РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку

Шерстнева Дарья Михайловна

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что информационное общество требует от подрастающего поколения  развитых навыков работы с информацией. Это требование нашло отражение на всех уровнях образования, в том числе  и в начальном общем образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее -  ФГОС НОО)относит информационные умения кметапредметным умениям. Под информационными умениями в Стандарте  понимается  «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» [44].

Учебно-научные тексты исследуются  учеными в дидактическом, методическом, лингвистическом аспектах. Так, Н.С.Валгинаопределила текстовые умения младших школьников, которыми они должны обладать [7, с.  48], С.Ф.Жуйков предложил  использовать определенные методическиеприемы при обучении детей восприятию и созданию  данного вида текста [12, с. 29].Однако до сих пор работе с учебно-научным текстом многими учителями начальной школы не уделяется должного внимания. Как правило, обучающиеся  стремятся запомнить содержание таких текстов,  а не проработать информацию  и использовать ее в дальнейшем обучении.

Особенности использования языковых средств в текстах научного стиля, адресованных младшим школьникам, изучали Г.С.Валгина [7]; Н.Ф.Виноградова [8].

Проблемой восприятия и понимания информации учебного текста  в младшем школьном возрасте занимались Е.В.Бунеева [6]; М.Н.Кожина [19]; М.Л.Кусова [23].

Особенности работы с учебно-научным текстом  рассматривали Е.С.Антонова [1],  М.Л.Кусова [22]; Л.С.Саломатина [40].

Е.Ю.Храмкова подчеркивает, что необходимо специально обучать  младших школьников работать с учебно-научными текстами, формировать у них умение воспринимать их и на этой основе создавать собственные.Учебно-научные текстыотносятся к коммуникативно-стилевому типу научных текстов и, при опоре на другие средства обучения,  позволяют создать  оптимальные условия для усвоения младшими школьниками заложенной в  них информации [50, с. 149].

М.Л.Кусова подчеркивает, что учебно-научные тексты всегда информативны, связаны с автором,  который отбирал информацию, необходимую для овладения учебной дисциплиной, адресатом, от возраста и восприятия которого зависит непосредственное содержание  текста, и учителем,  который показывает школьнику способы и приемы работы с информацией, заложенной в тексте [22, с. 118].

Противоречие исследования состоит в том,  что  в условиях современного образования необходимо на уроках русского языка обучать младших школьников работе с учебно-научным текстом, однако в методике преподавания русского языка недостаточно разработок по данной проблеме.

Проблема исследования: обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка.

Цель исследования описать особенности работы с учебно-научным текстом, разработать комплекс уроков  по формированию умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом.

Предмет исследования: методика обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обучение младших школьников работе с учебно-научными текстами на уроках русского языка будет проходить результативно, если внедрена методика обучения младших школьников работе с данным видом текста, направленная на формирование следующих информационно-аналитических умений: осуществление поиска информации, ее восприятия и понимания, умения анализировать, систематизировать иобобщать полученную информацию;стремление  к реализации данных умений в процессе создания собственных учебно-научных текстов.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку ряда задач:

1.                     Рассмотреть понятие  и особенности учебно-научного текста  в научной литературе.

2.                     Проанализировать  учебники русского языка в аспекте обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом.

3.                     Провести диагностику уровнясформированности умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.

4.                     Разработать и апробировать комплекс уроков по формированию умения работать с учебно-научным текстом у младших школьников.

5.                     Проследить динамику результатов исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют  труды Е.С.Антоновой [1], Н.С.Валгиной [7], М.Л.Кусовой [22]  по проблеме  использования учебно-научных текстов  в учебном процессе в начальной школе; М.В.Матюхиной [24], В.С.Мухиной [29] по вопросам психолого-педагогического развития младших школьников.

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов. Теоретические методы: анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы, нормативных документов, базовых дефиниций исследования, количественный и качественный анализ фактического материала. Эмпирические методы: опрос, наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.

Апробация материалов осуществлялась в ходе педагогической деятельности на базе МБОУАбрамовская СШ им. А.И.Плотникова с учениками 4 класса, в виде публикаций научно-методических статей. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей» (16-17 февраля 2017г., Арзамасский филиал ННГУ).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Абрамовская СШ им. А.И.ПлотниковаАрзамасского района Нижегородской области. В формирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие  20 обучающихся четвертых классов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы, приложений.

 

 

 

 


 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)

Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...

Развитие эмоциональности и артистичности у дошкольников и младших школьников на танцевальных занятиях.

Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей....

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...

Статья "Возможности внеурочной деятельности младших школьников для развития их учебно-познавательной мотивации"

В статье рассматриваются возможности реализации внеурочных занятий по математике в совокупности с освоением экономики, что способствует расширению математического и экономического кругозора и эрудиции...

Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...