Рабочая программа хореографического кружка для начальных классов
рабочая программа по теме

Соколова Светлана Рашитовна

 

 

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школьного возраста к эстрадному танцу. 

         Программа является комплексной и предусматривает изучение не только эстрадного танца, но и  элементы классического, народного танцев и ритмику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа хореографического кружка

С.Р. Соколовой, учителя ритмики

Пояснительная записка

        Танец – мощное средство эстетического и нравственного воспитания детей.

        Влияние танца на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Его можно рассматривать как объект восприятия, предмет обучения, но можно подойти  к нему и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни. Танец  развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженными разнообразным реакциям. К первым проявлениям музыкального вкуса, в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в музыкально–ритмическом движении.

Настоящая  программа предназначена для учащихся начальной  общеобразовательной школы на четыре года обучения в режиме учебных занятий:

1 класс - 33 часа (1час в неделю)

2 класс - 68 часов (два часа в неделю)

3 класс – 34 часа (1час в неделю)

        Направленность программы: эстрадный  танец.

           Актуальность программы заключается  в воспитании у детей избирательного отношения к музыке и танцевальным постановкам на эстрадно-сценических площадках, телевидении и радио.

          Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школьного возраста к эстрадному танцу.  

         Программа является комплексной и предусматривает изучение не только эстрадного танца, но и  элементы классического, народного танцев и ритмику.

 Цель:

 Воспитывать и прививать интерес и любовь к музыке,  танцевальной деятельности посредством приобщения к современной танцевальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

           

 Задачи 1 года обучения:

  • формировать интерес к танцевальному искусству, знакомя детей с историей танца, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
  •  развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, двигательную память, способность воспринимать музыку и умение передавать характер музыки, различные оттенки настроения;
  • формировать интерес к современному танцу и освоить основные движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки;
  • развивать творческие способности детей, обогащать их духовный мир;
  • развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации;
  • воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу,  желание слушать и исполнять; настойчивость, силу воли, стремление доводить начатое дело до   конца, понимать значение результатов своего творчества.

Задачи 2 года обучения:

  • продолжать формировать интерес к танцевальному искусству,  прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
  • продолжать  развивать специальные музыкальные способности,  умения передавать основные средства музыкальной выразительности посредством пластики, мимики, жестов и движений, развивать навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
  • развивать творческие способности детей, умение импровизировать, анализировать, ориентироваться в стилях;
  • воспитывать любовь, уважение к музыке и танцу, самостоятельность, организованность, внимательное отношение    друг к другу, формировать стремление применять разученный репертуар в повседневной жизни.

                Задачи 3 года обучения:

  • продолжать формировать интерес к музыке и танцевальному искусству, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
  • продолжать  развивать специальные музыкальные способности,  музыкальный слух, чувство ритма, пластику движений, навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
  • закреплять ранее изученные вокально-хореографические умения, постепенно их усложняя и разучить новые композиционные постановки, элементы и комбинации движений, шаги, прыжки, переходы и рисунки;
  • развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации.

   Задачи 4 года обучения:

  • продолжать прививать основы музыкально-эстетического вкуса, формировать интерес к музыке и танцу;
  • продолжать  развивать хореографические способности,  навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
  • разучить новые вокально-хореографические композиционные постановки, элементы и комбинации движений, шаги, прыжки, переходы и рисунки, постепенно их усложняя;
  • развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности, формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять разученный репертуар в повседневной жизни;
  • воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу, избирательное отношение к музыке на эстрадно-сценической площадке, телевидении и радио.

        

         Методы и приемы: творческий метод, игровой, наглядно-практический, поточный, метод восхождения от частного к общему, наглядно-слуховой, рассказ, беседа, практический и метод междисциплинарных взаимодействий.

         Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный и дифференцированный подход при подборе музыкального репертуара для детей, новизна  программы заключаются в её составляющих разделах:

  • Теоретический курс (тематические беседы)
  • Азбука музыкального движения
  •  Основы и элементы танца (эстрадного, классического, народного, бального)
  • Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис
  • Танцевально-постановочная деятельность
  • Развитие выразительно-исполнительских навыков
  • Экскурсии, игры, импровизация
  • Концертная деятельность

        Программа предусматривает работу с детьми по двум направлениям: теоретический – познание  хореографического искусства и практический – выражение личностного восприятия и эмоционального исполнения.

           Занятия проходят в разнообразных формах: беседа, игра, конкурс, видеопутешествие, экскурсия, концерт.

  Содержание изучаемого курса

Введение

    Дети в игровой форме знакомятся друг с другом,  с правилами поведения и безопасности на занятиях, режимом работы кружка. На первых занятиях знакомятся с понятием «Танец», о значении занятий в хореографическом кружке, о влиянии их на здоровье учащихся.

 

Тематические беседы

     способствуют формированию музыкально-эстетического вкуса, расширению кругозора, активизации познавательной мотивации.  Дети знакомятся с историей происхождения и развития танца, разновидностями и жанрами, а также с российскими и зарубежными хореографическими коллективами, ансамблями. Дети слушают и просматривают видеоматериал телевизионных программ и собственных выступлений, обмениваются собственными мнениями и переживаниями, учатся анализировать просмотренные  хореографические постановки.

Азбука музыкального движения

     включает знакомство с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности, а также хореографическими понятиями и названиями отдельных элементов и комбинаций.

Основы и элементы танца

    В этом разделе дети знакомятся с основами и элементами эстрадного, классического, народного танцев, их характерными особенностями. Начиная с поклона, с позиций рук и ног, с положения корпуса, головы, основного шага  методом – от простого к сложному, дети всё глубже и глубже окунаются в  прекрасный мир танца!

Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис

    способствуют повышению физиологической активности систем организма, содействуют оптимизации умственной и физической работоспособности, развивают основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость; обогащают двигательный опыт; прививают интерес к  занятиям.

    Дети разучивают комплексы ритмико- гимнастических упражнений с предметом и без предмета, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, на развитие координации, равновесия; комплексы упражнений для отдельных групп мышц.

   Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, что так необходимо при занятиях хореографией. Эти упражнения помогают вырабатывать выворотность ног, развивать эластичность стоп, гибкость.

С помощью комплексов упражнений из методик стрейчинга и колонетик дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, потягивать их, «тянуть», растягивать.

Танцевально-постановочная деятельность

       Постановка  танца традиционно начинается с беседы, в которую включены слушание музыкального произведения, определение характера, жанра, образа, отличительных особенностей. Дальнейшее разучивание хореографической постановки строится следующим образом: положение корпуса, головы, рук, ног; основной шаг, хореографические элементы, хореографические комбинации, переходы, рисунки… -  и всё это на фоне эмоционально-выразительного исполнения!

Развитие выразительно-исполнительских навыков

    Яркое, эмоциональное выступление – залог успеха концертного номера, поэтому именно этот раздел программы помогает понять, прочувствовать художественный образ  хореографической постановки, способствует развитию музыкально-ритмического слуха, позволяет овладеть приёмами сценического мастерства, добиться выразительности движений, искреннего исполнения, артистизма.

Экскурсии, игры, импровизация

     С необыкновенным удовольствием дети  знакомятся с разнообразными кружками, руководителями, посещают выставки, занятия, принимают активное участие в игровых программах. На каждом уроке ребята играют в разные игры: танцевально-творческие, музыкальные, подвижные и т.д. /«Танцевальная сова», «На паркете звёзды», «Позитив», «Сцена» и др./

     Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Для этого используются сюжетные игры, инсценирование, простейшие образные движения. Для достижения поставленной цели на занятиях используются разнообразные инструменты: ложки, барабаны, трещотки и др.

Концертная деятельность

 - это открытые занятия, уроки-концерты, выступления на утренниках, концертах. В зтот раздел также включены беседы: «Эстетика внешнего вида артиста», «Правила поведения артиста в гримерной», «Правила поведения артиста за кулисами» и т. д.

   

Ожидаемые результаты работы

Учащиеся 1 года обучения должны:

 - уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные понятия: ритм, темп (быстро, медленно, умеренно), динамика (громко-тихо, высоко-низко),  характер музыкального произведения (бодрый, весёлый, печальный, грустный) и выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;

- знать о роли и значении занятий хореографией, о влиянии их на здоровье, знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;

 - следить за правильным  положением корпуса, головы во время движения; знать названия основных хореографических понятий, шагов, прыжков, комбинаций и уметь их выполнять;

- освоить комплексы дыхательных, музыкально-ритмических , ритмико-гимнастических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, а также простейшие подражательные движения, играть в игры креативного характера;  

- участвовать  в 2-3 вокально-хореографических постановках.

Учащиеся 2 года обучения должны:

- уметь слушать музыку, передавать её характер и настроение через выразительно-исполнительские навыки;

 - знать основные музыкальные термины, определяющие характер музыки (6-7 определений), понятия – сильная, слабая доли, названия основных хореографических движений, уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки;  

- уметь выполнять комплексы дыхательных, музыкально-ритмических , ритмико-гимнастических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, а также простейшие подражательные движения, играть в игры креативного характера;

- уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки;

- следить за правильным  положением корпуса, головы во время движения; знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;

            - участвовать в 2-3 вокально-хореографических постановках.

Учащиеся 3 года обучения должны:

 - уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки (7-8 определений), понятия – сильная, слабая доли, и выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;

- знать названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, классического и народного направления);

- следить за правильным  положением корпуса, головы во время движения;

-знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;

- Уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга;

-участвовать в 3-4 вокально-хореографических постановках.

Учащиеся 4 года обучения должны:

 - знать основные музыкальные термины, определяющие характер музыки;

- уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах (эстрадного, классического и народного направления);

- знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;

- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга, колонетик;

- свободно двигаться под музыку различного характера, импровизировать на свободную или заданную тему, на темы классической, народной и современной музыки, играть в игры креативного характера, выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации;

- участвовать в 4-5 вокально-хореографических постановках.

        Формы подведения итогов: урок-концерт, открытое занятие, выступление.

        

     

Учебно-методические средства обучения

  1. Барышникова  Т. «Азбука хореографии» - Москва: «Рольф», 2001г;
  2. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003г.;
  3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Санкт-Петербург, 2000г.;
  4. Гринин Л.Е., Л.Н.Ситникова «Вообрази себе. Поиграем – помечтаем» - Волгоград: «Учитель», 2006г.
  5. Гришков В.И.  «Детские подвижные игры» - Новосибирск: «Печать», 1990г.;
  6. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» -М. 2001г.;
  7. Иваницкий А.В.  «Ритмическая гимнастика на ТВ» - Москва: «Советский спорт», 1989г.;
  8. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2005г.;
  9. Коренева Т.Ф.  «Музыкально-ритмические движения» - Москва: «Владос», 2001г.;
  10. Мошкова Е.И. «Ритмика и бальные танцы» - Москва: «Просвещение», 1997г.;
  11. Писарев А. «Школа классического танца» - Лен. 1976г.;
  12. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Москва: «Просвещение», 1989г.;
  13. Сосина В.Ю. «Азбука ритмической гимнастики» - Киев: «Здоровье», 1986г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в начальных классах.

Программа театрального кружка в начальных классах....

Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс

Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"

Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"...

Рабочая программа по математике учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по математике, Концепц...

Рабочая программа по кружку "Словотворчество" 3 класс.

Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 3 класса поможет организовать работу по развитию речи учащихся и интереса к русскому языку....