Методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению "Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4-ых классов по теме "Экспедиция по местам боевой славы Коаснодарского края"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой призыв выбрал народ страны и Кубани во время войны? ВСЁ ДЛЯ ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ ФРОНТА
И так, наша первая остановка в городе Новороссийске
9 сентября 1943 года началось наступление войск Северо-Кавказского фронта. Одновременно с высадкой десанта в порт Новороссийск на суше советские воины нанесли сокрушительные удары по врагу
Город-герой Новороссийск
Следующая станция – город Туапсе.
В декабре 1941 года на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Гитлеровцы стремились сравнять город с землей: 465 раз они варварски бомбили город, совершая, так называемые "звездные налеты"- 70-90 самолетов одновременно. За 1942 год гитлеровцы сбросили на Туапсе более 10 тысяч бомб. В центре города не осталось практически ни одного крупного здания. Памятник установлен на так называемой Горке Героев. В этом месте захоронены останки 50 неизвестных солдат, принимавших участие в обороне города во время ВОВ
Памятник героям зенитчикам
Д алее отправляемся в город Крымск на Сопку Героев
« НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ » Евгения Жигуленко Зоя Парфёнова Надежда Попова Марина Раскова Екатерина Рябова Евдокия Никулина
Война бросала похоронки, Давила болью всю страну, А эти милые девчонки Спешили в небо на войну. «Ласточки» над фронтом
С 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года длилась фашистская оккупация Краснодара. Эти шесть месяцев стали самыми страшными за всю его историю. Во время немецкой оккупации города нацисты применяли машины смерти - «душегубки». За время оккупации погибли более 13 тысяч горожан. Краснодар во время ВОВ Завод им. Седина после оккупации Нефтеперегонный завод
Тест 1. Город-герой Краснодарского края М) Москва Н)Горячий Ключ О)Новороссийск 2.Оккупация г. Краснодара П)август 1942г С)22 июня 1941г Т) 9 августа 1942г 3.Как фашисты называли лётчиц 46-Таманского авиаполка? Н)сестрёнками Л)ночными ведьмами О) ласточками 4.Сколько А.И. Покрышкин сбил вражеских самолётов? И) 59 К) 63 Л) 49
5. Единственная в стране женщина, удостоенная полководческой награды – ордена Суворова. Т) Е. Жигуленко Ч)Е. Бершанская Щ) О. Иващенко 6.Освобождение Кубани от фашистских захватчиков. Н)9 октября 1943 г. О) 12 февраля 1943 г. П)28 января 1943г. 7. В каком городе фашисты впервые применили машины – душегубки? М)г. Горячий Ключ Н)г. Новороссийск О)г. Краснодар О Т Л И Ч Н О
Сведения об авторе Димкова Наталья Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 МО Абинский район ndimkova@list.ru
Интернет - ресурсы http://yablor.ru/blogs/nochnie-vedmi/2436892 (картинка ночные ведьмы) http://vmusice.net/mp3/%ED%EE%F7%ED%FB%E5+%E2%E5%E4%FC%EC%FB Камбурова Елена «Погибшие в небе за Родину» кф В небе "ночные ведьмы" http://24smi.org/article/11403-nochnye-vedmy-legenda-vvs-rossii.html http://www.istpravda.ru/digest/9826/ http:// ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/tuapse.php http:// raion-tuapse.ru/novosti/meropriyatiya-prazdniki-festivali/12718-tuapse-gorod-voinskoj-slavy.html http:// ordenrf.ru/geroi-rossii/gorod-geroy-novorossiysk.php http:// tbrus.ucoz.ru/publ/gorod_geroj_novorossijsk/1-1-0-103 http:// ppt4web.ru/istorija/gorodgerojj-novorossijjsk.html http:// miranimashek.com/photo/animacija_animashki/55 http:// kartinki-gif.ru/photo/9_maja_den_pobedy/animashki_saljut_k_9_maja/25-0-563
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
муниципального образования Абинский район
«Экспедиция по местам боевой славы
Краснодарского края»
Внеклассное занятие по кубановедению
4 класс
Автор:
Димкова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
МО Абинский р-он
2015 г.
Тема: «Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края»
Предмет: кубановедение
Класс: 4
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине
Задачи:
- познакомить учащихся с подвигами героев – земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны;
- сформировать чувство гордости за свою страну, за свою малую Родину, свой народ;
- развивать познавательный интерес к изучению истории малой Родины;
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом.
УУД:
Предметные - познакомить с подвигами земляков в годы ВОВ;
Личностные – воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков;
Регулятивные – понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Коммуникативные – развивать умение работать в парах, группах;
Познавательные – формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации; умение анализировать, сравнивать.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для работы в парах, толковый словарь Ожегова.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Откройте души и сердца,
Скажите тёплые слова.
Друг другу улыбнитесь,
Добрее стать стремитесь!
II.Актуализация знаний.
1.Учитель: в этом году исполняется 70-лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашизмом. В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название этой пишется с большой буквы. А когда началась Великая Отечественная война?
Ученики: 22.06.1941г
Учитель: А когда закончилась ВОВ?
Ученики: 09.05.1945 г.
Учитель: Сколько лет длилась война? Какие главные сражения вы знаете в годы Великой Отечественной войны?
Ученики: Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Кавказ.
2.Сообщение темы и целей урока.
(Слайд 1 – щелчком мыши – появляется тема урока, нажатием на знак слева внизу начнётся воспроизведение аудиозаписи «Священная война»)
Учитель: (Учитель говорит слова на фоне музыки):
22 июня 1941 года в 4 часа утра, в воскресенье, на советские города и сёла обрушились немецкие бомбы и снаряды. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Рядом, плечом к плечу, сражались бойцы разных национальностей: русский и грузин, таджик и украинец.
Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину – Кубань. Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.
- Сегодня мы совершим экспедицию по историческим страницам нашей малой родины – Кубани.
III. Этап мотивации к учебной деятельности.
Учитель: Мы не можем не вспомнить ту страницу истории Краснодарского края, которая связана с Великой Отечественной войной.
Не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшный кровавый след по всему краю. Наше поколение помнит, какой ценой досталась победа.
Учитель: Какой призыв выбрал народ страны и Кубани во время ВОВ?
(Слайд 2 ) (щелчком мыши появляются слова – призыв в перемешанном виде), (учащиеся составляют призыв, отвечают, через несколько секунд проверка, анимация «появление» «Всё для фронта, всё для победы»)
Учитель: Лозунг “Всё для фронта, всё для победы!” с особой силой подчёркивал то, что исход смертельной схватки с фашизмом решался не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Главная задача тыла: перевод народного хозяйства на военные рельсы. При этом важнейшее значение придавалось перебазированию производительных сил из западных и центральных районов СССР в восточные. Это была вынужденная и очень сложная задача, так как в связи с неудачным развитием событий на фронте враг овладел стратегической инициативой, господством в воздухе и настойчиво рвался вглубь СССР.
Просмотр документального фильма «Великая Отечественная война на Кубани».
Этап актуализации пробного действия.
Учитель: Какие новые факты вы узнали из просмотра документального фильма. (ученики отвечают) Названия каких городов Краснодарского края вы услышали?
Учитель: Отправляемся в нашу экспедицию. Ребята, посмотрим на физическую карту Краснодарского края. Покажите город Новороссийск.
(Слайд 3 – нажатием на красный кружок «отправляемся» в город Новороссийск.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: «Новороссийск – город - герой»
(Слайды 4-6 – анимация «появление» фото памятных мест
г.Новороссийска.)
Подвиг Новороссийска в годы Великой Отечественной войны известен всей стране. Этот памятник-ансамбль героям-малоземельцам воздвигнут на месте высадки морского десанта. Именно сюда холодной зимой 1943 года высадился морской десант под командованием майора Цезаря Куникова.
225 дней шли кровопролитные бои на этом маленьком клочке земли.
(Памятник-ансамбль героям малоземельцам.)
У самого въезда в «Долину смерти» выросло «железное дерево». Это самый необычный из всех памятников на земле. По форме памятник напоминает взрыв. Он сооружён из кусков снарядов, мин, бомб. И весу в нём 1250 килограммов. Именно столько смертоносного груза приходилось на каждого малоземельца. (Памятник «Взрыв».)
Этот памятник – символ немеркнущей славы героев-защитников, памятник-светильник. Воздвигнут на площади Героев в честь освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
(Памятник «Вечный огонь)
Много памятников в Новороссийске. Они – постоянное напоминание жителям и гостям города о священном долге перед Родиной.
Через 30 лет после окончания войны городу Новороссийску было присвоено звание город-герой.
Ученик: Читает отрывок из стихотворения В. Бакалдина
«Здравствуй, город!» Знаменит он ратной славой, гордой славой боевой.
Всем народом, всей державой город признан как герой!
Работа в парах. (У учащихся на столах дополнительные тексты с описанием боевых сражений в г. Новороссийске, Дети читают и отмечают знаком «+» то, что они знали, и знаком «-« новую информацию.)
(Слайд 6 – по стрелке возвращаемся на физическую карту Краснодарского края на слайд №3)
Учитель: Найдите на карте г. Туапсе.
(слайд 3 – нажатием мыши на красный кружок рядом с городом Туапсе, отправляемся по памятным местам города Туапсе.
(Слайд 7 – станция – город Туапсе)
(Слайд 8 – нажатием мыши появляется информация)
Учитель: В декабре 1941 года на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Гитлеровцы стремились сравнять город с землей: 465 раз они варварски бомбили город, совершая, так называемые "звездные налеты"- 70-90 самолетов одновременно. За 1942 год гитлеровцы сбросили на Туапсе более 10 тысяч бомб. В центре города не осталось практически ни одного крупного здания. (Остановка у памятника на так называемой Горке Героев).
Учитель: В этом месте захоронены останки 50 неизвестных солдат, принимавших участие в обороне города во время ВОВ.
(слайд 9 – остановка у памятника зенитчикам)
(Ученики самостоятельно читают тексты с боевыми сражениями, проходившими в г. Туапсе)
(слайд 9 - по стрелке возвращаемся на физическую карту Краснодарского края на слайд №3)
Учитель: следующей станцией будет город Крымск. Найдите его на карте.
(слайд 3- нажатием мыши, на красный кружок рядом с г. Крымск, отправляемся туда – слайд 10 «Сопка Героев»
Учитель: Работа с текстом «Ласточки» над фронтом».
1. Самостоятельное чтение текста (у каждого ученика карточка с текстом или учебник):
2. Анализ текста по вопросам.
«Ласточки» над фронтом.
Это была удивительная воинская часть: в ней служили только девушки-добровольцы. Лётчицы умело управляли небольшими самолётами и точно сбрасывали бомбы на вражеские дороги, переправы, эшелоны.
Боевые вылеты совершали ночью: это был полк ночных бомбардировщиков. От заката до рассвета вновь и вновь поднимались в чёрное небо под лучами вражеских прожекторов легкокрылые самолёты, неся грозный бомбовый груз. Каждая из девушек выполняла за одну ночь по 8 – 10 вылетов. Фашисты боялись и ненавидели лётчиц, прозвали их «ночными ведьмами». А наши бойцы называли девчат «сестрёнками» и «ласточками».
С февраля 1943 года лётчицы из женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Более пяти тысяч боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.
(Слайд 11 – нажатием мыши появляется название «Ночные ведьмы» ,
(слайд 12 – анимация - на слайде движется отрывок из стихотворения, появляется горящая свеча – в память о погибших).
Учитель: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Вопросы по содержанию:
- О ком вы прочитали?
- Как называли девушек-лётчиц наши бойцы?
- А как их называли фашисты? Почему?
Ученики: Фашисты боялись и ненавидели лётчиц. Немцы окрестили их «ночными ведьмами» Командиром лётного полка была Евдокия Давыдовна Бершанская. Боевые вылеты совершали ночью; это был полк ночных бомбардировщиков. Выключив двигатель, бесшумно планируя, как бумажный самолётик, незамеченными, подбирались лётчицы к немецким объектам и сбрасывали бомбы – смертельный груз.
Учитель: Ласточки, совушки, ангелы – называли их наши войска. Здесь на Кубани, полк Бершанской понёс самые большие потери. Лётчиц хоронили в братской могиле, в центральном сквере станицы Пашковской. Краснодарцы сражались с врагом не жалея своей жизни. И вот, наконец, пришло долгожданное освобождение 12 февраля 1943г.
Физминутка.
(дети выполняют движения с флажками под песню «Едут, едут по Берлину наши казаки!»)
V.Закрепление. ( Обобщение полученных знаний)
Многонациональная победа Кубани в Великой Отечественной войне.
Ученик:
И по сей день выстрелы грохочут,
Офицеры вновь идут на бой.
Наш народ – он только мира хочет, Неба чистого над головой.
И в Берлине, и в Афганистане,
И в Чечне – вновь офицеры в бой,
Так, когда умолкнет, перестанет
Бить наган и все уйдут домой?
Учитель: Во время Великой отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, к нам на Кубань, куда война тогда ещё не дошла. Их радушно принимали кубанцы, люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были, не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.
И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на земле не будет войн, террористических актов.
Творческий проект (работа в группе)
Учитель: В знак содружества со всеми людьми сделаем дерево мира. Для этого каждый обведёт свою ладошку на лист цветного картона, вырежет и прикрепит её к заранее заготовленной веточке, общей для всех ладошек. В результате у нас получится веточка мира, дружбы и сотрудничества.
( дети представляют свою работу «Дерево добра»)
Итог урока.
Тест.
(Слайд 14-15, отвечая на вопрос, щелчком мыши будет подчёркиваться правильный ответ, в результате из букв, соответствующих правильному ответу должно получиться слово ОТЛИЧНО)
Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, какие чувства возникали у вас во время нашей экспедиции?
- Что вы расскажите об этом своим родителям?
- Ребята, спасибо за активность, находчивость, творчество.
Путь к победе был неимоверно долог и труден. И чем дальше в историю уходит Великая Отечественная война, тем с большей силой проявляется величие бессмертного подвига советского народа, наших земляков. Я желаю вам счастья и любви, чистого неба, мира; помнить о подвигах нашего великого народа, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями
Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....
Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"
Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ». Методическая разработка рассчитана на обучающи...
Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"
Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...
Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"
Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края , растениями и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...
Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Виртуальная экскурсия в музей космической славы"
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для учителей начальных классов. «Виртуальная экскурсия в музей космической славы» - образовательное событие, в рамках ...