Выступление на родительском собрании "Самооценка младших школьников".
статья (2 класс) по теме
Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на родительском собрании "Самооценка младших школьников".
Цель: предложить родителям способы формирования у младших школьников адекватной самооценки.
Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» – ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность- неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.
Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к появлению отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.
Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
-развивать самооценку по исследовательскому типу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"
Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-117534-1567015849.jpg)
Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников".
Выступление " Духовно-нравтвенное воспитание младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-32096-1422206630.jpg)
Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"
доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/25/picture-936903-1500967347.jpg)
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614999-1427535669.jpg)
Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».
Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....
Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внима...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-602969-1581453482.jpg)
Выступление на родительском собрании младшего звена
Выступление на родительском собрании младшего звенана тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»...