Первое тематическое родительское собрание в первом классе
методическая разработка на тему
Давно известно, что "Как вы яхту назовете, так она и поплывет...". Первое родительское собрание - очень важное и ответсвенное событие, которое во многом определяет стиль и характер отношений с родительским сообществом на ближайшие четыре года начальной школы. Предлагаемый сценарий - собственный опыт - апробирован с небольшими вариациями уже на трех наборах первоклассников, и, на мой взгляд, является информационым, содержательным и весьма удачным в коммуникативном плане. Приложение (материалы для анкетирования родителей) помогут классному руководителю составить картину класса на момент поступления в школу и определить особенности детей и семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_roditelskoe_sobranie_v_pervom_klasse_aurum.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального
образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
г.Удачный
Учитель начальных классов Гарькавая Елена Юрьевна
Первое родительское собрание «Поздравляю! У вас – первоклассник!»
По счету данное собрание не первое, в мае проходит организационное собрание, на котором родители знакомятся с понятием «готовность к школе», даются рекомендации по подготовке к школе, а в августе проходит организационное собрание, где решаются оперативные вопросы (режим работы, учебники, организация первого учебного дня, недели и т.д.)
Представленная разработка – это первое тематическое родительское собрание в первом классе.
Цель: знакомство с родительским сообществом, установление контакта и взаимопонимания, определения правил общения и сотрудничества, формирования понятия о том, что изменение статуса ребенка с дошкольника на младшего школьника неизменно влечет за собой изменения в отношениях в семье и к самому ребенку.
Введение. Орг.момент.
Столы поставлены по кругу, стулья – лицом из круга. На входе предлагаются бейджи с вкладками и маркеры, чтобы записать свое имя. Родители собираются, предлагаю им сесть так, как поставлены стулья… Когда все собрались, вопрос к аудитории: «Удобно ли так?». Звучат различные высказывания, что нет, не видно собеседников, не комфортно.
Аудитория разворачивается в круг лицом, рассаживается удобно.
Поэтому, уважаемые родители, с сегодняшнего дня нам вместе с нашими детьми предстоит повернуться лицом друг к другу и в прямом и переносном смысле. Вот так глядя в глаза и в одном направлении, предстоит шагать ближайшие четыре года нашему большому отряду, надеюсь, единомышленников, ведь в этой жизни ничего не бывает случайно, мы зачем-то оказались вместе. Давайте знакомиться поближе.
Знакомство.
Имена уже написаны на бейдже, но, чтобы лучше узнать друг друга, предлагаю поиграть. Подумайте, с каким животным вы себя ассоциируете, и попробуйте кратко пояснить, почему. Родители представляются, называют, чьи они родители, с каким животным считают себя схожими, комментируют, обстановка становится более свободной, непринужденной, сближает.
Еще несколько вопросов.
- Кто знаком хотя бы с одной из семей? Двумя? Больше половины?
- Кто не знаком ни с одним из присутствующих?
- Кто уже опытный, бывалый родитель?
- А кто действительно первый раз со своим ребенком идет в школу?
- Поздравляем, у вас новый этап в жизни всей семьи. Готовы ли все в семье к этому?
- Чего вы ждете от этого события?
- Если бы пришлось выразить одним словом свое состояние накануне…(высказывания)
Я услышала неожиданные, разные, интересные высказывания, но одно мне не очень понравилось… страх. Давайте вспомним свое детство и поиграем с пластилином (каждому предлагается взять кусочек пластилина из коробок на столе (они только ярких цветов).
Игра «Лепим страх».
Мнем и лепим не глядя, бросаем перед собой и рассматриваем, что получилось. Он оказался совсем не страшным. Поэтому, оставив страхи, вооружившись любовью и терпением, мы шагнем на школьный порог! Все у нас получится!
Правила общения.
- Высший орган власти в коллективе класса – это родительское собрание. Все важные вопросы формирования и развития нашего сообщества мы будем обсуждать и принимать сообща, а значит сейчас, «на берегу» нам предстоит договориться о правилах нашего «плавания», главное из которых, конечно же, это взаимное уважение мнений, суждений, личностей. Мы – грамотные взрослые люди. Посещение родительских собраний – одна из важных обязанностей для родителей, в противном случае возникает ощущение, что вы не уважаете собственного ребенка, прежде всего, кроме того, и других родителей, чьи дети учатся вместе с вашим. Я ценю ваше время, всегда заранее сообщаю о времени и дате собрания, его тему, надеюсь, что вы так же будете ценить и мое время, и мой труд.
Слово учителя.
В вашей семье значительное событие – ваш ребенок получает новый социальный статус, став школьником, поднимается на первую ступеньку совершенно новой и бесконечной лестнице знаний. И кто, как не родители, должны помочь маленькому человеку понять значительность и важность этого момента в его жизни?!
В современном образовании, как целом в мире, происходит переосмысление, изменения некоторых понятий. Так, много лет в советской школе речь шла о ЗУНах (знаниях, умениях, навыках). Сегодня изменяется подход к пониманию «качества образования», появилось новое понятие – компетенции и компетентность. Применительно к любой профессиональной деятельности вы понимаете, что это означает, уважаемые родители? …. (ответы родителей) Совершенно верно, «знание предмета, владение способами деятельности, пониманием цели и задач», а значит, мы будем формировать в школе способы применения (компетентность) знаний и умений в жизни. Надеюсь, я вас не испугала?!
Педагог с древнегреческого означает «сопровождающий». Ребенок от природы – исследователь, ему надо просто помочь, сопроводить процесс его продвижения, овладения знаниями, быть рядом с ним на этом пути, а значит, нам предстоит проявить терпение и труд и помочь им научиться учиться. Не забывайте, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Мне тоже предстоит эта работа, поэтому мне нужна ваша помощь, вы лучше знаете своих детей, чем я. Ответьте серьезно и вдумчиво на вопросы анкеты (Приложение 1), которая у вас на столе, дома, вдумчиво и не торопясь. Ваши ответы очень помогут мне успешнее строить процесс обучения и воспитания. Особенно воспитания, т.к. нам предстоит не только учиться знаниям, но и учиться жить в коллективе: понимать других, уважать, дружить, любить… Кстати, о любви… родительской. Она должна быть постоянной, но во благо и не вседозволенностью… Проверьте себя, насколько вы готовы быть хорошим воспитателем, ответив на вопросы теста (Приложение 2). Ответы Вы можете принести через несколько дней.
Еще несколько суждений. Успех обучения начинается с самоконтроля и саморегуляции. С первого дня занятий мы начали выстраивать свою систему ритуалов. Начиная день с привычной последовательности действий, ребята должны получить заряд уверенности, настрой на учебную работу, сэкономить нервную энергию.
Под этими ритуалами подразумевается: приход в школу без опозданий, раздевание – одевание, переобувание, рассаживание по местам, подготовка к уроку по расписанию, сдача тетрадей, подготовка к каждому следующему уроку, правила работы в тетради и с книгой, выполнение правил ответа на уроке, выполнение домашнего задания, соблюдение режима дня…
Привыкая к ритуалам, дети усваивают ценности порядка и важности организации учебного труда. И самоограничение становится постепенно привычным и необходимым началом любой деятельности, условием создания рабочей атмосферы, которая не утомляет, а обеспечивает условия для проявления творческой и познавательной активности.
Благодарю Вас за общение и сотрудничество. Успехов и удачи Вам и нашим ученикам!
В качестве раздаточного материала все родители получают список класса с указаниями ф.и.о. ребенка и родителей, домашнего адреса и телефонов.
Приложение 1
Анкета для родителей.
- Ф.И.О. ребенка _______________________________________
- Дата рождения родителей: мамы __________________папы ____________________
- Состав семьи ____ человек, если есть другие дети, то ваш первоклассник: старший, младший, средний (нужное подчеркнуть)
- В квартире __ комнаты, у ребенка есть отдельная комната, рабочее место (нужное подчеркнуть)
- Интересы, увлечения родителей: мамы ______, папы _______
- С какого возраста ребенок посещал детский сад __, нравилось ли ему ходить в детский сад ___, почему ___, как часто болел _____ , как складывались отношения ребенка в детском саду ____.
- Есть ли в нашем классе его друзья или приятели? Кто именно? ________________
- Кто из членов семи наиболее авторитетен для вашего ребенка ___________________
- Умеет ли ваш ребенок быть внимательным, когда слушает чтение или смотрит телевизор? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
- Хорошо ли развита у ребенка рука? Умеет ли он рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
- Владеет ли ребенок навыками самообслуживания, может ли сам одеваться, раздеваться, сохранять опрятный вид, приучен ли убирать игрушки, вещи, организовывать место для игры? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
- Можно ли сказать, что он ответственен? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет. (нужное подчеркнуть)
- Усвоены ли ребенком правила поведения в общественных местах? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
- Можете ли вы назвать его ловким? Да; Скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет (нужное подчеркнуть)
- Умеет ли он кататься на велосипеде, лыжах, коньках, роликах? (нужное подчеркнуть)
- Чем интересуется и увлекается ваш ребенок___,чем, кроме школы, будет заниматься ваш ребенок ________
- Ваш ребенок может работать долго (больше 30 мин), даже если не очень нравится: может долго заниматься тем, что нравится; даже, если нравится, занимать долго не может, неусидчив (нужное подчеркнуть)
- Рассказывает ли ваш ребенок дома о своих делах? _____ о взаимоотношениях со сверстниками? ____ часто ли он жалуется на других _____
- Как он отвечает на ваши вопросы о его делах? С интересом; с нежеланием; отказывается отвечать (нужное подчеркнуть)
- Как вы решаете проблему детского непослушания? __________________________
- Как ребенок проводит свободное время: _____________________________________
- Каковы особенности характера вашего ребенка_______________________________
- Читают ли в вашей семье книги? _____
- Существуют ли в вашей семье собственные традиции? _____________________
- Как часто вы проводите время всей семьей? Каким образом? __________________
- Есть ли вещи, которые боится ваш ребенок? ________________________________
- Присуща ли ему двигательная расторможенность или заторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, повышенная раздражимость, возбудимость, необоснованный страх, беспокойный сон, плаксивость (нужное подчеркнуть). Если да, то как часто он проявляется _______________________
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу? ____ Если нет, то почему? _______________
- По вашему мнению, ваш ребенок готов к школе? _____
- Ваши собственные воспоминания о школьной жизни__________________
Приложение 2.
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно, отметив букву А, Б или В в соответствующих вашим утверждениям колонках.
№ | ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ | ||
Можете ли вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу | |
1. | В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | А | Б | В |
2. | Посоветоваться с ребенком, не взирая, на его возраст? | А | Б | В |
3. | Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | А | Б | В |
4. | Овладеть собой и хранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел из себя? | А | Б | В |
5. | Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | А | Б | В |
6. | Поставить себя на место ребенка? | А | Б | В |
7. | Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея(прекрасный принц)? | А | Б | В |
8. | Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | А | Б | В |
9. | Всегда воздерживаться от употребления слов или выражений, которые могут ранить ребенка? | А | Б | В |
10. | Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение? | А | Б | В |
11. | Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, и не во что не вмешиваться? | А | Б | В |
12. | Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
13. | Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз мимолетная прихоть? | А | Б | В |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе "Первый раз в первый класс"
Презентация предлагает обсудить наиболее часто задаваемые вопросы родителями первоклассников в первые дни школьной жизни. К презентации прилагаются более развёрнутые комментарии слайдов....
Тематическое родительское собрание в 4 классе
Тематическое родительское собрание в 4 классе...
Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс
Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс...
Первое школьное родительское собрание в 1 классе
В материалах для родительского собрания в 1 классе представлены те умения, которыми должны обладать дети, пришедшие в школу после подготовительной группы, примерные задания для развития детей и ...
Родительское собрание в 1 классе:«Первый раз в первый класс»
Материал для родителей....
Родительское собрание в 1Б классе:«Первый раз в первый класс»
Родительское собрание в 1 классе:«Первый раз в первый класс». первое родительское собрание. Знакомство с родителями....
Первые отметки. Родительское собрание во 2 классе
Уважаемые родители, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!...