Роль семьи в формировании навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников
консультация (4 класс) по теме
О роли семьи в воспитании юного исследователя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_navykov_proektno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Зимина Надежда Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1, высшая квалификационная категория
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы.
Введение ФГОС позволяет учитывать возможности детей с любыми особенностями в развитии, чем обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего.
Ребенок должен иметь простор для проявления активности. Только там, где воспитание находит поддержку в самой жизни, оно может сыграть свою роль. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.
Постоянный поиск ребенком ответов на заинтересовавшие вопросы помогает маленькому человеку шагать вперед, развиваться, постигать новые знания. Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне. А взрослым, живущим рядом, необходимо поддерживать познавательный интерес маленького человека к окружающему миру.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Модернизация в современном образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.
«Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями, так и с социумом» [1]
«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» [1] Основы этих качеств закладываются и развиваются в детстве.
Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития детской познавательной активности. Конкретные дела всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации.
Работа над детскими исследованиями ведется мною на протяжении 8 лет. И с самых первых шагов родители являются главными помощниками как для ребенка, так и для педагога. В данной работе не может существовать только пара «учитель-ученик». На любом этапе исследования родители оказывают помощь. Они заинтересованы в развитии ребенка, всегда готовы к сотрудничеству, окажут содействие и помогут предоставить результат взаимодействия.
Первый исследовательский проект «Покормите птиц зимой» выполнялся братьями Осиповыми Сергеем и Алексеем. Ребятам необходимо было сделать кормушку, запасти корм и вести наблюдение – какие птицы станут гостями «птичьей столовой». Данный проект мог реализоваться только дома во внеурочное время, т.к. кормушку необходимо было разместить вдали от шумных улиц и два раза в день на протяжении трех зимних месяцев фиксировать в журнал наблюдений: какие птицы и на какой корм прилетали к кормушке.
Родительско-детский проект «Моя бабушка в годы Великой Отечественной войны», выполненный Зайцевой Екатериной и ее мамой - Зайцевой Ольгой Игоревной, задумывался в год празднования 60-летия Великой Победы. Результатом данного проекта стало создание семейного альбома прабабушки Киселевой Тамары Петровны. В нем страница за страницей шло повествование о боевой юности девушки-радистки, со школьной скамьи попавшей на фронт. Фотографии, документы, воспоминания были собраны в семейную реликвию.
Исследовательскую работу «Выращивание ели из семени» Анкудимова Алена, ученица 2 класса выполняла вместе с мамой. Мамин опыт по выращиванию деревьев, возможность показать ребенку посевной материал в районном лесном хозяйстве, беседы со специалистами, соблюдение всех условий прорастания семени дали положительный результат – на грядке маленького лесовода появились несколько елочек, которые достигнув трехлетнего возраста будут высажены на постоянное место произрастания.
Проект «Чтобы книжки долго жили» сначала задумывался для работы внутри библиотеки. Заинтересованность Сергуниных Екатерины и Родиона вынесли эту работу за рамки школы. Ребята собрали в библиотеке книги, требующие ремонта, и вовлекли в работу всю семью. Необходимо было вывести пятна, используя химический реактив. А для отдельных книг был сделан переплет с соблюдением всех правил.
Проведенный в прошлом учебном году социальный проект «Мамина кукла» и создание временной экспозиции в школьном музее потребовал мини-исследование от каждого участника. Необходимо было принести куклу которой играла мама в детстве, узнать историю ее появления в семье. Сначала в проекте участвовали только обучающиеся моего класса, затем экспонаты стали приносить все желающие. Экспозиция получилась большая. В ходе работы над ней дети учились проводить экскурсии, собирать различный материал о фабриках игрушек, полиграфической продукции, истории создания кукол.
В результате всех работ в большом выигрыше оказались дети, потому что создание перечисленных выше проектов положительно сказалось на достижениях детей и в области творчества, и в познавательной деятельности, и в бытовых навыках.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
И в подтверждении ведущей роли семьи в развитии младшего школьника я хочу привести слова поэта прошлого столетия Эдуарда Аркадьевича Асадова:
Семья – это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Э.А. Асадов 1990 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Утверждена приказом Президента РФ Д.А.Медведевым от 04.02.2010 г. № 271
2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373.
3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф.Феоктистова.-Волгоград: Учитель, 2011.-142с.
4. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. – 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.- 131с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....
Опыт работы «Мультимедиа конструктор» как средство формирования навыков проектно-исследовательской деятельности у младших школьников»
Опыт работы был представлен на районном этапе Всеросийского конкурса "Учитель года 2013"...
Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....