"Сквозь века, в века грядущие" интеллектуальная игра для учащихся 4-5 классов.
методическая разработка (4 класс) на тему

 Варварина Оксана Николаевна

Эта игра посвящена 200 летию Бородинского сражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvoz_veka_v_veka_gryadushchie_igra_4_kl.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

Учитель: Варварина Оксана Николаевна

Заседание интеллектуального клуба «Хочу всё знать» (игра « Сквозь века, в века грядущие »).

Параллель 4 – ых классов.

Игра «Сквозь века, в века грядущие»

Цели игры:

     Образовательные: обобщить знания обучающихся о событиях  

                                           Отечественной войны 1812 года, пробудить  

                                           интерес к истории и её событиям; содействовать

                              приобретение детьми опыта эмоционально -                    

                                           ценностных отношений, связанных  с

                                           исторической памятью народа;

                                           совершенствовать коллективные формы

                                           работы.

     Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; интерес к

                                      чтению художественных и исторических

                                           произведений; уважительное отношение к

                                           членам  команды; самостоятельность в принятии

                                           решений.

     

     Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные  

                                        способности обучающихся.

Оборудование: презентация, грамоты.

Заседание интеллектуального клуба     «Хочу всё знать»

(игра «Сквозь века, в века грядущие» 4 – е классы)

Учитель Варварина О.Н.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие родители, уважаемые гости. Сегодня у нас второе заседание интеллектуального клуба «Хочу всё знать», которое пройдёт в форме игры под названием «Сквозь века, в века грядущие», а её участники  учащиеся 4- ых классов (слайд 1).

      Поприветствуем команду  4 А класса, команду 4Б класса и команду 4В класса.

-Послушайте правила сегодняшней игры: (слайд 2)

- Перед вами игровое поле, разбитое на 5 секторов с шестью вопросами, оцениваемыми 100, 200, 300,400,500,600 баллов. Чья команда даёт больше правильных ответов и соответственно получает большее количество баллов, тот и победитель. Если на вопрос команда не отвечает, то на него может ответить другая команда.

      - Оценивать ответы команд будет авторитетное жюри. Поприветствуем членов жюри – это…

       - Итак, начинаем игру.

Исторические события

100

200

300

400

500

600

Герои войны 1812 года

100

200

300

400

500

600

Бородинское сражение

100

200

300

400

500

600

Народное ополчение

100

200

300

400

500

600

Памятники архитектуры

100

200

300

400

500

600

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

        100 – Какому событию посвящены эти строки М.Ю.Лермонтова

                            Вам не видать таких сражений!..

                            Носились знамена, как тени,

                            В дыму огонь блестел,

                            Звучал булат, картечь визжала,

                            Рука бойцов колоть устала,

                            И ядрам пролетать мешала

                            Гора кровавых тел…

(Отечественная война 1812 года), ( слайд 3 ).

            200 – Какому событию посвящены эти строки М.Ю.Лермонтова

                            Скажи – ка, дядя, ведь не даром

                            Москва, спалённая пожаром,

                            Французу отдана?

                            Ведь были ж схватки боевые,

                            Да, говорят, ещё какие!

                            Недаром помнит вся Россия

                            Про день…

(Бородинское сражение) , ( слайд 4 ).

           300 – Какое событие произошло 1 сентября 1812 года в деревне Фили?

 (1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный совет русского командования. М.И.Кутузов отдал приказ оставить Москву, чтобы спасти армию, а значит и всю Россию! 2 сентября русская армия вышла из Москвы), ( слайд 5 ).

        400 – Какому событию посвящены эти строки А.С.Пушкина

                   Напрасно ждал Наполеон,

                Последним счастьем упоенный,

                Москвы коленопреклоненной

                С ключами старого Кремля:

                Нет, не пошла Москва моя

                К нему с повинной головою.

                Не праздник, не приемный дар,

                Она готовила …

(Пожар в Москве. Армия Наполеона стояла в Москве недолго. В городе начались пожары, грабежи и бесчинства французов. Москва почти полностью сгорела. Не прошло и месяца, как французская армия ушла из Москвы)

 500 Чем запомнилось в истории сражение на реке Березине?

(Армия Наполеона была разбита. В середине ноября Наполеон с гвардией переправился через реку Березину и бежал,бросив своих соотечественников на произвол судьбы)

  600 – Куда был сослан «владыка мира» после поражения в Отечественной войне 1812 года?

( Наполеон стал пленником на острове Святой Елены)

   

ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

            100 – Кого назвал Наполеон «старой северной лисицей»?

             (Михаила Илларионовича  Голенищева – Кутузова), ( слайд 6 ).

            200 – Поэт М.Н.Шатров писал:

                            «Пою пожар Москвы несчастной!

                              Нагрянул новый Тамерлан

                              И бранью тяжкою, ужасной

                              Вломился в Кремль, как ураган...»

             Кого поэт назвал «новым Тамерланом»?

                  (Наполеон Бонапарт), ( слайд 7 ).

            300 – Кто командовал русской армией в начале войны 1812 года?

                   Михаил Богданович Барклай – де Толли – русский полководец и военный деятель, один из четырёх кавалеров ордена Святого Георгия. Участвовал во многих военных кампаниях), ( слайд 8 )

            400 – Кто из военачальников был учеником А.В.Суворова и М.И. Кутузова ?

            (Багратион Пётр Иванович. В Отечественной войне 1812 года командовал 2-й Западной армией. В Бородинском сражении его армия составляла левое крыло русских войск, отразила все атаки французов. В сражении был смертельно ранен. Его девиз: «Защищать Родину ценой любых жертв, всем народом на врага навалиться, или победить, или лечь у стен Отечества»)

           500 – «Он был в Смоленске щит, в Париже -  меч России» - эти слова на могиле прекрасная характеристика героя – военачальника.

               (Раевский Николай Николаевич – Российский военачальник. На военной службе с 1786 года. Участник войн с Турцией, Польшей, Францией, Швецией, Русско-турецкой войны, Отечественной войны 1812 года)

            600 – У какого военачальника в 1812 году в русской армии сражались трое братьев?

               (Генерал Илларион Васильевич Васильчиков. У него было имение в селе Трубетчино (Добровского района). В августе 1812 года Васильчиков командует 12 – ой пехотной дивизией генерала Н.Н.Раевского). 

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

         100 – Где и когда состоялось решающее генеральное сражение Отечественной войны?

                   (26 августа 1812 года под селом Бородино в 120 км от Москвы),  ( слайд 9 ).         

            200 – Сколько времени продолжалось сражение?

                   (12 часов). ( слайд 10 ).

            300 – Какое решение принимает М.И.Кутузов?

                   (Полностью измотав французов М.И.Кутузов принимает решение отступить. Несмотря на большие потери русская армия сохранила свой боевой дух и основные силы), ( слайд 11 ).

           400 – Кто из перечисленных ниже великих русских полководцев сражался на Бородинском поле?

  • П.И.Багратион
  • Денис Давыдов
  • Н.Н.Раевский

            (П.И.Багратион и Н.Н.Раевский)

           

           500 – В Бородинском сражении принимала участие первая в России женщина – офицер. Кто она? Что вы знаете о ней?

                 (Дурова Надежда Андреевна.  Первая в России женщина-офицер («кавалерист-девица») штабс-ротмистр, писатель. Дочь гусарского ротмистра. В 1806 году, переодевшись в мужское платье, бежала из дома и, выдав себя за помещичьего сына, была зачислена в Конно-Польский уланский полк. Участвовала в войне с Францией в 1807 году, за храбрость произведена императором Александром I в офицеры под именем Александра Александрова. Участница Отечественной войны 1812 года (контужена в ходе Бородинского сражения). Была орденоносцем у фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1816 году уволилась с военной службы, занималась литературной деятельностью. Автор нескольких романов и повестей, а также воспоминаний, отрывки из которых печатались в 1836 году в журнале «Современник» с предисловием А.С. Пушкина)

        600 – Какой полк , сформированный на территории Липецкой области, участвовал во всех сражениях Отечественной войны?

               (Елецкий полк. Он вместе с другими частями русской армии войдёт в Париж).

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

            100 –  Какое движение появилось во время Отечественной войны  среди крестьян?

                  (Партизанское движение), ( слайд 12 ).

            200 – Кто был первым руководителем партизанского движения?

                   (Денис Васильевич Давыдов. «Звездный час» Давыдова настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда Давыдова послужили примером для создания других партизанских отрядов. Во время отступления французов действия партизан приобрели еще более широкий размах. Возле села Ляхова отряды Давыдова, Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов), ( слайд 13 ).

            300 – Кто из женщин, наравне с прославленными военными, участвовал в партизанском движении? Что вы знаете о ней?

             Василиса Кожина. О ней в народе было сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Когда муж Василисы повел в город партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных.

        Умная и решительная, она не боялась вместе с подростками сопровождать французских пленных, вступать с французами в рукопашную схватку, действуя преимущественно косой. Современники в своих записках рассказывают, что, когда один из пленных офицеров, уязвленный необходимостью выполнять приказания женщины, попытался оказать сопротивление, Василиса прикончила его ударом косы), ( слайд 14 ).

          400 – Кто из липчан помогал в тылу ухаживать за ранеными?

               (Для ухода за ранеными городская дума выделила в помощь лекарям 5 человек. В их числе были липчане Григорий Давыдов и Степанида Логинова)

          500 – Из каких городов были направлены отряды ополченцев для формирования кавалерийских и пехотных полков?

            (Из Липецка, Лебедяни,Усмани, Раненбурга (ныне Чаплыгин), Задонска и Ельца)

          600 – Какие города приняли участие в сборе пожертвований на содержание и снаряжение Тамбовского пехотного полка? Что именно было отправлено?

            (Жители Липецка и уезда собрали 6515 рублей, лебедянцы – 4640 рублей, усманцы – 3660 рублей. Более богатым городом нашего края был Елец. Ельчане собрали по тем временам огромнейшую сумму – 222480 рублей. С обозами было отправлено: тысячи пудов сухарей, пар сапог, лаптей, полушубков и несметное количество овса для лошадей)

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

        100 – Какое сооружение в Москве стало первым памятником победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

  • Храм Христа Спасителя
  • Триумфальная арка
  • Бородинская панорама

              (Триумфальная арка),  ( слайд 16 ).         

            200 – Какой памятник в Ельце связан с событиями Отечественной войны 1812 года?

                 (Памятник Елецкому пехотному полку), ( слайд 17 ).

            300 – Какой храм в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия, разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году?

                  (Храм Христа Спасителя), ( слайд 18 )

            400 – Один из известнейших памятников Санкт – Петербурга. Воздвигнут в 1834 году в центре Дворцовой площади по указу Николая I в память о победе над Наполеоном.

                 (Александровская колонна)

        500 – Какому главнокомандующему русскими войсками воздвигнут памятник в Санкт – Петербурге у Казанского собора?

                (Памятник М.И.Кутузову)

        600 – Что  воздвигнуто в память  о генеральном сражении Отечественной войны 1812 года и где?

               (Памятники на Бородинском поле)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для учащихся 3 - 5 классов

Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации. В мероприятии участвуют учащиеся 3 – 5 классов. От каждого класса играет ком...

Интеллектуальная литературная игра для учащихся 3-х классов.

Проверка знаний учащихся  и пополнение интересной информацией о жизни зарубежных сказочников Шарля  Перро,  братьев  Гримм,   Г.Х. Андерсена...

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

Интеллектуально – познавательная игра для учащихся 4-х классов «Интуиция»

Цель: развитие познавательной активности, эффективного внимания Описание игры: ·   Игра проводится с учащимися 4-х классов.·   Дети делятся на 4 команды по 4 челове...

Игра для учащихся 1-4 классов «ПУТЕШЕСТВИЕ С ИВАНОМ ЦАРЕВИЧЕМ»

Разработка мероприятия для проверки ЗУН воспитанников детского дома младшего школьного возраста....

Интеллектуальная игра для учащихся 1 - 2 классов "Своя игра"

Работа включает в себя правила и материалы для командной интеллектуальной игры для учащихся 1 - 2 классов....

Игра для учащихся 3-4 классов "Своя игра"

Презентиция для игры "Своя игра"....