Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Теоретический и практический (из опыта работы) материалы по использованию дифференцированных заданий на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_differencirovannyh_zadaniy_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов 1 квалификационной категории МКОУ Вишняковской средней общеобразовательной школы Назаровой Ирины Васильевны.
Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………….3
- «За» и «против» дифференцированного обучения…………………....6
- Дифференциация, индивидуализация………………………………….8
- Характеристика основных форм дифференцированного обучения…11
- Общие принципы организации дифференцированного обучения……………………………………………………………….11
- Условия результативности дифференциации……………………11
Заключение……………………………………………………………… 20
Список используемой литературы………………………………………. 22
Приложение………………………………………………………………. 23
Мы учим детей не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того чтобы научить ученика принимать участие в добывании знаний.
Дж. Брунер
Введение
Дифференцированным обучением называют динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Дифференцированный подход рассматривается М.Р. Львовым как «форма организации учебного труда учащихся … на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, уровню готовности … Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать пищу для каждой группы учащихся. Деление на группы не является постоянным; для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся ». / Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение , 1988, 52 ./
Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.
Нельзя забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала учителем. Но главное – знать своих учеников.
Общеизвестно, что дети приходят в школу с различной подготовкой, а в процессе обучения выявляется различный уровень их обучаемости. Учёт индивидуальных, физических и психологических особенностей традиционно предполагает индивидуальные задания, в которых необходимо предусмотреть различную степень сложности для разных учеников. Таким образом, естественно появляется проблема дифференцированного подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся, начиная с первого класса школы.
Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но и важнейшее социально-практическое значение, поскольку через неё вскрываются такие основополагающие особенности личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге способности и одарённость каждого ученика.
При дифференцированном подходе внимания должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднение в учении, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности. Очень часто способных учеников заставляют работать в том же режиме, в каком работает том же режиме, в каком работает весь класс, над одним и тем же материалом. Задания, которые они получают дополнительно, обычно той же сложности, что и задания для остальных учеников, только больше по объёму. Происходит это по тому, что основную свою задачу учитель видит только в том, чтобы в его классе не осталось ни одного ученика, который не усвоил бы обязательной учебной программы. И не остаётся на уроке времени для особой работы со способными детьми. Но в классе есть ещё дети со средним и низким уровнем развития. Возникает вопрос: как организовать учебный процесс, чтобы все учащиеся учились по способностям и хорошо усваивали материал? Правомерно ли деление детей на сильных и слабых? Как обучать разный по составу учеников класс? Эти и другие вопросы глубоко волнуют каждого учителя. Ответить на эти и многие другие вопросы, можно используя дифференцированное обучение.
«За» и «против» дифференцированного обучения.
Несмотря на то, что дифференцированное обучение в настоящее время широко распространено в практике общеобразовательной школы, отношение педагогов к нему остаётся однозначным.
С одной стороны, признаётся ценность дифференцированного обучения, так как оно позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников и ориентацией процесса обучения на «среднего ученика», которая неизбежно возникает в условиях классно-урочной системы.
С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым, принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Тем более что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.
Мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, варьирующимися, допускающими переход учеников из одной группы в другую, но это будут группы учащихся, выделенные по определённым признакам.
В чём ценность дифференциации обучения для отдельных учеников? В том, что она позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности.
Ценность дифференциации для общества, с одной стороны, в подготовке интеллектуальной элиты, без которой невозможно успешное воспроизводство и развитее культуры, а с другой, в создании условий усвоения учащимися социального опыта, зафиксированного в содержании образования.
Дифференциация обучения – это не только и не столько жестокое определение уровня и качества образования для каждого ученика, это учёт особенностей его личности, помощь и поддержка в выявлении собственной индивидуальности, развитии и раскрытии способностей, это предоставление права выбора ученику направлений реализации его познавательных потребностей. Дифференциация обучения может и должна быть мягкой, гибко варьирующейся, приспосабливающейся к существующим социо – культурным условиям и потребностям учащихся, усиливающей личностную ориентацию обучения и выявляющей его гуманистический смысл.
Дифференциация, индивидуализация.
Дифференциация – это разделение, расслоение целого на части, которое может существовать как в реальной действительности, так и в мысленном представлении исследователя.
Возникает вопрос: что разделяется, когда мы говорим о дифференциации процесса обучения? О каком целом идёт речь? Об учебном процессе? Тогда его части – цели, содержание, методы, этапы и т.д. Такое разделение учебного процесса в дидактике присутствует, но это не является дифференциацией. Дифференциация предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы в процессе обучения по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут чётко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стёрты, реален переход учеников из группы в группу.
Типологические группы учащихся
Группа А. Учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов по предмету за пройденный курс обучения, знает определение и содержание основных понятий, их обозначение. Умеет пояснить, аргументировать, доказывать, обобщать факты, выделять существенное в изучаемом материале. Учащиеся группы А всегда достигают трёх уровней усвоения знаний и способов деятельности.
Группа В. Учащийся имеет хорошие прочные знания основных фактов, входящих в содержание обучения предмета, однако, не всегда может аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры. Учащийся группы В достигает только двух первых уровней усвоения знаний и способов деятельности.
Группа С. Учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Умеет отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Учащийся группы С достигает только первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Группа D. Учащиеся с трудом усваивает факты, понятия, правила и способы решения задач. Не может воспроизвести определения, примеры, приведённые учителем, или текст учебника. Учащийся группы D не всегда сразу достигает первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Для того чтобы дать определение понятию дифференциации, необходимо решить ещё один важный вопрос – о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это особенности учащихся: рост, возраст, пол, цвет глаз, волос, место жительства, которые могут являться признаками дифференциации; при переходе к дидактическому аспекту мы ограничиваемся особенностями, прямо или косвенно влияющими на процесс обучения. Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называют индивидуально-типологическими. «Типологическими» индивидуальные особенности становятся в том случае, если на их основе учеников можно разделить на группы, то есть эти особенности являются присущими не отдельным ученикам, а целым их группам.
Итак, дифференциация обучения – это учёт индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Как и любое явление действительности, дифференциация обучения имеет содержание и формы. Содержание дифференциации обучения – это специально организованный учебный процесс для определённой группы учащихся, который может проявляться в различных формах. Так, обучение одарённых детей может быть организованно и в форме специальных классов, и в форме групповых занятий по развитию мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. Очень часто дифференциацию обучения путают с индивидуализацией.
Отличие индивидуализации от дифференциации в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников. Например, если в учебном процессе учитель учитывает дефект речи ученика – заикание – и старается не вызывать его к доске для развёрнутого ответа – это индивидуализация. Если на уроке учебная работа организуется с учётом собственного темпа деятельности каждого ученика – в модульном обучении, технология полного усвоения знаний и т.д. – это также является индивидуализацией. Но если учитель разделяет учеников на группы по уровню развития их общих познавательных способностей или по какому-либо иному признаку и с каждой группой организует специфическую учебную работу – это дифференциация.
Характеристика основных форм дифференцированного обучения.
- внутриклассная дифференциация, которая предполагает в обычном разнородном классе выделение групп учащихся по каким-либо признакам, в процессе обучения которых вносятся некоторые изменения. На практике внутриклассная дифференциация представлена различными заданиями, дозированием учебной помощи ученикам.
Чаще всего на уроках используются задания различного уровня сложности.
В практике редко используются задания, рассчитанные на группы учащихся, отличающиеся по своим психофизиологическим признакам: особенностям памяти, внимания, мышления, восприятию информации.
Специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются её гибкость, мягкость, аморфность создаваемых в однородном классе однородных групп.
- классы различного уровня обучения (повышенного, возрастной нормы, пониженного уровня).
- классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные.
Это наиболее широко распространённые в практике формы дифференциации, которые отличаются друг от друга тем, что, во-первых, углубленно изучаются отдельные предметы (например, история, химия), а во вторых – группа предметов (гуманитарные, естественнонаучные), соответствующих профилю.
- классы гибкого (переменного) состава. Они достаточно редко используются в практике обучения. Характеризуется эта форма дифференцированного обучения тем, что в разнородном по составу классе выделяются однородные группы по интересам и способностям учеников к изучению отдельных предметов.
- мультипрофильная дифференциация, применяемая в старших классах. По ряду предметов учащиеся могут выбрать уровень обучения (базовый, расширенный, углубленный) с соответствующим изменением часов. Учебный план для каждого ученика составляется индивидуально.
- элективная дифференциация. Это форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора ряда предметов. Отметим, что в число выбираемых не входят базовые учебные дисциплины. Предметы по выбору могут расширять и углублять знания ученика в определённой сфере познания.
Общие принципы организации дифференцированного обучения:
- единство индивидуально-личностного и социального в дифференциации процесса обучения;
- гуманистическая направленность дифференциации;
- адаптационно-развивающий характер дифференциации.
Условия результативности дифференциации:
- методическое обеспечение учебного процесса;
- материально-техническое оснащение школы;
- акцентирование воспитательных аспектов в дифференциации;
- специфическая работа с родителями;
- мониторинг и коррекция образовательного процесса.
Любые формы дифференцированного обучения должны опираться на разработанные дидактические материалы, учебные тексты, системы задач и упражнений, самостоятельные и контрольные работы
Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал и выработать необходимый навык на его основе.
Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующих необходимых обобщений. Дифференцированные задания должны быть подготовлены заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:
- Обязательные задания.
Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику:
- Дополнительные задания.
Рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов.
В своей работе я постоянно применяю формы дифференцированного обучения. Внутри классную дифференциацию использую, например, при изучении темы: «Безударная гласная в корне слова». Сначала знакомимся со способами проверки безударной гласной, используя схему:
Безударная гласная
изменение формы подбор родственного подбор родственного
слова слова той же части речи слова другой части речи
чтобы эта безударная гласная была
под ударением
Затем дети получают карточки с обязательными и дополнительными заданиями (с.м. приложение 3). Более «слабые» ученики справляются только с обязательными заданиями, а «сильные» - и с дополнительными.
Теперь рассмотрим методику выполнения самостоятельной работы по этой же теме.
Учитель знакомит весь класс с вариантами самостоятельной работы (с.м. приложение 10). Ученики обдумали варианты и выбрали посильный для себя. Давая такие задания, учитель рассчитывает на учащихся с определённым уровнем знаний, умений и навыков. Хорошо подготовленные дети выбирают наиболее трудный вариант, менее подготовленные – попроще. Эта работа направлена на максимальное использование познавательных возможностей ученика. Работа со «слабыми», «средними» и «сильными» учениками проходит в тесной взаимосвязи. Объём заданий, их трудность, самостоятельность выполнения устанавливаются с таким расчетом, чтобы работу над заданием заканчивали одновременно все учащиеся.
Второй и третий варианты требуют большего напряжения мысли, чем первый и посильны далеко не всем учащимся. Но сильные в учёбе дети с большим интересом берутся за выполнение более трудного задания. За «сильными» тянутся и другие дети. Таким образом, задания для самостоятельной работы строятся при дифференциации обучения на уровне возможности ребёнка. Каждый работает в меру своих умственных способностей по тому варианту, который ему по силам.
Домашние задания также могут иметь дифференцированный подход. Например, по теме «Правописание приставок» я предлагаю детям такой вариант:
1 группа получает задание:
написать сочинение-миниатюру по опорным словам.
Зимнее утро.
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали с горки.
2 группа.
Составить предложения так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. Найти слова с приставками, выделить приставки.
За городом.
Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.
3 группа.
Написать сочинение-миниатюру. Нарисовать иллюстрацию.
Кормушки.
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилёту.
Ребята с удовольствием выполняют такие задания, им очень интересно.
Формы внешней дифференциации я использую при изучении суффиксов -ик- и -ек-. Учащихся делю на две группы(по способностям). Сначала обе группы знакомятся с двумя друзьями – суффиксами -ик- и -ек-.
ЕК ИК
Далее ученики первой группы работают с учителем, а второй – самостоятельно. Первая группа слушает грамматическую сказку:
В одном сказочном городе жили суффиксы -ик- и -ек-. И была у них там своя школа. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг – суффикс
-ек- - самым настоящим прогульщиком, вернее, - к - всегда оставался на месте, а -е- умудрялась улизнуть. Один раз, когда -е- опять убежала, суффикс решил считать её беглой. И если сейчас мы изменяем слово и гласная убегает, то пишем суффикс -ек-, если остаётся - -ик-.
Затем знакомятся с правилом в учебнике и выполняют задание:
Конч…к, горош…к, хлебуш..к, ёж…к, платоч…к, вагонч…к, книж…чка.
Вторая группа выполняет это же задание, потом знакомится с правилом в учебнике и проверяет свою работу. Потом все вместе играют в игру «Рассели по домам»:
ЕК ИК
Кусоч…к, пальч…к, луч…к, фонар…к, пальч…к,цветоч…к, сыноч…к, слон…к, ореш…к.
При проведении итоговой контрольной работы я также использую формы дифференцированного обучения. Например, итоговая работа во 2 классе.
1 группа.
1) Спишите, расставляя знаки препинания.
Маринка везла на возу козлёнка, козла и козу Маринка лесок проезжала и часок продремала Маринка в лесу проспала козлёнка козу и козла.
2) Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пиро(г,к), шка(в,ф), ястре(б,п), моро(з,с), заво(д,т), ё(ж,ш), кро(д,т), лис(т,д).
3) Объедините пары слов с помощью предлогов.
Вых…дить … (дом). Идти … (лес). Г…в…рить …(брат). Заботиться …(щенок).
4) Спишите, написав проверочные слова.
Звё…ный, со…нце, здра…ствуй, радос…ный, извес…ный, сер…це, свис…нул, прелес…ный, мес…ность.
2 группа
1) Выпиши только предложения, расставь знаки препинания.
Пушистый снег укрыл зимний лес сильный мороз хищные звери ищут пищу звук в чаще леса пёстрый дятел стучал по дубу рядом старая ель она в белом под ёлкой лежат шишки это пища для птиц.
2) Прочитайте слова, проверьте их, подчеркните лишнее слово.
Лоша…ь - ……………, медве…ь - …………….., мор… - ………….., хле… - ……………, …ено - …………….., голу…ь - …………. .
Составь предложение с одним из полученных слов.
3) Спишите, раскрыв скобки.
Дворник (с)бросил сне… (с) крыш… . (В) комнату (в) н…сли новый диван. Луна (за) щла (за) туч… . В…р…бей (с) л…тел (с) ветки.
4) К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным – имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час.
Цветы, горячее, человек, сильное, сельская.
3 группа.
1) Составь и запиши три вопроса к тексту, используя вопросительные слова.
Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка. Сказка о Красной Шапочке написал Шарль Перро.
2) Придумайте пять слов с согласными в слабой позиции, написав к каждому проверочные слова. С одним из слов составьте предложение.
3) Спишите, правильно раскрыв скобки.
(В)л…сах цв…тёт орешник. (По)опу…кам л…сов, (по)склонам оврагов (по)…вились ранние цв…ты. Орёл (с)вил гн…здо (на)высоком дер…ве. Л…са (до)бралась (до)курятника.
4) Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
Удачная находка, хмурые дни, яркое светило, вечернее небо, близлежащие места.
Таким образом, применяя на уроках формы дифференцированного обучения, я добилась положительных результатов. Дети лучше усваивают материал, повысилась грамотность. Каждый может проявить свою индивидуальность, творчество, фантазию. На контрольных срезах ученики показывают хорошие результаты.
Заключение.
Дифференцированный подход в обучении даёт результаты при условии превращения его в систему, но сделать это трудно, что и осложняет его широкое применение в школе.
Действительно, чтобы такой урок подготовить и провести, учителю приходится потратить много сил и времени, но удовлетворение большое, результаты сказываются быстро: дети работают в силу своих возможностей, овладевают знаниями, проявляют интерес к предмету и завидную активность.
Каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода дифференцированного обучения.
Исходя из выше указанного, хочется подчеркнуть, что основным критерием оценки эффективности современного урока является конечный результат – достигнута ли цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.
Поиски рациональных методов проверки знаний, умений и навыков учащихся приводят учителей к использованию при опросе различных видов контроля, который включает ряд требований:
- обеспеченность активной умственной деятельности ученика;
- наличие элементов обучения школьников приёмам анализ материала;
- внесение элементов, пробуждающих интерес учащихся к работе;
- четкость, целеполагающая направленность формулирования задания;
- наличие обратной связи;
- дифференцированность заданий.
Чтобы обучение было эффективным (это значит целенаправленным, ориентированным на конечный результат), учитель должен иметь чёткое представление о том, какие конкретные умения и навыки должны быть сформированы у учащихся. Это в свою очередь определит, что же именно контролируется учителем уровень овладения какими умениями и навыками следует держать под постоянным его наблюдением.
Педагог В.П. Шереметьевский писал: «Всё дело обучение маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается прочный фундамент, без которого все задания среднего образования и шатко и валко и на сторону. И, продолжая мысль педагога, хочется сказать, чтобы обучение родному языку не было «шатко, валко и на сторону», необходимо эффективно использовать различные виды опроса, не забывая о дифференцированном подходе к учащимся, и тогда родной язык станет» … не нарочно подобранным для ребёнка правилами и нравоучениями, а воздухом, которым дышит его душа наравне с душой народа». (Я. Корчак)
Список используемой литературы:
- Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1980.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.
- Волина В. Весёлая грамматика-М.,1995.
- Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка.- М.: Просвещение, 1988.
- Набойщикова Н.В. Тренинговые карточки по русскому языку в начальной школе. 1-4 классы. – В.: Издательство «Учитель», 2007.
- Онешук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение,1986.
- Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся.- М.: Вербум-М, 2001.
8. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку.- М.: АСТ: Астрель, 2007.
Приложение.
1. Орфограмма жи-ши.
Карточка №1.
«Жи-ши» пиши с буквой .
Верш…на, выш…ть, нож…, луж…, ж…раф, ш…шка, камыш…, друж…ть, ландыш…, чертеж…, ж…тели, еж…, ш…пучий, карандаш…, ж…ли.
Карточка №2.
Проверь.
У Мишы, наживка, жылище, жужжыт, гаражи, кувшын, жывотное, держи, мышы, машинист, груши, шына, ошыбка, пиши, пассажыр, пушынка.
Карточка №3.
Исправь ошибки в предложениях.
Наши машынки стоят в гараже.
У Серёжи и Алёши стрижы.
Чижык жывёт на даче.
Стрижы – птицы, а ерши – рыбы.
У Дашы и Маши душистые ландышы.
2. Орфограмма чу-щу.
Карточка №1.
«Чу-щу» пиши с буквой .
Крич…, притащ…, ворч…н, ч…вство, запущ…, ч…гун, доч…рка, молч…, ч…дак, ч…мазый, кольч…га, кольч…га, сощ…рилась, запущ…, круч…, ч…дненький.
Карточка №2.
Проверь.
Щюка, чугун, чючело, тащу, чулан, молчюн, чуткость, чюжак, стучу, вытащю, хочю, утащу, чужой, чюткий, чудовище, чюгунный, схвачю, выращю, щюплый.
Карточка №3.
Исправь ошибки в предложениях.
Я ищю в чулане чючело.
Хочю поймать большую щуку.
Этот щюплый чюдак – чужестранец.
Ворчюн чють-чють приутих.
Схвачу и утащю чюгунок.
3. Безударная гласная в корне слова.
Карточка №1.
Подчеркните безударную гласную в корне слова.
Ослепительный, пенёк, этаж, смешок, сладковатая, проследить, словечко, присмотрела, пирог, снежинка, синева, слабоватое, пересказать, принести, листок, печурка, световой.
Карточка №2.
Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово.
Д…карь – дикий, одичать; ед…ничка - единица, единый; пож…леть – жалко, жалею; зв…рёк – звери, звериная; знаток – знатоки, познать; д…ржатель - держит, задержали; гл…зеть – глазливый, сглазить; ж…лток – жёлтый, желтеют.
Карточка №3.
Исправь ошибки, вставь буквы.
Пальто, питух, п…нал, выганять, диревня, арфограмма, к…рова, агурец, итаж, ст…лица, пч…ла, навичок, г…ворить, ребята, к…рандаш, поднибесный.
4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Карточка №1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Оч…ровател…ные еж… в тиш(ы,и)не ч…щи ш…пят на ш…шки. Птич…ка в…зёт к…люч…ку (на) тач…ке. У (Н, н)аташ… и (Г, г)риш… ч…епитие. Наш… малыш… ищ(у, ю)т перч…тки и к…р…ндаши.
Карточка №2.
Припишите справа или слева к сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу слоги из данного набора так, чтобы получились слова:
ла, на, ту, пи, чи, до.
Карточка №3.
Составь предложения из слов каждой строчки так, чтобы в словах оставались сочетания чк-чн. Запишите их.
Дач…ник, печ…ка, внуч…ка, пач…ка, булоч…ная, щёч…ка.
5. Мягкий знак показатель мягкости согласного.
Разделительный мягкий знак.
Карточка №1.
Запиши слова в два столбика:
пальчик, ружьё, муравьи, бельё, вьюн, коньки, польза.
Карточка №2.
Спиши, вставляя слова с мягким знаком.
Разные бывают … домики. Самое … гн…здо у орла. Орёл делает его из толстых … . Самый кр…сивый домик у пеноч…ки. Она … его на ветках б…рёзы. Найдёт пеноч…ка цв…тную бумагу и украсит св…ё … .
Карточка №3.
Составь предложения, используя слова каждой строчки.
Друзья, Илья, Дарья, пьют, варенье, печенье.
Семья, обезьяны, жильё, деревья.
6. Правописание слов с удвоенными согласными.
Карточка №1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Гру…а а…уратных хо…еистов (за)б…лела гри…ом и пот…ряла а…етит. Держ… во…и, пока в руках, выпустишь – (не)ухв…тишь.
Карточка №2.
Образуйте и запишите имена прилагательные.
Гру…а, хо…ей, а…уратность, а…етит.
Карточка №3.
Запишите ответы в строчку в алфавитном порядке, используя слова с удвоенными согласными.
Ремни, верёвки для управления лошадью. Острое вирусное заболевание. Большое желание есть. Вещество из микроскопических грибков, вызывающих брожение.
- НЕ с глаголами.
Карточка №1.
Спишите предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами.
Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решищь задачу. С огнём шути, ветру верь. Посеешь – урожай соберёшь. Смажешь колёса – быстро поедешь.
Карточка №2.
а) Составьте и запишите 5 предложений с отрицательной частицей не о том, что не может делать:
бельчонок.
б) Выделите окончания глаголов.
Карточка №3.
Составьте и запишите 7 предложений с отрицательной частицей не о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.
- Двойные согласные.
Карточка №1.
1. Прочитайте слова:
Анна, класс, рассказ, Алла, группа.
2. Что общего в написании всех слов?
ЗАПОМНИ! В некоторых словах пишутся двойные согласные.
3. Правильно назови в 2-3 словах все буквы.
Карточка №2.
1.Прочитай слова:
группа, хоккей, аллея, русский, суббота, троллейбус, касса.
2. Напишите эти слова в алфавитном порядке. Поставь знак ударения.
3. Раздели любые 4 слова для переноса.
Карточка №3.
1.Вставь пропущенные буквы и слова.
Наш класс.
Я уч…с… в первом …. . У нас дружный …. . … ухаж…вают за цветами. В понедел…ник наш класс ходит в …. .
Слова для справок : коллектив, класс, бассейн, юннаты.
2. Слова с двойными согласными раздели для переноса.
3. Назови слова, которые не переносятся. Почему эти слова нельзя переносить?
9. Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
(названия предметов).
Карточка №1.
1.Прочитайте слова. Выпишите в первый столбик слова, отвечающие на вопрос кто ? , во второй – на вопрос что ? .
Ребята, лес, грибы, ёж, ученик, карандаш, соловьи, пенал.
2. Придумайте и запишите в каждый столбик по два своих слова.
3. Какое правило вспомнили, чтобы правильно выполнить задание?
Карточка №2.
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Уж тает снег, б…гут руч…и,
В …кно повеяло в…сною.
Засвищ…т скоро солов…и,
И лес оденется л…ствою.
2. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?.
3. Назови слово, которое отвечает на вопрос кто?
Карточка №3.
1.Из словаря в конце учебника выпиши в один столбик 5 слов, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?.
2. Придумай и запиши с двумя любыми словами 2 предложения. Подчеркни главные члены.
- Самостоятельная работа.
1 карточка.
1) Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:
гряды – гр…да вёсны – в…на
цены – ц…на след – сл…ды
скалы – ск…ла травы – тр…ва
2 карточка.
1) Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:
… - м…ста … - стр…на
… - з…мля … - л…са
… - с…ва … - п…ля
3 карточка.
- Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:
Л…са хв…стом зам…тала сл…ды и уб…жала от с…бак.
- Найди слово с безударной гласной в корне, припиши проверочное:
После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка
Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка...