воспитательная программа
рабочая программа (1 класс) по теме
Направленность программы воспитания актуальная. Сотрудничество, сотворчество и саморазвитие - это направления современного образования. По каждому направлению продуманы формы работы и ожидаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«От сотрудничества к сотворчеству
и саморазвитию»
Разработала:
Качанова Нонна Викторовна
Учитель начальных классов
г.Качканара
Свердловской области
«Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость.
Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
А. С. Макаренко
I. Обоснование
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, путем систематического воздействия, влияния, сформировывать чей-нибудь характер, личность.
Задача социального становления личности ребенка является важной для каждого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи, сегодня от того, насколько дети будут готовы к новому типцу социальных отношений зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого ребенка. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Анализируя итоги воспитательной работы за прошлые выпуски, передо мной постоянно встают следующие вопросы:
- Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он способствовал не только всестороннему и гармоничному развитию личности, но и созданию сплоченности детского коллектива, в котором каждый ребенок, прежде всего гражданин своего Отечества – это человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем-то своим ради общего, может творить и отдавать, может (и главное – хочет) созидать?
- Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность?
- Как осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
- На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности?
- Что будет ближней, а затем дальней перспективой?
- Какими формами работы можно обеспечить вовлечение в воспитание всех субъектов образовательной деятельности: дети, учитель, родитель, администратор.
На основании собственного педагогического опыта (см. прил. № 1), опыта семейной жизни, материнского опыта и, конечно же, при помощи изучения педагогической литературы (к тому же интуиция показала!) и зародилась идея создания данной программы: «От сотрудничества к сотворчеству и саморазвитию».
II. С чего начать?
- В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных, социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности. Учитывая особую значимость учителя в жизни младшего школьника, педагогу необходимо постоянно совершенствоваться в работе. Еще Л.Н. Толстой утверждал: «… Исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…». Поэтому ведущим методом реализации данной программы является личный пример и самовоспитание. Перед собой я выдвигаю следующие требования:
Быть:
- Надежным
- Искренним
- Честным
- Смелым
- Понятливым
- Вдумчивым
- Практичным
- Аккуратным
- Умным
- Твердым
- Энергичным
- Культурным
- Благодарным
- Терпеливым
- Справедливым
- Веселым
- Способным
к сотрудничеству
- Творческим
Добиться этого помогут самодиагностики, самоанализ, самообразования, мониторинг воспитанности, составление собственной личной психологической карты (см. прил. 2).
- Следующим важным моментом программы является то, как четко представляешь, чего хочешь добиться от детей на данном этапе времени, какими хочешь их видеть в конце года, что можешь изменить и чего ни в коем случае не должна делать.
К концу начальной школы мне хотелось бы видеть в своих воспитанниках достаточно сформированные для их возраста личностные качества:
а) патриотизм
(Отношение к Родине, городу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе).
б) любознательность
(познавательная активность
- стремление реализовать интеллектуальные способности
- саморазвитие
- организованной с учебе).
в) трудолюбие
(- инициативность и творчество в труде
самостоятельность
бережное отношение к результатам труда
осознание значимости труда)
г) доброта и отзывчивость
(- уважительное отношение к старшим
- дружелюбное отношение к сверстникам
- милосердие
- честность в отношениях с товарищами и взрослыми)
д) самодисциплина
(- развитая добрая воля
- самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
- организованность и пунктуальность
- Содержание воспитательной работы надо планировать вместе с детьми и родителями. Вместе осуществлять и анализировать мероприятия. Вместе подводить итоги.
Совместной деятельности я отвожу большое значение, при этом, выбирая формы работы таким образом, чтобы ребенок смог проявить себя, реализовать свое я.
Я часто представляю, как мои ученики будут самостоятельными, самодеятельными личности, понявшими свою самоценность, которые достигнут самоопределения и самоутверждения, путем саморазвития и самореализации.
III. Целевой блок.
Исходя из вышесказанного я могу сформулировать цель моей воспитательной программы:
Наиболее полное развитие ребенка на начальном этапе воспитания, способного к духовному и физическому саморазвитию в дружном коллективе единомышленников при тесном сотрудничестве семьи и школы.
II. Мои взгляды на воспитание Человека перекликаются с темой и целями воспитательной работы школы им. К.Н. Новикова.
Тема: Повышение профессиональной компетентности учителя как одно из условий улучшения обученности и воспитанности учащихся.
Цели:
- Повысить уровень профессиональной компетентности учителя.
- Повысить уровень обученности и воспитанности учащихся.
- Повысить развитие коллектива (стабильность, сообразительность, сработанность, сплоченность, ориентированность на достигнутое).
Достигнуть этих целей можно определив следующие группы задач.
1. Социальные задачи.
Помочь ребенку включиться в систему социальных связей, взаимодействовать с семьей и различными институтами воспитания, в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
2. Диагностично-этические.
Направлять свою организованную деятельность на изучение индивидуально-психологических способностей ученика и составление социально-психологических характеристик детского коллектива с целью определения оптимального учебно-воспитательного процесса.
3. Нравственные.
Направить работу на ориентацию ребенка по критериям добра и зла, поставить детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизировать нравственные критерии в реальных жизненных обстоятельствах.
4. Индивидуально-практические.
Выбрать эффективные педагогические средства работы с учащимися, планировать свою работу, контролировать и корректировать свою деятельность, вести педагогическую рефлексию.
IV. Основные принципы и подходы к реализации программы.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов и заповедей, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
- Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы – развитие личности ребенка.
- В основе принципа личностно ориентированного воспитания лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход можно осуществить только при основательной психологизации образовательного процесса.
- Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенности психики и физиологии.
- Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащихся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
- Принцип средового подхода очень важен – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр. В этом смысле и семья займет особое место.
- Деятельный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребенок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живет реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, досуговая, творческая и т.д.
- Ценностный подход: воспитание и обучение являются равноправовыми и взаимодействующими компонентами. «Самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью» (Э. Боцер).
- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм, методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
- Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовывать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.
V. Основные направления воспитания
1) Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание.
Задачи:
- Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
- Формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь.
- Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
- Воспитание гордости за свою страну, город, школу и уважение к его истории.
Формы работы:
- уроки мужества
- классные часы
- беседы
- диспуты
- экскурсии
- встречи с ветеранами и интересными людьми
- акции добра и милосердия
- сбор материалов в школьный музей.
Ожидаемый результат
- Ребенок интересуется и гордиться историческим прошлым отечества, рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел класса, школы и привлекает в этому других.
- Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
- Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
- Отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
- Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
- Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.
2) Познавательная активность
Задачи:
Изучить индивидуальные способности учащихся. Контролировать успеваемость. Создать условия для развития познавательных интересов.
Формировать учебную мотивацию.
Формы работы:
- Контроль за успеваемостью
- Предметные олимпиады
- Контакт с учителем-предмет.
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры
- Классные часы
- Беседы
Ожидаемый результат.
- Ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанные.
- Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.
- Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.
- Работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.
3) Физическое совершенство и здоровье.
Задачи:
Наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся.
Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Констатировать СГН, организацию питания, помощь заболевшим (по учебе).
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организовывать спортивные соревнования, экскурсии. Работать в контакте с врачом.
Формы работы:
- День здоровья
- Встречи с врачом
- Соблюдение СГН
- Организация режима
- Соревнования
- Прогулки
- Походы
- Секции
- Бассейн, каток
- Дежурство, генеральные уборки
- Рисунки
- Выставки
- Предупреждение травматизма
Ожидаемый результат
Развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни.
4) Творческий труд .
Задачи:
Развитие творческого потенциала.
Организовывать интересные творческие коллективные дела.
Формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации.
Привлечение учащихся к организации и проведению классных и школьных, городских мероприятий.
Формы работы:
- КТД;
- классные часы;
- шоу;
- фестивали;
- выставки
оформление газет и летописи
- тематические комплексные мероприятия;
- создание и поддержка традиций школы, класса.
Ожидаемый результат:
- Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре отечества.
- Умение найти свое место в творчестве.
- Массовое участие в КТД.
- Ребенок находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.
5) Социально-психологическая поддержка.
Задачи:
- Систематически организовывать консультацию психолога с родителями детей.
- Проводить входные и выходные диагностики психологических процессов.
- Выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся.
- Наблюдать за адаптацией учащихся к требованиям школы.
- Создавать коррекционную помощь.
- Составление психологических характеристик ребенка и всего детского коллектива, делать сравнительный анализ (прошлый год), выводы, пути решения.
- Своевременно выявлять особенности ребенка.
- Развивать способности ребенка.
- Проводить с детьми и родителями психологическое просвещение.
Формы работы:
- консультации;
- беседы;
- анкетирование, тестирование, диагностика;
- род. собрания, встречи, беседы, лекции;
- контроль, коррекция успеваемости;
- составление индивидуальной психолого-педагогической карты;
- мониторинги развития личности.
Ожидаемый результат:
- Стремление учащихся к саморазвитию и самореализации.
- Развитие внимания, мышления, памяти, речи детей.
- Воспитание уважения к себе.
- Обеспечение контроля за динамикой психологического развития учащихся. Определение программ развития работы с коллективом.
- Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.
6) Работа с семьей.
Задачи:
- Поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
- Наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу.
- Планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
- Вести индивидуальную работу с родителями.
- Привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка.
- Изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
- Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
- Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
- Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Формы работы:
- Организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп.
- Родительские пятницы.
- Педагогический всеобуч.
- Консультации, беседы, лектории.
- КТД.
- Организация летнего отдыха.
- Анкетирование, диагностирование, тестирование.
- Содействие в материально-техническом оснащении класса.
- Посещение семей на дому.
Ожидаемый результат:
- Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалификационной помощи.
- Создание приоритета родительского воспитания.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
- Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
7) Системы дополнительного образования.
Задачи:
- Помочь найти ребенку полезное дело для реализации собственного Я.
- Развивать целеустремленность в самоопределении.
- Воспитание культурного проведения досуга.
Формы работы:
- встречи с интересными людьми;
- кружки по интересам;
- секции;
- цикл экскурсий;
- выставки;
- участие в подготовке и проведении КТД;
- анкетирование;
- начальная профориентация.
Ожидаемый результат:
Удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании.
Обеспечение интересного досуга и возможности приобретения профессии.
8) Развитие самоуправления.
Задачи:
Привлекать учащихся к планированию работы, организации и проведения дела.
Содержание, формы работы:
- генеральные уборки;
- дежурство;
- анкетирование;
- составление плана работы и участие в его осуществлении;
- актив класса.
Ожидаемый результат:
Участие в делах класса.
Выполнение поручений.
Развитие организованности, самостоятельности, творчества, стремление реализовывать себя, инициативность, бережное отношение к результатам труда.
Осознание значимости труда, саморазвитие.
VI. Этапы и условия успешной реализации программы
1 этап. 2001 – 2002 учебный год.
Создание условий для реализации программы.
- Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов воспитательного процесса.
- Апробация инновационных процессов в области воспитания.
2 этап. 2002 – 2004 год.
- Расширение зоны педагогического воздействия.
- Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
- Качественное и количественное закрепление достигнутых результатов.
- Мониторинг инновационной деятельности.
- Повышение профессионального мастерства и творческого роста учителя.
3 этап. 2005 год.
Создание условий для разработки программы развития воспитания на следующий период.
Заповеди воспитателя
- Не навреди!
- Не воспитывай в плохом настроении.
- Определи, что хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу.
- Предоставь возможную самостоятельность.
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
- Не пропусти первый успех ребенка.
- Делай своевременные замечания.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Люби детей! Защити их любовью и правдой.
- Дари себя детям!
- Ни дня без новизны.
- Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
- Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
VII. Заключение
Данная программа рассчитана на реализацию в течение 4-х лет. Служит предпосылкой для дальнейшего всестороннего развития детей и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленных целей будет во многом зависеть от включенности в процессе реализации данной программы всех субъектов воспитания.
В заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:
«Я убежден: школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идеал, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
учитель призван реализовать мечты детей…»
Литература
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель»
2001г. № 4, № 3.
2000г. № 4, 6, 5.
1999г. № 1, 3.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.
- Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва. 1996г.
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва 1999. Составлен: Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва 1997г.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.Д. Изучение личности и ученических коллективов – М. Просвещение, 1988.
- Лизинский В.Н. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. Москва. Образовательный центр «педагогический поиск» 1996.
- Лусканова Н.Т. методы исследования детей с трудностями в обучении. Москва. 1993.
- Архипова Е.И. Способ диагностики нравственного развития ученика. Свердловск. 1989.
- Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь. 1993.
- Белкин. Знаете ли вы своего ребенка. Свердловск. Редакционно-издательский отдел. 1990.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. С., мысль. 1988.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. Мир психологии и психология в мире. 1994/0.
- Назмутдинов В.Я. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися. Издательство «Кино». 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...