Литературное кафе "И все они разные"
классный час (2 класс) по теме
Данный классный час проведен в форме литературного кафе. Он знакомит учащихся с творчеством Игоря Акимушкина, его взглядами на окружающий мир, заставляет увидеть прекрасное в незначительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_vse_oni_raznye.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное кафе «И все они разные»
Цель: познакомить с творчеством Игоря Акимушкина; через его книги показать многообразие животного мира; подчеркнуть особенность стиля писателя, воспитывать бережное отношение к природе.
Форма занятия: беседа, обсуждение, обзор, викторина.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Слайд.
«К сожалению, мы все еще плохо знаем животных, пожалуй, хуже, чем даже звезды на небе… Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные, у каждого свои повадки и способы жить и выжить…» - писал Игорь Иванович Акимушкин.
Учитель.
Какой же необыкновенной смелостью должен обладать человек, который взялся рассказать почти о каждом из миллиона!
Детство Игоря Акимушкина проходило с весны до осени на подмосковной даче, на природе. Игорь любил наблюдать за бабочками, стрекозами, жуками, птицами и придумывать им названия. Он еще не знал, что существуют специальные книги – определители животных и растений.
Кружок юных биологов при Московском зоопарке, биологический факультет Московского университета, научно – исследовательская работа, участие в экспедициях. И, кроме этого, он еще успел написать более 60 книг. Игорь Акимушкин раскрывает перед читателями удивительный мир животных и учит воспринимать его разнообразие.
Ребята, сегодня обзор книг И.Акимушкина проведет библиотекарь нашей школы Ирина Александровна Волобуева.
(Во время обзора обращается внимание детей на то, что автор кратко и выразительно рассказывает о семействах животных, сравнивает их, помогает лучше видеть их особенности).
Заседание ученого совета. (Работа в группах).
Учитель.
Читая книги Игоря Акимушкина, вы занимались в группах исследовательской работой. Сегодня мы послушаем сообщения групп о совах.
(По ходу сообщений идут слайды).
1 группа.
Оказывается, совы живут, сохраняя верность друг другу. Самая маленькая сова – сыч – воробей. А филин – самая большая сова. Когда он раскинет крылья, между их концами полтора метра. Ночами не дает филин покоя соседям. От мышонка до зайца, от синицы до тетерева - всех готов съесть. Даже ежа не спасают колючки от длинных когтей филина. Филин – ушастая сова. И еще есть ушастые совы на манер филина. Сколько же видов ушастых сов на территории России? 7 видов: филин, ушастая, болотная, сплюшка, буланая совка, ошейниковая и уссурийская.
2 группа.
Как же и из чего строит сова гнездо? Оказывается, никак и из ничего. Есть готовое воронье – займет, немного подправит. Нет гнезда чужого – вытопчет самка филина ямку в земле и два – три, а то и пять белых яиц без всякой мягкой или жесткой подкладки в ней насиживает. В такой же ямке и белая сова больше месяца согревает в прохладные дни и ночи полярного июня полдюжины своих яиц. В дупле на голой древесине, в норе на сырой земле, на камнях в расщелине скалы или где-нибудь под крышей сарая неплохо устраиваются совы со своим потомством. Только болотная сова сооружает примитивное гнездо на земле.
3 группа.
Оказывается, яйца у сов белые, с блестящей скорлупой. Новорожденные совята одеты пухом. Они слепые и глухие. Глаза и уши совят раскрываются через неделю. Они скоро линяют, меняя пух на мягкие перышки, нечто среднее между пухом и пером, уникальное произведение природы, которого, кроме сов, ни у кого больше нет.
4 группа.
Оказывается, совы в ночных поисках пищи, полагаются не на осязание, как другие птицы, а на великолепный слух и всевидящее во мраке око. В мультфильмах нередко сова крутит глазами. Но реальная сова этого делать не может: слишком прочно они соединены с черепом. Да и глаз совиный не круглый. Угол зрения каждого совиного глаза – 169 градусов. Но когда сове мало этих градусов, она поворачивает голову вбок, назад. Совы и днем неплохо видят. Некоторые совы охотятся и днем: это болотная сова, нередко филины, сычи. Но есть у совы и дефект зрения. Она дальнозорка и близко перед собой, по-видимому, ничего не видит.
5 группа.
Оказывается, совы живут долго: сычи в неволе по 20 лет и больше, а один филин 68 лет прожил. В мире больше ста видов разных сов. Обитают во всех странах (только в Антарктиде и на некоторых островах их нет).
В наших лесах, парках, садах истребляют совы безмерное множество мышей, полевок, крыс – легионы мелких грызунов.
Учитель.
Спасибо, ребята, за работу, которую вы проделали самостоятельно. Я хочу добавить, что Игорь Акимушкин пишет о сохранности природы.
И нужно помнить ребята, что даже эти немногие представители о которых мы сегодня говорили, нуждаются в нашей с вами защите. Только у нас, в Ставропольском крае, в Красную книгу Ставропольского края занесены 2 представителя семейства совиных. Это Филин – чья численность сильно сокращается. Он также занесен в Красную книгу России. В Ставропольском крае их не более 40 пар.
(Слайд)
А также болотная сова – очень редкий вид в крае на сегодняшний день их всего около 300 пар.
(Слайд)
Учитель.
А сейчас проведем конкурс вопросов и ответов. Те группы, которые прочитали много рассказов автора, легко смогут ответить на предложенные вопросы.
Библиотекарь.
Конкурс вопросов и ответов.
«Чей это дом?»
- гнездо на дереве (шимпанзе)
- нора (волк, лиса)
- в степи под кустом (сайгак)
- камыши (дикий кот)
- дупло дерева (шакал, белка)
горная пещера (барс)
«Кто это?»
- чичико (обезьяна)
- жако (попугай)
- баобаб (дерево)
- мальба (змея)
- цеце (муха)
«Вторые названия»
- барс (ирбис)
- выдра (калан)
- кулик (вальдшнеп)
белый журавль (стерх)
- орел (беркут)
«Верно ли это?»
- тукан – змея (птица)
- щитомордник – бабочка (змея)
- репейница – птица (бабочка)
- квакша – кузнец (лягушка)
- анаконда – лягушка (змея)
«У кого такая шубка?»
- огненно – рыжая (лиса)
- черная, гладкая, блестящая (пантера)
- белая, голубовато – серая (песец)
- в черных кольцах и пятнах (ягуар)
- серая, пятнистая, на ушах кисточки (рысь)
- длинный, бурый мех (медведь)
(Подводятся итоги конкурса).
Учитель.
Для того чтобы убедиться, что вы хорошо знакомы с творчеством писателя, я предлагаю еще провести викторину.
Викторина.
- Кто ногами слышит? (Кузнечик).
- Кто птичьим молоком сыт? (Голуби, пингвины).
- У кого язык длиннее тела? (У хамелеона).
- У какой рыбы обезьяний хвост? (У морского конька).
- Какая птица шьет свои гнезда из листьев? (Птица – портниха).
-Какие птицы строят свой дом из кирпичей? (Птицы – печники).
- Каких животных называют «инженерами животного царства»? (Бобров).
- Какое животное бегает быстрее всех? ( Гепард).
- Кто из кошачьих хорошо плавает? (Ягуары, тигры).
- Какое животное никогда не пьет? (Коала).
(Подведение итогов).
Учитель.
Ребята, я надеюсь, что время, проведенное за чтением книг Игоря Акимушкина, потрачено не зря. Вы узнали много интересного о животных, вместе с товарищами совершили новые удивительные открытия.
Библиотекарь.
Хочу добавить, что о природе и о животных много пишет не только Игорь Иванович Акимушкин. Много интересного вы прочтете у Виталия Бианки «Чей нос лучше», «Мышонок пик», «Музыкант», «Слепой бельчонок», целый цикл его натуралистических заметок о животных которые собраны в сборник «Лесная газета». Так же много произведений о природе написал Михаил Пришвин, Константин Ушинский, Гаршин, Михаил Алексеев, Паустовский. Наши ставропольские писатели Михаил Усов, Иван Кашпуров. Все эти книги вы видите сейчас на книжной выставке. И я очень надеюсь, что все они будут вами прочитаны. А книги с нетерпением ждут каждого из вас в нашей школьной библиотеке. До новых встреч ребята!
А на прощание разрешите вручить вам буклетики с рекомендацией книг Игоря Акимушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс
Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия литературного кафе «Очей очарование».
Акцент целей и задач:воспитать любовь к Родине и своей малой родине, чувство красоты природы осени;повторить приметы, пословицы, поговорки осенних месяцев осени;активизация...
Литературно-музыкальная композиция "Мы разные, но мы вместе!"
Сценарий мероприятия для начальной школы...
Литературная игра- викторина с ответами для 2 класса на тему: «Сказки разные нужны, сказки разные важны».
Литературная игра- викторина с ответами для 2 классана тему: «Сказки разные нужны, сказки разные важны". Цели:· Развивать ...
Технологическая карта урока литературного чтения «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» ( УМК "Школа России" , 2 класс)
Тема урока «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» Тип урока: «открытие...
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.
Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...
Конспект занятия: «Литературное кафе. Италия»
Цель занятия:Знакомство с особенностями итальянской кухни.Воспитание интереса и уважения к многогранной культуре итальянского народа.Задачи:Сформировать представление об итальянской кухне,научить нахо...