Проектная деятельность в начальной школе
учебно-методический материал по теме
Одним из условий ФГОС является привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Здесь дается толкование терминов, задачи и ожидаемые результаты в ходе проектной деятельности. Представлен проект "Тайна имени", состоящий из 5 занятий. Результаты этого проекта в виде классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СПОРЬТЕ, ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ОШИБАЙТЕСЬ, НО РАДИ БОГА,
РАЗМЫШЛЯЙТЕ, И ХОТЯ И КРИВО, ДА САМИ»
Г. Э. Лессинг
Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют обучающиеся нашего класса. В ходе работы над проектами дети учатся:
-планировать и оценивать результат своей деятельности,
-разрабатывать алгоритм его достижения,
-выявлять пробелы в своих знаниях и умениях,
-осуществлять информационный поиск,
-делать аргументированные выводы,
-соотносить свои действия с интересами других людей,
-продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию,
-представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении.
Все это направлено на формирование ключевых компетентностей обучающихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.
Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектная работа в коллективе строится с учетом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы:
- Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.
- Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.
- Наблюдательность.
- Видение мира через призму собственного опыта и умения.
- Самостоятельность.
- Умение высказывать свое мнение.
- Искренность.
- Любопытство и любознательность.
- Открытость близким людям.
- Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие мнения.
Проектирование обязательно предполагает и исследовательскую деятельность – творческую деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
При выработке у детей исследовательских склонностей, придерживаюсь следующих принципов:
- Помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Научить детей не торопиться с вынесением суждения.
- Научить прослеживать межпредметные связи.
- Приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
- Помочь детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
- Подходить ко всему творчески.
Ожидаемые результаты работы по использованию проектов во внеклассной и внеурочной работе:
▪ работа с использованием проектного метода возможна и эффективна уже в начальной школе;
▪ результаты работы над проектом превышают планируемые вначале, формируются не просто знания, умения и навыки, а целостные компетенции;
▪ работа над проектом способствует формированию у младших школьников не только знаний, умений и навыков по предмету, но и элементарных исследовательских умений;
▪ выполнение проекта вызывает интерес у детей, что обеспечивает положительный мотивационный и эмоциональный фон, повышающий эффективность учебной и внеучебной работы;
▪ в организации работы детей на каждом этапе выполнения проекта велика роль учителя, так как возраст учеников еще мал, жизненный опыт беден, поэтому они не могут самостоятельно сформулировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению, большинство предложений исходит от учителя;
▪ руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение должно быть ненавязчивым, максимально тактичным;
▪ при организации и координации работы как отдельных учеников и групп, так и всего класса, необходимо предоставить обучающимся свободу действий и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению.
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
ПРОЕКТ «ТАЙНА ИМЕНИ»
на уроке русского языка во 2 классе
Цель: познакомиться со значением и происхождением имен собственных.
Задачи: изучить значение имени в Древней Руси; проследить влияние на процесс возникновения имен различных культур и исторических событий; научиться пользоваться различными источниками информации; познакомиться с происхождением и значением своего имени и имен своих одноклассников.
Объект исследования: имя собственное.
Материалы: Е. А. Глушко. Энциклопедия русских имен. М., 2000; А. М. Петровский. Словарь русских личных имен. М., 2000.
Предмет исследования: значение и происхождение имен.
Тезис: имена – часть истории и культуры народа; в них отражаются быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.
- Теоретическая часть носит реферативный характер и рассматривает последовательно следующие вопросы: происхождение имени; значение имени в Древней Руси; влияние на возникновение имени различных культур и событий истории.
- Практическая часть предполагает описание и анализ результатов: сбор материала; обработка и анализ материала; анкетирование; выводы; оформление страничек портфолио.
- Ход исследования.
Занятие 1. Тема: «Вводное занятие».
Цели: познакомиться с планом предстоящей работы (показ слайдов); знакомство с историей и легендами возникновения имен; рассказ о значении имени в Древней Руси.
Ход занятия.
- Наука «Русский язык» содержит в себе много разных наук. Интересно, существует ли такая наука, которая изучает имена собственные?
Действительно, такая наука существует, и вы сами узнаете, как она называется.
Как вы думаете, зачем человеку имя?
У имен есть какие-то значения?
Как раньше называли детей?
Что это могло обозначать?
Может быть, кого-нибудь из ваших знакомых или родственников зовут необычно и вы знаете, почему именно так их назвали. Расскажите об этом.
Имя человека – загадка, мы с вами будем ее разгадывать.
Скажите, как зовут ваших родителей?
Как вы думаете, что может обозначать имя Светлана?
Светлана обозначает «светлая». Значение этого имени вам о чем-нибудь говорит?
Имя Алексей что обозначает?
Алексей обозначает «защитник». Значение этого имени сказывается как-нибудь на характере ваших пап?
Как вы думаете, имя, исходя из его значения, может предопределять определенные качества человека, его характер?
Подумайте и скажите, что могут обозначать ваши имена?
Предлагаю вам побыть в качестве исследователей, мы будем изучать имена учеников нашего класса. Нашу работу оформим в виде презентации и страничкой в портфолио.
Сейчас мы посмотрим презентацию. Из нее вы поймете, чем мы будем заниматься. (Просмотр слайдов).
Понравилась вам презентация?
Нашу большую работу мы начнем с небольшого домашнего задания.
Задание 1. Найдите, как называется наука, изучающая имена собственные? Для выполнения этого задания вам потребуется специальная книга, которую вы возьмете в библиотеке: Е. А. Глушко. Энциклопедия русских имен. Словарь русских личных имен.
Задание 2. Запишите в тетрадь имена девочек и мальчиков нашего класса.
Занятие 2. Тема: «Работа со словарями».
Цели: научиться пользоваться словарями; оформление рабочей тетради; нахождение значения нескольких имен мальчиков и девочек.
Ход занятия.
- Устная работа.
- Как называется наука, изучающая имена собственные?
Будем заниматься ономастикой. Для этой работы у вас будут специальные тетради. Работу начнем с таблицы, которую вы начертите в своей тетради.
Сейчас будем заполнять только первую и вторую колонки, а две другие вы заполните после проведенного анкетирования в классе.
Первую колонку заполняете из домашнего задания №2. Вторую колонку будете заполнять по словарю. Но прежде всего, давайте научимся пользоваться словарем. Напишите в тетради на первой странице заголовок «Как пользоваться словарем».
Составим алгоритм.
Смотрим, на какую букву алфавита начинается искомое имя.
Открываем словарь, находим букву, с которой начинается имя.
Ищем нужное имя, читаем его значение. Записываем в таблицу.
- Работа со словарем, заполнение таблицы.
Занятие 3. Тема: «Как создать слайд».
Цели: научиться создавать слайд; создание слайдов с накопленным материалом; продолжение работы со словарем.
Ход занятия.
- Сегодня на занятии мы будем учиться создавать слайд (на компьютере). Вы знаете как делать слайд?
Запоминайте:
Заходим в программу «Пуск».
Находим программу создания слайдов PowerPoint.
Выбираем необходимый шаблон оформления.
Набираем необходимый текст.
Создание презентации на основе полученных материалов из второго занятия.
Домашнее задание: включить в презентацию оставшиеся имена.
Имя | Что обозначает | Как называют родители | Как называют друзья |
Анна | Благодать, благодатная (еврейское) | ||
Вера | От слова «вера» (русское) | ||
Екатерина | Чистота, незапятнанность (греческое) | ||
Ксения | Гостеприимная (греческое) | ||
Виктория | Победа, победительница (римское) | ||
Полина | Пленительная, пленяющая (славянское) | ||
Кристина | Христианка, «Посвященная Христу» (греческое) | ||
Анисат | Дружелюбная, приветливая (арабское) | ||
Фарида | Жемчужина (арабское) | ||
Мадина | Хитрая, ловкая (арабское) | ||
Лейла | Темноволосая, «как ночь» (арабское) | ||
Мишель | Подарок от Бога (французское) |
Имя | Что обозначает | Как называют родители | Как называют друзья |
Александр | Защита, мужественный (греческое) | ||
Алексей | Помощник, заступник (греческое) | ||
Георгий | Земледелец (греческое) | ||
Леонид | Подобный льву (греческое) | ||
Никита | Победитель (греческое) | ||
Дэни | Посвященный Дионису (Дионис – бог жизненных сил) (греческое) | ||
Даниил | Суд Божий (еврейское) | ||
Давид | Возлюбленный, любимый (еврейское) | ||
Михаил | Кто равен Богу (еврейское) | ||
Рустам | Богатырь, могучий (персидское) | ||
Синар | Чистый поток (арабское) |
Занятие 4. Тема: «Анкетирование».
Цели: научиться проводить анкетирование; знакомство с процедурой проведения анкетирования» составление вопросов для анкетирования.
Ход занятия.
- Сегодня на занятии вы узнаете, как правильно проводить анкетирование. Что такое анкетирование?
Анкетирование – это метод получения информации на основании ответов на специально подобранные вопросы. Анкетирование проводится с помощью анкет – специально подготовленных бланков. Подготовка анкеты – ответственное дело, при составлении которого необходимо учитывать следующие требования: содержание вопросов (то, что мы хотим узнать); формулировка вопросов(чтобы вопросы были понятные).
В нашей анкете будут два вопроса:
▪ Какое ваше любимое женское имя?
▪ Какое ваше любимое мужское имя?
Мы проводим исследование на тему «Тайна имени», и нам нужно узнать, какие имена нравятся нашему классу. Для этого вам будут розданы специальные анкеты, куда вы и впишете свое любимое женское и мужское имя.
Занятие 5. Тема: «Анализ анкет».
Цели: провести анализ анкетных данных; сделать выводы по проведенному исследованию; доработать слайды и странички в портфолио.
Ход занятия.
- На прошлом занятии вы узнали, как проводить анкетирование, и составили анкету в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Сегодня на занятии мы научимся проводить анализ анкет. Прежде давайте вспомним, что мы хотели узнать, составляя анкету?
С чего мы начнем анализ анкет?
На первом этапе анализа необходимо выписать каждое предлагаемое имя, на втором – объединить одинаковые имена, на третьем – сосчитать количество одинаковых имен.
Анализ анкетирования оформим в виде слайда и включим в презентацию, чтобы узнать любимые женские и мужские имена учеников нашего класса.
Результаты проектной деятельности
Классный час «ТАЙНА ИМЕНИ»
Цели: познакомить обучающихся со значением имен; стимулировать интерес обучающихся к именам собственным, стимулировать желание прочитать книги по данной теме.
Ход занятия.
1-й ученик. Нередко мы слышим такие образные русские выражения: у него доброе имя, не позорь моего имени и другие, в которых употребляется слово имя. Это говорит о большом значении личного имени человека.
2-й ученик. Имена – часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия людей, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой.
Имя присваивается человеку при рождении. Имя – это личное наименование человека, под которым он известен в обществе.
3-й ученик. Есть целая наука, изучающая имена, - ономастика.
Имя – самое важное слово для человека. Множество усилий прилагают люди, чтобы увековечить, сделать известными свои имена.
Прошло много лет, пока древние люди научились выделять каждого человека из племени. Имен в Древней Руси было много. Они отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Имена людей образовывались от названия определенных черт поведения, внешности, присущих их обладателям. Брюнетку называли - Чернявка, голубоглазую – Синеока, много знающего – Всеведа.
Встречались имена-номерки, произошедшие от названия числа предшествующих детей в семье. Например, Первуша, Вторунья (родившаяся второй), Третьяк.
Были имена, образовавшиеся от названий каких-то жизненных событий. Например, Неждан – тот, чьего рождения не ждали, Богдан – данный Богом.
Часто употреблялись имена, данные по названиям животных или растений: Воробей, Волк, Пырей, Ветка.
Имена могли характеризовать время рождения ребенка: Зима, Вешняк, явления природы: Метелица, особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок, Лобик.
Часто детям давали «охранные имена», или имена-обереги. «Если злые духи придут за нашим сыном, - думали родители, - то вряд ли им понравится Нехорош или Плох, и они уйдут ни с чем».
4-й ученик. Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали качества человека или род его занятий: Рыболов, Грамотей, Скоморох. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Татарин. Встречались прозвища, происходящие от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.
5-й ученик. В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство. Андрей – «мужественный», Евгений – «благородный», Софья – «мудрая».
По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого был наиболее близок ко дню рождения ребенка. Считается, что каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, который оберегает человека с первого дня его рождения. Когда в семье рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре.
6-й ученик. Имя несло и социальную характеристику. В царских и дворянских семьях были распространены такие имена: Александр, Николай, Павел, Мария, Анна, Елизавета, Екатерина, Ольга. В крестьянских семьях бытовали такие имена: Василиса, Фекла, Мавра, Арина, Матрена, Гаврила, Емельян, Ермолай. У монахов также были свои имена: Варлаам, Евлампий, Фотий. Выделялась целая группа купеческих имен: Тит, Гордей, Фома, Фрол, Федул.
Учитель: Знаете ли вы, что обозначают ваши имена?
Рассказы детей о своих именах (странички из портфолио).
Итог работы.
Внедрение данного проекта показало, что можно развивать у обучающихся следующее:
▪ аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений;
▪ ассоциативное мышление в процессе установления ассоциации с ранее изученными, знакомыми фактами и явлениями;
▪ логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
ПРОЕКТ «СЕМЬЯ СЛОВ»
по русскому языку в 3 классе
ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»
по математике в 3 классе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Василеостровского района г. Санкт – Петербурга
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Классный руководитель:
Барановская Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...