Проект "Что такое снег и почему его нельзя есть"
проект по теме
Целью данного проекта является формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников. В процессе выполнения проекта учащиеся знакомятся со свойствами снега и льда, узнают об их происхождении, выясняют, почему нельзя есть снег, развивают умения анализировать и сравнивать, учатся оформлять результаты исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_sneg_i_pochemu_ego_nelzya_est.rar | 656.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Что такое снег и почему нельзя его есть?»
Тип проекта: исследовательский
Групповой
Мини-проект.
Участники: ученики начальных классов.
Внеурочная деятельность
Продолжительность: 1день
Цель: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников
Задачи:
- познакомиться со свойствами снега и льда, узнать об их происхождении;
- выяснить, почему нельзя есть снег;
-узнать, есть ли на школьной территории чистый снег;
- развивать умения анализировать и сравнивать ;
- учить оформлять результаты исследования
Ход работы:
1 этап: формулировка проблемы
Когда наступила оттепель, снег на улице стал подтаивать. Образовалась ледяная корка. На крышах, подоконниках появились сосульки. Ребята в классе стали рассказывать друг другу о том, как они пробуют снег, льдинки, сосульки. До проекта я провела в классе опрос на тему: «Что такое снег? лёд?», « Пробовал ли я снег?».
Были получены такие результаты:
100 % детей ответили, что пробовали снег и сосульки, 0% ответили нет.
Также выяснилось, что учащиеся пробуют снег и на территории школы, когда уходят домой, катания с горки, во время прогулок.
2 этап: выдвижение гипотезы.
Мы решили узнать, что такое снег , познакомиться с его свойствами, выяснить, где на территории школы можно найти самый чистый и грязный снег.
Дети выдвинули такие предположения:
самый грязный снег находится:
- у горки, так как там бывает очень много народа,
-у крыльца школы, так как там много мусора
- у входа в школу, так как близко находится дорога
Самый чистый снег находится:
- на спортивной площадке, так как там большие сугробы и почти никто не занимается
- около забора, в глубине школьного двора
3 этап: подготовка к исследованию
Для проведения исследования ученики разбились на 4 группы. Каждая группа выбрала место исследования:
• Вход в школу
• Крыльцо школы
• Спортивная площадка
• Место за спортивной площадкой около забора (глубина площадки)
4 этап: подготовка оборудования для исследования
Для проведения исследования были подготовлены пластиковые подписанные стаканчики, ложки для взятия проб снега, лейка, салфетки- фильтры.
5 этап: составление плана исследования
Каждой группе нужно было взять пробы снега на отведенном месте, принести в школу, растаять снег, профильтровать при помощи салфетки- фильтра, сделать выводы
6 этап: исследование
- Хотите узнать о чём мы будем сегодня говорить?
Отгадайте загадку: Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда? (снег)
- Знаете ли вы, что такое снег?
«Конечно», - скажите вы. Ну что ж, проверим ваши знания.
- Каждый год мы с нетерпением ждём прихода зимы. Радуемся первым снежинкам, первому льду.
Снег и лёд привычны для нас. Но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем различаются? Сегодня мы и будем с вами определять и исследовать свойства и признаки снега и льда.
Снег – форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность при температуре ниже 00 С.
Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается и превращается в удивительно красивую звёздочку, у которых шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
- Давайте исследуем снег и лёд и определим, какими свойствами они обладают.
ОПЫТ №1 Определение цвета снега.
- Возьмите стакан со снегом.
- Рассмотрите его внимательно и скажите, какого он цвета? (Белого)
- Найдите среди полосок цветной бумаги цвет снега.
Снег белый потому, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. Белый снег считается символом чистоты, добродетели, радости.
ОПЫТ № 2 Определение прозрачности снега.
- Возьмите пуговицу.
- Положите её в стакан со снегом, спрятав в снег.
- Рассмотрите стакан.
- Видно ли пуговицу? Какой вывод мы делаем? (Снег не прозрачный.)
ОПЫТ № 3 Определение рыхлости снега.
- Возьмите деревянную палочку.
- Потрогайте снег палочкой.
- Какой он? Как назовём мы это свойство? (Снег рыхлый)
3. Посмотрите внимательно на стакан. Что произошло со снегом, если сравнить его состояние до начала наших опытов и сейчас.
- О каком свойстве снега это говорит? (Снег тает и превращается в воду.)
Отставьте стакан со снегом в сторону.
ОПЫТ № 4 Определение цвета льда.
- Возьмите стакан с кубиками льда.
- Рассмотрите его внимательно.
- Найдите среди полосок цветной бумаги цвет льда.
- Нашли ли вы такую полоску? Почему? (Нет. Он бесцветный, прозрачный).
ОПЫТ № 5 Определение прозрачности льда.
- Возьмите пуговицу.
- Положите её в стакан с кубиками льда, спрятав её под лёд.
- Рассмотрите стакан.
- Видно ли пуговицу? Какой вывод мы делаем? (Лёд – прозрачный).
ОПЫТ № 6 Демонстрация.
- Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель берёт молоток и разбивает кусочки на более мелкие).
- Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит?
(Лёд раскололся. Лёд твёрдый, но хрупкий.)
- Посмотрите, что происходит со льдом, сравнив, как он выглядел до опытов и после? Сделайте вывод. (Он тает и превращается в воду.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что такое снег?
ВЫВОД:
- Что такое снег? Лёд?
- Какого цвета снег? Почему? Лёд?
- Какие ещё свойства снега и льда вы можете назвать?
- Можем мы сделать лёд в домашних условиях? А снег?
- Как влияет тепло на лёд и снег? О чём это говорит?
- Однажды зимой я шла по улице и увидела такую картину. Мальчишка лепил снеговика. Пошёл снег крупными красивыми хлопьями. Этот мальчишка открыл рот и стал ловить эти хлопья прямо в рот, но ему этого показалось мало. Он нагнулся и зачерпнул лёгкий пушистый снег со скатанного комка и положил его в рот. Утолив жажду, он продолжил катать комок для снеговика.
- Скажите, все ли действия мальчика правильные?
- Ели да, то почему и если нет – почему? (Нет. Снег есть нельзя, он холодный и можно простудиться. Снег грязный и можно заболеть.)
- Скажите, а вы так поступали?
Людям вода нужна всегда. Но она нам нужна не любая, а только чистая. Но чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
- Какого цвета снег? (Белый)
- А как вы думаете, он чистый?
- Вот сейчас мы с вами это и проверим.
- Что сейчас происходит со снегом? (Он тает.)
- Почему? (В тепле снег начинает таять и превращаться в воду.)
Для исследования были собраны пробы снега (пластиковые стаканчики наполнены снегом):
- у крыльца школы
- у входа в школу
- на спортивной площадке
- в глубине двора школы
ОПЫТ
- Возьмите стакан со снегом.
- Возьмите деревянную лопатку или ложку и перемешайте в стакане снег, чтобы он быстрее растаял.
- Возьмите воронку и фильтрованную бумагу. Сделайте фильтр.
- Возьмите чистый стакан, вставьте в него фильтр и перелейте снеговую воду в него.
- Разверните фильтр.
- Что вы видите? Сделайте вывод. (Вода прошла через фильтр, а нерастворившиеся вещества остались на нём.)
Салфетки выложили на подписанные листы бумаги (написано место, где были собраны пробы снега) и сравнили полученные результаты.
Ученики сделали такой вывод: самый грязный снег оказался у входа в школу, самый чистый в глубине школьного двора, в снегу с горки оказались даже мелкие камешки и частицы песка, а совсем чистого снега, где бы не было никаких примесей и следов на салфетке, не оказалось совсем. Совершенно чистого снега на территории школы ребята не обнаружили.
7 этап: Обсуждение полученных результатов
Показ презентации (в конце небольшая викторина)
1. Когда лучше всего лепить снежки? При температуре воздуха:
а) -2 градуса (Нет, это слишком низкая температура)
б) +1 градус (Э, нет. Это уже слишком мокрый для снежков)
в) 0 градусов (Ура! Вы угадали. В снеге содержится водяной пар. Когда температура поднимается до 0, снег начинает таять и в нём появляется вода. Вода скрепляет снежинки между собой. Без неё хорошего снежка не вылепишь )
2. Каким было наибольшее количество снега, когда – либо выпавшее за сутки?
а) 5 м (Увы, вы ошиблись)
б) 2 м (Отлично! Этот рекордный снегопад был зарегистрирован в 1921 году в США, штат Колорадо. )
3. Снег хорошо сохраняет тепло. Какой толщины должен быть слой снега, чтобы люди и звери под ним не замёрзли?
а) 1 м (Ну, что вы! Хватило бы сугроба и поменьше)
б) 20 см (Верно. Благодаря своей рыхлости снег прекрасно сохраняет тепло. Люди и животные могут спастись под ним от мороза)
4. Какие снежинки встречаются чаще всего?
а) круглые (Неправильно. Приглядитесь к снежинкам, когда пойдёт снег)
б) восьмиконечные (Опять неправильно)
в) шестиконечные (Отлично! Снежинки могут быть самой разной формы и среди них вы не отыщите двух одинаковых. Однако наиболее распространённой является шестиконечная звезда)
5. Поговорим ещё немного о температурах. При какой температуре образуются самые большие снежинки?
а) от -5 до 0 градусов (Промашка! Морозный воздух такой сухой, что влаги в нём на мелкие – то хватает едва – едва)
б) около 0 градусов (Правильно. При такой температуре бывают самые сильные снегопады)
6. Знаете ли вы, каким был самый большой снеговик в мире?
На сегодняшний день самого большого в мире снеговика высотой 27 м 47 см сделали в Швейцарии. Его слепили за три недели в 1993 году. Над ним трудились 8 человек. Представляете, сколько в нём снега!
Обобщение
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовало исследование.
3. Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись
5. Какие использовались методы и средства исследования.
6. Каким был план исследования.
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9. Что можно исследовать в этом направлении дальше
После проведенного исследования было проведено повторное анкетирование, где нужно было ответить на вопрос «Буду ли я есть снег?»
Результаты анкетирования: 90 % детей снег пробовать не будут, а 10 % всё-таки ещё попробуют (попытаются найти место, где снег кажется чистым)
Дома ученики провели такое исследование: взяли сосульки и также их растаяли и профильтровали полученную воду.
Чистой салфетки также не оказалось, на всех салфетках, которые дети принесли в школу, были заметны следы примесей и грязи.
ЧТО Я ЗНАЮ О СНЕГЕ:
ЛЁД – КАКОЙ ОН?
ЧТО Я ЗНАЮ О СНЕГЕ:
ЛЁД – КАКОЙ ОН?
1. Когда лучше всего лепить снежки? При температуре воздуха:
а) -2 градуса
б) +1 градус
в) 0 градусов
2. Каким было наибольшее количество снега, когда – либо выпавшее за сутки?
а) 5 м
б) 2 м
3. Снег хорошо сохраняет тепло. Какой толщины должен быть слой снега, чтобы люди и звери под ним не замёрзли?
а) 1 м
б) 20 см
4. Какие снежинки встречаются чаще всего?
а) круглые
б) восьмиконечные
в) шестиконечные
5. Поговорим ещё немного о температурах. При какой температуре образуются самые большие снежинки?
а) от -5 до 0 градусов
б) около 0 градусов
6. Знаете ли вы, каким был самый большой снеговик в мире?
На сегодняшний день самого большого в мире снеговика высотой 27 м 47 см сделали в Швейцарии. Его слепили за три недели в 1993 году. Над ним трудились 8 человек. Представляете, сколько в нём снега!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое снег? Почему лёд плавает?»
Система Л.В.Занкова, к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир"...
Окружающий мир 1 класс. Кончпект урока по теме "Почему нужноо много есть овощей и фруктов"
Данный конспект предназначен для программы "Школа России". Составлен в соответствии с ФГОС....
Открытый урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе с применением компьютерных технологий....
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"
Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...
Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?
Занятие по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир». 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.
На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ
Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа". Даннаое занятие было разработано на осно...