Рабочая программа хореографического кружка для начальных классов
рабочая программа по теме
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школьного возраста к эстрадному танцу.
Программа является комплексной и предусматривает изучение не только эстрадного танца, но и элементы классического, народного танцев и ритмику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа хореографического кружка
С.Р. Соколовой, учителя ритмики
Пояснительная записка
Танец – мощное средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Влияние танца на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Его можно рассматривать как объект восприятия, предмет обучения, но можно подойти к нему и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни. Танец развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженными разнообразным реакциям. К первым проявлениям музыкального вкуса, в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в музыкально–ритмическом движении.
Настоящая программа предназначена для учащихся начальной общеобразовательной школы на четыре года обучения в режиме учебных занятий:
1 класс - 33 часа (1час в неделю)
2 класс - 68 часов (два часа в неделю)
3 класс – 34 часа (1час в неделю)
Направленность программы: эстрадный танец.
Актуальность программы заключается в воспитании у детей избирательного отношения к музыке и танцевальным постановкам на эстрадно-сценических площадках, телевидении и радио.
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школьного возраста к эстрадному танцу.
Программа является комплексной и предусматривает изучение не только эстрадного танца, но и элементы классического, народного танцев и ритмику.
Цель:
Воспитывать и прививать интерес и любовь к музыке, танцевальной деятельности посредством приобщения к современной танцевальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи 1 года обучения:
- формировать интерес к танцевальному искусству, знакомя детей с историей танца, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
- развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, двигательную память, способность воспринимать музыку и умение передавать характер музыки, различные оттенки настроения;
- формировать интерес к современному танцу и освоить основные движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки;
- развивать творческие способности детей, обогащать их духовный мир;
- развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации;
- воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу, желание слушать и исполнять; настойчивость, силу воли, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
Задачи 2 года обучения:
- продолжать формировать интерес к танцевальному искусству, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
- продолжать развивать специальные музыкальные способности, умения передавать основные средства музыкальной выразительности посредством пластики, мимики, жестов и движений, развивать навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
- развивать творческие способности детей, умение импровизировать, анализировать, ориентироваться в стилях;
- воспитывать любовь, уважение к музыке и танцу, самостоятельность, организованность, внимательное отношение друг к другу, формировать стремление применять разученный репертуар в повседневной жизни.
Задачи 3 года обучения:
- продолжать формировать интерес к музыке и танцевальному искусству, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
- продолжать развивать специальные музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма, пластику движений, навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
- закреплять ранее изученные вокально-хореографические умения, постепенно их усложняя и разучить новые композиционные постановки, элементы и комбинации движений, шаги, прыжки, переходы и рисунки;
- развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации.
Задачи 4 года обучения:
- продолжать прививать основы музыкально-эстетического вкуса, формировать интерес к музыке и танцу;
- продолжать развивать хореографические способности, навыки выразительного исполнения, актёрское мастерство;
- разучить новые вокально-хореографические композиционные постановки, элементы и комбинации движений, шаги, прыжки, переходы и рисунки, постепенно их усложняя;
- развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности, формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять разученный репертуар в повседневной жизни;
- воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу, избирательное отношение к музыке на эстрадно-сценической площадке, телевидении и радио.
Методы и приемы: творческий метод, игровой, наглядно-практический, поточный, метод восхождения от частного к общему, наглядно-слуховой, рассказ, беседа, практический и метод междисциплинарных взаимодействий.
Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный и дифференцированный подход при подборе музыкального репертуара для детей, новизна программы заключаются в её составляющих разделах:
- Теоретический курс (тематические беседы)
- Азбука музыкального движения
- Основы и элементы танца (эстрадного, классического, народного, бального)
- Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис
- Танцевально-постановочная деятельность
- Развитие выразительно-исполнительских навыков
- Экскурсии, игры, импровизация
- Концертная деятельность
Программа предусматривает работу с детьми по двум направлениям: теоретический – познание хореографического искусства и практический – выражение личностного восприятия и эмоционального исполнения.
Занятия проходят в разнообразных формах: беседа, игра, конкурс, видеопутешествие, экскурсия, концерт.
Содержание изучаемого курса
Введение
Дети в игровой форме знакомятся друг с другом, с правилами поведения и безопасности на занятиях, режимом работы кружка. На первых занятиях знакомятся с понятием «Танец», о значении занятий в хореографическом кружке, о влиянии их на здоровье учащихся.
Тематические беседы
способствуют формированию музыкально-эстетического вкуса, расширению кругозора, активизации познавательной мотивации. Дети знакомятся с историей происхождения и развития танца, разновидностями и жанрами, а также с российскими и зарубежными хореографическими коллективами, ансамблями. Дети слушают и просматривают видеоматериал телевизионных программ и собственных выступлений, обмениваются собственными мнениями и переживаниями, учатся анализировать просмотренные хореографические постановки.
Азбука музыкального движения
включает знакомство с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности, а также хореографическими понятиями и названиями отдельных элементов и комбинаций.
Основы и элементы танца
В этом разделе дети знакомятся с основами и элементами эстрадного, классического, народного танцев, их характерными особенностями. Начиная с поклона, с позиций рук и ног, с положения корпуса, головы, основного шага методом – от простого к сложному, дети всё глубже и глубже окунаются в прекрасный мир танца!
Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис
способствуют повышению физиологической активности систем организма, содействуют оптимизации умственной и физической работоспособности, развивают основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость; обогащают двигательный опыт; прививают интерес к занятиям.
Дети разучивают комплексы ритмико- гимнастических упражнений с предметом и без предмета, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, на развитие координации, равновесия; комплексы упражнений для отдельных групп мышц.
Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, что так необходимо при занятиях хореографией. Эти упражнения помогают вырабатывать выворотность ног, развивать эластичность стоп, гибкость.
С помощью комплексов упражнений из методик стрейчинга и колонетик дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, потягивать их, «тянуть», растягивать.
Танцевально-постановочная деятельность
Постановка танца традиционно начинается с беседы, в которую включены слушание музыкального произведения, определение характера, жанра, образа, отличительных особенностей. Дальнейшее разучивание хореографической постановки строится следующим образом: положение корпуса, головы, рук, ног; основной шаг, хореографические элементы, хореографические комбинации, переходы, рисунки… - и всё это на фоне эмоционально-выразительного исполнения!
Развитие выразительно-исполнительских навыков
Яркое, эмоциональное выступление – залог успеха концертного номера, поэтому именно этот раздел программы помогает понять, прочувствовать художественный образ хореографической постановки, способствует развитию музыкально-ритмического слуха, позволяет овладеть приёмами сценического мастерства, добиться выразительности движений, искреннего исполнения, артистизма.
Экскурсии, игры, импровизация
С необыкновенным удовольствием дети знакомятся с разнообразными кружками, руководителями, посещают выставки, занятия, принимают активное участие в игровых программах. На каждом уроке ребята играют в разные игры: танцевально-творческие, музыкальные, подвижные и т.д. /«Танцевальная сова», «На паркете звёзды», «Позитив», «Сцена» и др./
Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Для этого используются сюжетные игры, инсценирование, простейшие образные движения. Для достижения поставленной цели на занятиях используются разнообразные инструменты: ложки, барабаны, трещотки и др.
Концертная деятельность
- это открытые занятия, уроки-концерты, выступления на утренниках, концертах. В зтот раздел также включены беседы: «Эстетика внешнего вида артиста», «Правила поведения артиста в гримерной», «Правила поведения артиста за кулисами» и т. д.
Ожидаемые результаты работы
Учащиеся 1 года обучения должны:
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные понятия: ритм, темп (быстро, медленно, умеренно), динамика (громко-тихо, высоко-низко), характер музыкального произведения (бодрый, весёлый, печальный, грустный) и выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;
- знать о роли и значении занятий хореографией, о влиянии их на здоровье, знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения; знать названия основных хореографических понятий, шагов, прыжков, комбинаций и уметь их выполнять;
- освоить комплексы дыхательных, музыкально-ритмических , ритмико-гимнастических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, а также простейшие подражательные движения, играть в игры креативного характера;
- участвовать в 2-3 вокально-хореографических постановках.
Учащиеся 2 года обучения должны:
- уметь слушать музыку, передавать её характер и настроение через выразительно-исполнительские навыки;
- знать основные музыкальные термины, определяющие характер музыки (6-7 определений), понятия – сильная, слабая доли, названия основных хореографических движений, уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки;
- уметь выполнять комплексы дыхательных, музыкально-ритмических , ритмико-гимнастических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, а также простейшие подражательные движения, играть в игры креативного характера;
- уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки;
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения; знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;
- участвовать в 2-3 вокально-хореографических постановках.
Учащиеся 3 года обучения должны:
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки (7-8 определений), понятия – сильная, слабая доли, и выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;
- знать названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, классического и народного направления);
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения;
-знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;
- Уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга;
-участвовать в 3-4 вокально-хореографических постановках.
Учащиеся 4 года обучения должны:
- знать основные музыкальные термины, определяющие характер музыки;
- уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах (эстрадного, классического и народного направления);
- знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга, колонетик;
- свободно двигаться под музыку различного характера, импровизировать на свободную или заданную тему, на темы классической, народной и современной музыки, играть в игры креативного характера, выражать в пластике общее содержание музыки, ее образные ассоциации;
- участвовать в 4-5 вокально-хореографических постановках.
Формы подведения итогов: урок-концерт, открытое занятие, выступление.
Учебно-методические средства обучения
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» - Москва: «Рольф», 2001г;
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003г.;
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Санкт-Петербург, 2000г.;
- Гринин Л.Е., Л.Н.Ситникова «Вообрази себе. Поиграем – помечтаем» - Волгоград: «Учитель», 2006г.
- Гришков В.И. «Детские подвижные игры» - Новосибирск: «Печать», 1990г.;
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» -М. 2001г.;
- Иваницкий А.В. «Ритмическая гимнастика на ТВ» - Москва: «Советский спорт», 1989г.;
- Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2005г.;
- Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения» - Москва: «Владос», 2001г.;
- Мошкова Е.И. «Ритмика и бальные танцы» - Москва: «Просвещение», 1997г.;
- Писарев А. «Школа классического танца» - Лен. 1976г.;
- Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Москва: «Просвещение», 1989г.;
- Сосина В.Ю. «Азбука ритмической гимнастики» - Киев: «Здоровье», 1986г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка в начальных классах.
Программа театрального кружка в начальных классах....
Рабочая программа по кружку «Риторика». 1 класс
Направление программы: общекультурноеТип программы: образовательная...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...
Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"
Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"...
Рабочая программа по математике учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по математике, Концепц...
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" 3 класс.
Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 3 класса поможет организовать работу по развитию речи учащихся и интереса к русскому языку....