Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
методическая разработка по теме
Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
Как известно, исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в умении эмоционально передать образ, основную мысль танца, т. е. в выразительности и артистичности исполнения. По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в первую очередь костюм (цветовая гамма, форма, оригинальность), во вторую очередь эмоциональность танцующих и лишь в третью очередь технику исполнения номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать характеру и настроению музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу – хореографу в работе с детьми при постановке танцевальной композиции.
В литературе по хореографии методического материала по развитию артистичности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается именно на развитие и совершенствование техники исполнения танца. А потому и на практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-то из педагогов не задумывается и не придает внимания развитию данных качеств у детей, кто-то не знает, как правильно добиться результата в этом направлении, ограничиваясь лишь фразой «Улыбаемся!», кто-то все же стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца на репетициях. Как показывает практика, эмоциональность и артистичность у детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией.
Как же научить детей выражать свои эмоции и передавать заданный образ в танце?
- Все мы умеем непроизвольно улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства в жизни, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не учил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. Следовательно, в первую очередь в работе с детьми можно использовать мимическую гимнастику. Н., двигать челюстью из стороны в сторону, наморщить лоб, втянуть и надуть щеки, растянуть губы в улыбку и т.п.
Кроме того, надо специально учить выражению различных эмоций: радости, грусти, удивлению, испугу, огорчению и др. (см. приложение, Альбом с картинками «Наши чувства и эмоции»).
Например, можно использовать игру «10 масок», которую целесообразно делать перед зеркалом. Со временем лицо запоминает маски:
1. Радость:
- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко от
крыты.
2. Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до
отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
3. Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы под-
жимаются.
4. Плач:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не
позволять детям использовать руки и голос.
5. Кокетство:
- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены
до отказа в сторону вверх или вниз.
6. Ненависть:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят испод-
лобья.
- Важно использовать метод личного примера.
Педагог должен заражать детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную силу: так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей. Особенно это касается дошкольников, которые имеют еще малый собственный жизненный опыт и с удовольствием гримасничают, кривляются, подражают действиям взрослых.
- Развитием эмоциональности, артистизма необходимо начинать заниматься в раннем детстве, когда это можно сделать через игру, а дети естественно, без стеснения выполняют с большим удовольствием все, что мы им предлагаем. С детьми младшего школьного возраста работа в данной области может быть затруднена, поскольку они бывают зажаты, стеснительны, ярче проявляются черты их характера, тип ВНД. Поэтому и работу надо проводить, учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя принуждать их быстро включаться в деятельность, игру, указывать на их недостатки и т. п. Ребенок сам постепенно придет к тому, что выполнять подобные задания интересно, весело и полезно.
- Эмоциональность и артистичность у детей следует развивать поэтапно:
- Копирование звуков, движений, внешнего вида животных. Например, медведя, зайца, лягушки.
- Постановка маленьких сценок с участием нескольких животных на тему: «Животные – друзья», «Животные - враги», «Семья» и др.
- Копирование растений. Например, колючка, падающий лист, цветок на ветру, распускающийся цветок.
- Постановка этюдов, которые выражают определенные действия, характер человека, его способности, его отношения к чему-либо. Например, стирка и развешивание белья, приготовление ко сну, стояние в очереди.
- Копирование неживых предметов. Например, вешалки, компьютера, телефона, кипящей кастрюли. Эта очень сложная работа, поэтому несомненно требует точного определения «характера» выбранного предмета.
- Постановка сказок с яркими образами, в которых дети могут исполнять роли людей, животных, растений, неодушевленных предметов.
Например, «Кошкин дом», «Репка», «Три поросенка» (см. приложение: структура развития артистичности).
- Важна систематичность игр, упражнений на развитие артистизма, эмоциональности. На занятии это не займет слишком много времени, тем более если включать их в упражнения разминки (см. приложение: игры для развития эмоциональной сферы, эмоциональные этюды). Можно использовать в работе видеокамеру, чтобы дети смогли сами оценить свое продвижение в работе по развитию эмоциональности и артистичности, а также для умения работать перед камерой, а значит и на публику.
Таким образом, работа по развитию артистичности и эмоциональности у детей достаточна сложна и кропотлива, требует от самого педагога наличия подобных качеств, определенных знаний, умения организовать работу в данном направлении и, конечно, творческого подхода. Однако результат будет очевиден! И тогда с детьми легко можно будет делать постановки сюжетных танцев, которые всегда интересны как зрителю, так и самим юным артистам.
Подготовила: педагог дополнительного образования Прощина Н. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-53498-1384960556.jpg)
"Программа формирования и развития познавательной активности дошкольников и младших школьников"
Программа развития профессиональной компетентности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-288289-1458647547.jpg)
"Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников".
Доклад на РМО, содержит текстовый файл и презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008673-1517997767.jpg)
"Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников"
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1014563-1519218513.jpg)
Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»
Занятие формирование целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1175014-1571055572.jpg)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена тем, что информационное общество требует от подрастающего поколения развитых навыков работы с информацией. Это требование нашло отр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-1321020-1624425765.jpg)
Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях.
В этом материале доступна информация для учителя,учителя - логопеда ,как мотивировать школьника для успешной логопедической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-1461914-1678793672.jpg)
курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
Курсовая работа для учащихся выпускных курсов отделения Дополнительного образования...