Выступление на родительском собрании "Самооценка младших школьников".
статья (2 класс) по теме
Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на родительском собрании "Самооценка младших школьников".
Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки.
Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» – ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность- неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.
Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к появлению отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.
Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
-развивать самооценку по исследовательскому типу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"
Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...
Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников".
Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников"....
Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».
Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....
Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внима...
Выступление на родительском собрании младшего звена
Выступление на родительском собрании младшего звенана тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»...