РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что информационное общество требует от подрастающего поколения развитых навыков работы с информацией. Это требование нашло отражение на всех уровнях образования, в том числе и в начальном общем образовании
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО)относит информационные умения кметапредметным умениям. Под информационными умениями в Стандарте понимается «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» [44].
Учебно-научные тексты исследуются учеными в дидактическом, методическом, лингвистическом аспектах. Так, Н.С.Валгинаопределила текстовые умения младших школьников, которыми они должны обладать [7, с. 48], С.Ф.Жуйков предложил использовать определенные методическиеприемы при обучении детей восприятию и созданию данного вида текста [12, с. 29].Однако до сих пор работе с учебно-научным текстом многими учителями начальной школы не уделяется должного внимания. Как правило, обучающиеся стремятся запомнить содержание таких текстов, а не проработать информацию и использовать ее в дальнейшем обучении.
Особенности использования языковых средств в текстах научного стиля, адресованных младшим школьникам, изучали Г.С.Валгина [7]; Н.Ф.Виноградова [8].
Проблемой восприятия и понимания информации учебного текста в младшем школьном возрасте занимались Е.В.Бунеева [6]; М.Н.Кожина [19]; М.Л.Кусова [23].
Особенности работы с учебно-научным текстом рассматривали Е.С.Антонова [1], М.Л.Кусова [22]; Л.С.Саломатина [40].
Е.Ю.Храмкова подчеркивает, что необходимо специально обучать младших школьников работать с учебно-научными текстами, формировать у них умение воспринимать их и на этой основе создавать собственные.Учебно-научные текстыотносятся к коммуникативно-стилевому типу научных текстов и, при опоре на другие средства обучения, позволяют создать оптимальные условия для усвоения младшими школьниками заложенной в них информации [50, с. 149].
М.Л.Кусова подчеркивает, что учебно-научные тексты всегда информативны, связаны с автором, который отбирал информацию, необходимую для овладения учебной дисциплиной, адресатом, от возраста и восприятия которого зависит непосредственное содержание текста, и учителем, который показывает школьнику способы и приемы работы с информацией, заложенной в тексте [22, с. 118].
Противоречие исследования состоит в том, что в условиях современного образования необходимо на уроках русского языка обучать младших школьников работе с учебно-научным текстом, однако в методике преподавания русского языка недостаточно разработок по данной проблеме.
Проблема исследования: обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка.
Цель исследования описать особенности работы с учебно-научным текстом, разработать комплекс уроков по формированию умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом.
Предмет исследования: методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обучение младших школьников работе с учебно-научными текстами на уроках русского языка будет проходить результативно, если внедрена методика обучения младших школьников работе с данным видом текста, направленная на формирование следующих информационно-аналитических умений: осуществление поиска информации, ее восприятия и понимания, умения анализировать, систематизировать иобобщать полученную информацию;стремление к реализации данных умений в процессе создания собственных учебно-научных текстов.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач:
1. Рассмотреть понятие и особенности учебно-научного текста в научной литературе.
2. Проанализировать учебники русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом.
3. Провести диагностику уровнясформированности умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.
4. Разработать и апробировать комплекс уроков по формированию умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.
5. Проследить динамику результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Е.С.Антоновой [1], Н.С.Валгиной [7], М.Л.Кусовой [22] по проблеме использования учебно-научных текстов в учебном процессе в начальной школе; М.В.Матюхиной [24], В.С.Мухиной [29] по вопросам психолого-педагогического развития младших школьников.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов. Теоретические методы: анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы, нормативных документов, базовых дефиниций исследования, количественный и качественный анализ фактического материала. Эмпирические методы: опрос, наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Апробация материалов осуществлялась в ходе педагогической деятельности на базе МБОУАбрамовская СШ им. А.И.Плотникова с учениками 4 класса, в виде публикаций научно-методических статей. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей» (16-17 февраля 2017г., Арзамасский филиал ННГУ).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Абрамовская СШ им. А.И.ПлотниковаАрзамасского района Нижегородской области. В формирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие 20 обучающихся четвертых классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы, приложений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)
Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...
Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
Из опыта работы по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...
Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.
Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей....
Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников
Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....
Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"
В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции...
Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха».
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...