Литературное чтение» | «Азбука»: Русские народные сказки. Пословицы и поговорки о любви к Родине (изучение буквы Н). «Родная речь»: Странички для чтения дома «Из старинных книг…» | Раздел «Устное народное творчество» | Раздел «Устное народное творчество» «Народные промыслы России» (Гжель, Дымковская игрушка, Богородская резная игрушка, Хохлома, Палех) | Раздел «Летописи. Былины. Жития.» |
«Русский язык» | Упражнения, в которых языковым материалом стали сказки народов России, былины, народные пословицы и поговорки, колыбельные и обрядовые песни, потешки. | |||
«Изобразительное искусство» | Изучение истории русского костюма, русского народного зодчества, русского народного творчества в ДПИ (Гжель, Дымково, Мстёра, Полхов-Майдан Городец, Хохлома, Палех, Жостово, Вологодское кружево, и т.п.), иллюстрирование русских народных сказок. | |||
«Музыка» | «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?», «Жанры и выразительные средства в народной музыке», «Частушки», «На великий праздник собралась Русь!», «Традиции русского народа», «Покров. Осенины», «От Рождества до Крещения», «Оркестр русских народных инструментов», «Композитор – имя ему народ» |
Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться – борьба с татаро-монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизма на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные события, формирующие новое поколение героев и патриотов. Эти и другие славные и важные для страны события изучаются школьниками на уроках окружающего мира, литературного чтения и других учебных предметах.
Изучение истории Своего Отечества. | |
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность |
«Окружающий мир» | 4 класс: «Мир глазами историка» Раздел «Страницы истории Отечества» (от жизни древних славян до истории Российского государства конца XX века) |
«Обучение грамоте» | «Азбука»: Беседа о защитниках Отечества(изучение буквы Й) Беседа об истории русского ВМФ (изучение буквы Ф) |
«Литературное чтение» | 4 класс: Раздел «Родина» |
«Русский язык» | Упражнения, в текстах которых рассказывается о защитниках Отечества, о героических событиях, происходивших в тяжёлые для страны годы, об исторических открытиях (например, отрывок из книги З. Романовской «Откуда взялось слов Русь?» |
«Изобразительное искусство» | Картины с изображением великих полководцев России, изучение исторического и батального жанров , темы для рисования, связанные с важными историческими событиями и праздничными датами:«9 мая – День победы!», «День защитника Отечества», «Непобедимая и легендарная!», антивоенный плакат, иллюстрирование литературных произведений на исторические темы. |
«Музыка» | «Слава земле русской!», «За Русь мы все стеной стоим», М Глинка «Иван Сусанин» |
Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у ребёнка в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, благодаря урокам «Окружающего мира» и других учебных предметов, подросшие школьники, в зависимости от сферы своей деятельности социального статуса, постараются сделать всё лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
Изучение природы родного края, экологическое воспитание. | |
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность |
«Окружающий мир» | 1 класс «Как зимой помочь птицам?», «Как ухаживать за кошкой и собакой?», «Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?», «Когда ты станешь взрослым?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?». 2 класс «Наше отношение к окружающим», «Про воздух и про воду», «Невидимые нити», «Красная книга», «Будь природе другом!» 3 класс «Значение природы для людей», «Мир глазами эколога», «Природа в опасности!», «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана животных», «Экологическая безопасность». 4класс «Прошлое и настоящее глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества», раздел «Природа России», раздел «Родной край – часть большой страны». |
«Литературное чтение» | Раздел «О братьях наших меньших», раздел «Люблю природу русскую», раздел «Люби живое», раздел «Природа и мы» |
«Русский язык» | Упражнения, в которых тексты содержат описание красоты родной земли в разные времена года и в разных уголках нашей необъятной Родины, рассказывают об особенностях растительного и животного мира России, её сокровищах живой и неживой природы (оз. Байкал, р. Ангара, р. Енисей, Сибирь, тундра). |
«Математика» | Задачи, в которых содержатся сведения о растительном или животном мире России, о примерах бережного отношения к природе («Орлы поднимаются на высоту 3000 м , журавли – до 4000м. Вырази высоту полёта этих птиц в км», «В прошлом году в заповеднике заготовили на зиму 14 стогов сена для подкормки лосей, а в этом году – в 3 раза больше. На сколько больше стогов заготовили в этом году?», «В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили?») |
«Изобразительное искусство» | Рисование родной природы, растений и животных родного края, тематическое рисование на экологические темы (плакаты). |
«Музыка» | «Край, в котором ты живёшь»; изучение песен, воспевающих красоту русской природы. |
Воспитание чувства гордости за свою Родину можно и нужно начинать с того, чтобы дети знакомились с художественными произведениями на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, отражающими славу и мощь родной страны, воспевающими её подлинных героев и подающими положительные примеры. Очень важно, чтобы дети знали о великих открытиях российской науки, о спортивных достижениях наших чемпионов, о вкладе России в мировую культуру.
Знакомство с культурным наследием России в областях литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, с достижениями в науке и спорте. | |
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность |
«Окружающий мир» | 1 класс «Зачем летают в космос?» 2 класс «Как человек научился плавать и летать», «Культура и образование», «Путешествие в космос», «Путешествие по родной стране», «Путешествие по Москве», «Город на Неве», «Путешествие по Оке» 3 класс «Золотое кольцо России» 4класс «Страна городов», «Из книжной сокровищницы Руси», «Путешествие в древнюю Москву», «Врата учёности», «Град Петра», «М.В. Ломоносов», «Страницы истории XIX века», «Страна, открывшая путь в космос», «Путешествие по России» |
«Литературное чтение» | «Азбука»: И. Никитин «Русь» (изучение звука и буквы Н) Беседа о Москве (изучение буквы М), К.Д. Ушинский «Наше Отечество», В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь» «Родная речь»: Странички для чтения дома «Из старинных книг…» Раздел «Русские писатели». Разделы «Поэтические тетради» (стихи великих русских поэтов-классиков: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, И.З. Сурикова, К.Д. Бальмонта, И.С. Никитина, А.А. Блока, А.Н. Плещеева, Е.А. Баратынского, В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Раздел «Чудесный мир классики». Стихи и рассказы замечательных детских поэтов и писателей. |
«Русский язык» | Упражнения, в которых тексты содержат рассказы о знаменитых городах России – Москве и Санкт-Петербурге. |
«Математика» | Задачи, в которых идёт речь о выдающихся достижениях, которыми гордится Россия ( «Полёт первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут?», «Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, а масса второго спутника Земли 508 кг. На сколько кг масса второго спутника больше массы первого?», «На аэродроме было 8 самолётов Ил-86 и 9 самолётов Ту-134. Прилетели ещё 3 самолёта. Сколько самолётов стало?») |
«Изобразительное искусство» | Знакомство с репродукциями великих русских художников. Тема Родины в творчестве русских художников. Старинные города России в репродукциях русских художников. |
«Музыка» | Знакомство с музыкальными произведениями великих русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.И. Рахманинова, «Музыка русской православной церкви». |
В обществе всегда существовала система «эталонов» патриотического поведения, которая создавала условия для формирования у подрастающего поколения не только патриотических идеалов, но и гражданского самосознания. В качестве идеала патриотической личности чаще всего выступают исторические личности, внесшие вклад в развитие страны, герои военных действий, деятели искусства и науки, спортсмены. На страницах учебников УМК «Школа России» дети узнают о жизни людей, составляющих национальное достояние России. Учащиеся знакомятся с деятелями отечественной политики, науки, культуры, искусства и спорта, с их славой и достижениями.
Знакомство с жизнью и деятельностью людей, прославивших Россию. | |
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность |
«Окружающий мир» | Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, кн. Олег (Вещий), кн. Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, кн. Ярослав Мудрый, кн. Юрий Долгорукий, кн. Александр Невский, кн. Иван Калита, кн. Дмитрий Донской, св. Сергий Радонежский, Иван III, Иван Грозный, Иван Фёдоров, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Ермак Тимофеевич, Пётр Великий, М.В. Ломоносов, В.В. Докучаев, Екатерина Великая, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, Василий Тропинин, Александр II, Николай II, Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв, В.И. Суриков, П.П. Бажов, Федот Шубин, Ф.Г. Волков, И.И. Левитан, И.П. Павлов, Н.И. Вавилов, В.В. Путин, Д.А. Медведев… |
«Литературное чтение» | «Азбука»: Пётр Великий (изучение буквы П), Первоучители словенские Кирилл и Мефодий, Иван Фёдоров, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. «Родная речь»: Раздел «Русские писатели» (П.П. Ершов, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов); Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров»; И. Билибин, В. Васнецов. Раздел «Чудесный мир классики». |
«Русский язык» | Упражнения, в которых дети учатся писать имена, фамилии, отчества знаменитых людей России («Павлов, Мечников, Тимирязев, Вавилов – великие естествоиспытатели. Они – гордость России.»). Тексты упражнений, в которых рассказывается о жизни замечательных людей (о А.П. Гайдаре, А.В. Суворове, А.С. Пушкине). |
«Изобразительное искусство» | В Серов, И. Айвазовский, А. Пластов, А. Куинджи, И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан, братья Васнецовы, Н. Ромадин, И. Машков, В. Поленов, К. Коровин… |
«Музыка» | «Святые земли русской», Первоучители словенские Кирилл и Мефодий, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.И. Рахманинов, Д.Б. Кабалевский. |
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства, принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, к требованиям, которые гражданам предъявляет общество, быть ответственным за свои поступки и неравнодушным к тому, что происходит вокруг. Знания основ правовой культуры и простейшие экономические знания приближают учащихся к пониманию устройства своего государства, помогают им в их гражданском становлении. Ну и конечно, каждый гражданин РФ должен знать, где расположена его страна на карте, как она велика и богата природными ресурсами, и какую важную роль она играет во всём мире.
Знакомство с основами государственного и экономического устройства РФ, правовой культуры, правилами поведения в обществе, с географическим и политическим положением РФ. | |
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность |
«Окружающий мир» | 1 класс «Что мы знаем о нашей стране и своём городе?»,«Как путешествует письмо?» 2 класс «Город и село»,«Что такое экономика?», «За покупками», «Все профессии важны», «Куда пойти лечиться?», «Берегись автомобиля!», «Пожар!», «Как нужно купаться?», «Очень подозрительный тип…», «Правила вежливости», «Мы – зрители и пассажиры» 3 класс «Общество», «Здоровый образ жизни». «Огонь, вода и газ», «Дорожные знаки», «Чтобы путь был счастливым», раздел «Чему учит экономика» 4класс «Такие разные праздники», «Основной закон России и права человека», «Дети имеют право на особую заботу и помощь», «Мы – граждане России», |
«Литературное чтение» | В. Осеева «Волшебное слово», М.М. Зощенко «Ёлка», «Золотые слова», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», В. Осеева «Волшебное слово» … |
«Русский язык» | Упражнения, в которых дети знакомятся с написанием слов «Россия», «Москва», «Кремль», «Красная площадь», с правописанием географических названий русских городов, рек, озёр, морей и т.п. |
«Математика» | Задачи, связанные с простейшими экономическими расчетами в повседневной жизни граждан – покупателей, фермеров, рабочих, водителей и людей других профессий – теми, кем они возможно в будущем станут. («Директор предприятия часто ведёт международные переговоры по телефону. Одна минута разговора с Белоруссией стоит 3 р. 30 к., с Францией – 13 р. 90 к., с Китаем – 15 р. 50 к. Сколько стоили его переговоры, если состоялось 5 разговоров с Белоруссией, 3 разговора с Францией и 2 разговора с Китаем, если каждый разговор длится в среднем 3 минуты?», «Фермеры продали государству 1364 т пшеницы, ржи – на 276 т меньше, чем пшеницы, а гречихи – в 8 раз меньше, чем продали ржи. Сколько тонн гречихи продали фермеры?», «Между Москвой и Санкт-Петербурга расположен город Тверь. От Москвы до Твери по железной дороге 167 км. Это на 317 км меньше, чем от Твери до Санкт-Петербурга. Поставь вопрос и реши задачу.») |
«Изобразительное искусство» | Рисование плакатов на противопожарную тему, на тему ПДД, на тему «Здоровый образ жизни», в которых дети учатся выражать свою гражданскую позицию. |
2008 год в нашей стране был объявлен «Годом семьи». Тем самым государство своим приоритетом сделало семейное воспитание. А это значит, что формирование семейных ценностей становится государственным заказом школе. Кроме того, семья всегда была фундаментом крепкого, сильного государства и составляла культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Государство заинтересованно в том, чтобы его граждане создавали прочные семьи, и задача школы – воспитание будущего семьянина.
Формирование семейных ценностей. | ||||
Учебный предмет | Темы, задания, упражнения, имеющие гражданско-патриотическую воспитательную направленность | |||
«Окружающий мир» | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4класс |
«Как путешествует письмо?» | «Наш дом» «Наша дружная семья» | «Здоровый образ жизни» «Семейный бюджет» | «Такие разные праздники» | |
«Литературное чтение» | «Азбука» Русские народные сказки, «Россия – Родина моя» (изучение буквы Я) «Родная речь» (неполный перечень) Странички для чтения дома «Из старинных книг…» С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете» М.М. Зощенко «Ёлка», «Золотые слова», «Великие путешественники» П.П. Бажов «Серебряное копытце» А.П. Чехов «Мальчики» Л.Н. Толстой «Детство», «Акула», «Прыжок» К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» А.И.Куприн «Слон» М.М. Пришвин «Моя Родина» А.П Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама» В.Ю. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным» Ю Ермолаев «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?» | |||
«Русский язык» | Тексты и иллюстрации упражнений, в которых дети видят пример для поведения в семье, отношения к родителям, близким людям, узнают нравственные ценности своего народа (В. Осеева «Три сына», составление рассказа по рисункам «Подарок маме», «Встреча с любимым учителем»). | |||
«Математика» | Задачи, в которых обрисовываются ситуации поведения в семье, с которых дети должны брать пример («В соревнованиях участвовали семьи, в каждой папа, мама и дети. 80 человек были семьи с тремя детьми, 60 человек – с двумя детьми. Поставь вопрос и реши задачу.», «Катя вышила 6 маленьких салфеток и 3 больших. Она подарила 3 салфетки маме. Сколько салфеток осталось у Кати для подарков бабушке и сестре?», «Саша навестил бабушку. К ней он шёл пешком 30 минут, а обратно ехал на велосипеде и затратил времени на 20 мин меньше. Что обозначает выражение 30 + (30 - 20)?», «Аня и Оля помогали маме лепить пирожки. Аня слепила 2 пирожка, Оля – столько же. Сколько всего пирожков слепили девочки?») | |||
«Изобразительное искусство» | Изучение бытового жанра в живописи, тема семьи, матери в творчестве русских художников, рисование поздравительных открыток к праздникам «8 Марта», «День защитника Отечества», «День Матери», «Новый год», изображение семьи, совместного отдыха, профессий родителей и родственников, семейных праздников. | |||
«Музыка» | Разучивание детских песен, исполняемых в кругу семьи. |
И, наконец, не могу не сказать ещё об одном учебном предмете, введение которого в учебный план начальной школы 3 года назад было вызвано необходимостью формирования у младших школьников любви к своей малой Родине. Цитируя авторов, уроки этого предмета должны у учащихся «…вызвать тёплое чувство сопричастности к родной земле, её храмам и жилищам, природе, слову…». Я говорю о региональном курсе «Наш край». В нашей школе он изучается интегрировано. А так как я была «первопроходцем» в этом изучении, мне пришлось самой совмещать программу курса «Наш край» с программами учебных предметов, изучаемых по УМК «Школа России». И хотя это было очень трудоёмким делом, надо сказать, что все темы курса «Наш край» находили своё отражение в нашем УМК, а многие даже дублировались. Это ещё раз подтверждает тот факт, что УМК «Школа России» несёт в себе ярко выраженный воспитательный характер, формирующий будущего гражданина и патриота.
Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что всё, что мы вкладываем в наших детей сегодня, скажется на нашем будущем и будущем нашей страны. Гражданско-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. И если сегодня мы будем воспитывать патриотов, деловых людей со сформированной гражданской позицией, значит можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого учителя к делу воспитания и образования молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык".1класс.УМК "Школа России"
Рабочая программа с пояснительной запиской и контрольной работой...
Программа "Мир логики" для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов(4 класс).
Внеурочная деятельность по математике....
Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов в контексте долгосрочного проекта «А много ли мы знаем о Победе».
Материал из опыта работы...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1-4 Школа России
Материал содержит рабочую программу по окружающему миру на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 1-4 Школа России
Материал содержит рабочую программу по литературному чтению на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
Материал содержит выступление и презентацию на педагогическом совете по теме " Формирование гражданской идентичности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира"...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...