СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС Суина А.М. МОУ «СОШ №21»(Саранск)
статья по теме

Суина Анна Михайловна

Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных дней учебы, будьте  умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни  появятся  много  новых друзей, и чтобы лучшим из них была наука.

 Такие слова напутствия и поздравления услышали мои ученики-первоклассники 1 сентября 2011 года. А также они стали не только первоклассниками, но и в некотором смысле  первопроходцами.  Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Решающая  роль  в котором отводится содержанию образования. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Идя в школу, детям зачастую даётся всё очень непросто, как на первый взгляд смотрят их родители. Новая атмосфера и  много  людей, а сколько всего  может происходить нового и еще не всегда для ребенка необъяснимого! Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую  ссоры и споры. Детям просто необходимо время  для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, а по сути своей еще малыша, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_fgos.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ  ПОДХОД  АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС

Суина А.М.

МОУ «СОШ №21»(Саранск)

Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных дней учебы, будьте  умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни  появятся  много  новых друзей, и чтобы лучшим из них была наука.

 Такие слова напутствия и поздравления услышали мои ученики-первоклассники 1 сентября 2011 года. А также они стали не только первоклассниками, но и в некотором смысле  первопроходцами.  Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Решающая  роль  в котором отводится содержанию образования. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Идя в школу, детям зачастую даётся всё очень непросто, как на первый взгляд смотрят их родители. Новая атмосфера и  много  людей, а сколько всего  может происходить нового и еще не всегда для ребенка необъяснимого! Помимо обучения и нагрузки, у них появляются первые друзья, контакты, а также зачастую  ссоры и споры. Детям просто необходимо время  для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, а по сути своей еще малыша, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчит и сократит период адаптации детей к требованиям школьного обучения.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство моих  первоклассников пришли  в школу из детского сада. Там для  них были и игры, и  прогулки, а также спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком любимая  воспитательница, к которой дети смогли за несколько лет уже привыкнуть и полюбить, как родную маму!  В детском саду  нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того   чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

И, конечно же,  теперь не маловажную роль в адаптации ребёнка в первый учебный год играет его учитель. Ведь учитель - это тот человек, который общается с детьми каждый день, который ведет их по жизни, по школьной жизни, на каждую ступеньку все выше и выше! В обязанности  каждого  учителя входит не просто проводить занятия, а правильно их проводить. Иметь доверительные отношения с каждым ребёнком, в нужный момент  поддержать и поговорить, помочь если что-то не получается, заинтересовать ребёнка занятиями, а не просто их проводить. И, безусловно, ни в коем случае не следует кричать на ребёнка - это может послужить плохой адаптацией к новому для него миру знаний и навсегда отбить желание к учёбе и посещению учебного заведения. Так же многое зависит и от других детей, если дети настроены друг к другу положительно, общаются, дружат, помогают друг другу, значит, и адаптация у них пройдёт быстро. А вот если же какого-то малыша дети невзлюбили, тогда и адаптация у него пройдёт хуже и дольше чем у остальных детей.

   Не стоит забывать и то, что  на родителей первоклашек легла двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель.  Не станет ли ребенок жертвой  нового очередного эксперимента? Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.

В период  адаптации некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать.

Другие наоборот  очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

   У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся  капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

   Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

  Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. В период с11.09. 2011 по11.10.2011 года в МОУ «СОШ №21» проведена диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Цель  настоящей диагностики – не найти «слабые места» или недостатки ребенка, не «профориентировать» его, а выяснить, насколько малыш «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс – как в школе в целом, так и в конкретном  классе. Иными словами – насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным.

   Диагностика  позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику и, на основе анализа результатов, предложит рекомендации по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, психических процессов.   Значимой поддержкой учителю в адаптационный период является взаимное сотрудничество с ним психолога.

В связи с введением в школу нового стандарта образования происходит принципиальное изменение  системы оценивания результатов младших школьников. Вместо оценки знаний, умений и навыков мы будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Сейчас   в  настоящее время в школьную практику активно внедряется оценивание - критериальное. Считается, что оно позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что дает ему возможность определять собственные интересы и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы критериального оценивания не только не вредит обучению, но и решает задачи его личностного развития. Самооценивание начинается с того, что ребенок сам участвует в выработке критериев оценки к разным конкретным ситуациям.  

  Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя,  как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой,  очень сложной учебной деятельности.  В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи. Необходимо также научиться распознавать и различать истинно гиперактивных детей от детей с трудностями в поведении и обучении.  

И в первую очередь нужно, конечно же, начать с себя, кем бы мы ни были: учитель, родитель или просто родственник,  нужно поддержать  и помочь  малышу, ведь ему сейчас трудно как никогда. Школа-это его первый большой шаг во взрослую жизнь, и то, как вы к нему отнесетесь, отразится в последующем, на его жизни, судьбе, семье и карьере. Если ребёнку изначально будет тяжело в школе, со сверстниками, близкими, тогда и во взрослой жизни, он будет ожидать подвоха. Ребёнок будет с трудом доверять людям, тяжело адаптироваться к рабочему месту, новому месту жительства.  Давайте не будем  жалеть времени, сил и терпения на своего ребёнка, ученика  и не думать,  что за нас это сделает кто-то другой!

Литература

1. Агафонова  И.Н.   Психологическая   готовность   к   школе   в   контексте

проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.

2 .Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.

3. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.

// Начальная школа. - 1997. - № 12.

4. Нижегородцева Н.В.  Психолого-педагогическая  готовность  ребенка к

школе.-М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО

В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....

Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС

Помощь в составлении уроков по требованиям ФГОС...

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

Научно-методическое пособие "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС"

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни меняет весь образ бытия ребёнка.Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать...

Кл.час "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС".

Презентция к род.собранию по теме "Адаптация первоклассников  школе в условиях новых ФГОС"....


 

Комментарии

Заварзина Елена Анатольевна

Доходчиво объяснено как помочь первокласснику, спасибо. Все будущие успехи начинаются с первого класса, мы обязаны видеть каждого ребёнка в новых для него условиях.