Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Урок литературного чтения «Коты бывают разные» по отрывку из произведения «Дом в Черёмушках» М. Коршунова, 1 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Тема: « Коты бывают разные…(М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок))».
( 1 класс)
Система «Школа 2100».
Учитель начальных классов Старикова Лариса Павловна.
Цели урока.
1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.
2. Развивающая: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
3. Воспитывающая: способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
4. Здоровьесберегающая: сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры. Лепестки цветка для рефлексии.
Тип урока: изучение новой темы.
Структура урока:
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
1.Повторение.
2.Правила работы в ресурсном круге.
3.Определение темы и целей урока.
4. Совместное открытие новых знаний.
1. Работа с текстом до чтения.
а) Работа с заглавием.
б) Работа с иллюстраций.
2.Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания на уровне содержания.
Физкультминутка
5. Применение знаний.
1.Работа с текстом после чтения.
2.Составление плана текста.
3.Составление характеристики главных героев (по карточкам).
4.Самооценка.
5. Итог.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационные формы |
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. | - Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новые понятия. - Прочитайте эпиграф нашего урока. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.» Китайская пословица. -Как вы его понимаете? - Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение. | Высказывания учащихся. |
Слайд 2 «Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» |
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
1.Повторение. 2.Правила работы в ресурсном круге. | - Как называется раздел, в котором напечатаны замечательные произведения о животных? - Посмотрите на классную выставку рисунков и фотографий «Наши любимцы». Мы видим, как вы любите своих младших друзей, заботитесь о них и можете рассказать о них много интересного. - Продолжим наш урок, работая в едином круге. Вспомните правила общения в ресурсном круге.
| - « Ребятам о зверятах». Рассказы детей о своих любимцах (внешний вид, повадки, характер, интересные случаи, которые произошли с ними). Предполагаемые ответы: - Высказывается каждый участник круга. - Ответив сам, выслушай других. - Даем право высказаться каждому, терпеливо выслушивая ответы одноклассников. - Нам помогут слова «я присоединяюсь», «я согласен (согласна)».
| До урока оформляется выставка фотографий и рисунков «Наши любимцы». Слайд 3 |
3.Определение темы и целей урока. | - Прочитаем тему сегодняшнего урока. - Поставьте перед собой цель урока. Чему мы будем учиться? | - Тема урока: «Коты бывают разные…(М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок))».
Предполагаемый ответ: - Цель урока: продолжить работу над развитием умения выразительно читать отрывок; вести диалог с автором; анализировать художественный текст. | Слайды 7,8 |
4. Совместное открытие новых знаний. 1. Работа с текстом до чтения. а) Работа с заглавием. б) Работа с иллюстраций. 3.Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания на уровне содержания. Физкультминутка |
- Что вы скажете об авторе и названии этого произведения? - Прочитайте то, что написано в скобках? - Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом? - Как догадались? -Рассмотрите иллюстрацию. – Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения? - Рассмотрите кота. Опишите его. - Как кот выглядит?
- О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений! Чтение 1 части (вслух «цепочкой»). Вопросы после чтения: - Поняли ли вы, как появился кот на даче у Леонида Аркадьевича и Гарьки? - Зачитайте отрывок, где говорится о том, как Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота под корытом, когда ловили птиц. - Какие строчки говорят о том, что Леонид Аркадьевич и Гарька впервые увидели этого кота? - Как выглядел кот?
- Как вы думаете, почему же кот съёжился, внимательно глядел на людей, но удирать не собирался? - Почему автор пишет, что кот не понравился «даже Гарьке»? - Можно ли в этой части найти описание внешнего вида кота?
Словарная работа. Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук. Несимпатичен – некрасив.
Чтение 2 части (вслух «птичьим базаром»). Вопросы после чтения: -Как вы оцениваете поведение кота в доме? Что вас удивило?
- Как вы понимаете слово «бесцеремонный»?
Словарная работа. Бесцеремонный – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости. - Докажите словами из текста, что кот сразу как освоился в доме? - Почему кот себя так вёл, как вы думаете?
Кот Антипка Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.) Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.) В два на кухне крал сосиски. (Наклоны влево-вправо.) В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.) В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.) В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.) В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.) В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.) Чтение 3 части (про себя). - Как вы понимаете выражение «дерзко во весь рот зевнул»? - Как вы считаете, кому могут принадлежать слова «сделал верблюда»? - Как вы понимаете "сделал верблюда”?
Словарная работа. Поддувало – отверстие в печи под топкой, оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел. Чтение 4 части (в темпе учителя). - Каким кот здесь показан? - Что произошло с котом? Прочитайте. - Как вёл себя при этом кот?
- Кто помог коту освободиться?
- Как вы понимаете значение слова «вызволили»? - Как вёл себя кот сразу после освобождения? - Как кот мог ругаться? - Что значит слово «брезгливо»? Работа с толковым словарём. - Как вёл себя кот сразу после освобождения? - Какую кличку выбрали для кота Гарька с дядей? - Почему? | - Уже знакомы. - Отрывок. - На даче в Черёмушках - На иллюстрации тот же дом. Название произведения тоже даёт подсказку.
- Кот. - Глаза и уши большие; худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает; неухоженный. Сидит в такой позе, будто его только что побили. Ответы учащихся. Ответы учащихся. – Кот был облысевшим, с тонким и вытертым хвостом, несимпатичен. - Он хотел есть. - Кот был бездомный, худой. - Несимпатичный. (Работа по толковому словарю). - Кот был наглый. (Работа по толковому словарю).
- Расстелил хвост, отошёл, завалился спать. - Он привык жить на улице. - Беззастенчиво. - Гарьке. - Сильно выгнул спину. (Работа по толковому словарю). - Любопытным. - Кот случайно толкнул крышку чемодана, и она захлопнулась и захватила голову кота. - Гарька и Леонид Аркадьевич вызволили его. - Освободили.
- Ругался, кричал. - Мяукал.
- Кот оказался крикливым и обидчивым. - Ушастик. - За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком. | Слайды 4,5,6 Слайд 9 Слайд 10 |
5. Применение знаний. 1.Работа с текстом после чтения. 2.Составление плана текста. 3.Составление характеристики главных героев (по карточкам). 4.Самооценка. | - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Поделитесь своими впечатлениями. -Счастливо ли сложится судьба этого кота? - А какая жизнь была у кота до встречи с Гарькой и Леонидом Аркадьевичем? -Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Кому текст понравился? Кто хочет его пересказать близким? - Для того, чтобы лучше запомнить это произведение, я предлагаю вам составить план текста и учиться пересказывать по плану. - Поработайте в группах. Перечитайте текст. Озаглавьте части текста. - Давайте вспомним алгоритм работы в группах. 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказываем вежливо. 5. Если не понял, переспроси. - Дайте характеристику главным героям, пользуясь опорными словами (карточки).
- Раскрасьте лепестки цветка красным цветом, если справились с заданием сами. - Раскрасьте лепестки синим цветом, если помогли одноклассники. Раскрасьте лепесток жёлтым цветом, если не смогли выполнить задание. Полученные цветы крепим на «Лесную поляну». | Предполагаемый ответ - Животные очень доверчивы, и без помощи людей им было бы трудно жить. Животных надо любить такими, какие они есть. - Да, потому что у него появились хозяева. - Кот бродяжничал, голодал. Ответы учащихся.
Работа в группах. Озаглавливание частей. (Делегирование одного представителя из группы для представления ответов). Работа в парах по карточкам. На карточке слова: доброта, эгоизм, забота, равнодушие, бодрость, спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство. (Делегирование одного представителя из пары для представления ответов.) | Слайды 11, 12 Слайд 13 |
5. Итог. | – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? – Что нового вы узнали о взаимоотношении людей и животных? Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие « равнодушие» не должно быть присуще человеку. Люди должны быть добрыми и внимательными к своим «младшим братьям». | Ответы учащихся. |
6. Рефлексия. Домашнее задание. | - А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите кружок синего цвета, если вы были внимательными – кружок желтого цвета, если вы были артистичными – зеленый кружок. - Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. - Вспомните эпиграф нашего урока. Закончите предложения: - Сегодня я узнал… - Было интересно … - У меня получилось… - Мне понравилось… Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. - Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили. - Перескажите отрывок из произведения М. Коршунова « Дом в Черёмушках» своим близким. | Дети оценивают свою работу на уроке при помощи сигнальных кружков. | Слайд 14 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» (китайская пословица) Эпиграф урока
-Высказывается каждый участник круга. -Ответив сам, выслушай других. -Даём право высказаться каждому. -Нам помогут слова: « я присоединяюсь», « я согласен». Правила работы в ресурсном круге
Михаил Павлович Коршунов (1924 – 2003) Михаил Павлович Коршунов (1924 – 2003) «Я давно мечтал: обмакну перо в чернильницу, а в чернильнице, на самом донышке, сидит смех. Я его осторожно вытащу на кончике пера, как золотую рыбку, - и…в книжку! Чтобы вся книжка, каждая её страничка, заулыбалась, засмеялась».
Произведения М. Коршунова
«Дом в Черёмушках»
Тема урока: «Коты бывают разные… « Дом в Черёмушках» (отрывок)»
П родолжить работу над развитием умения выразительно читать отрывок ; вести диалог с автором; анализировать художественный текст. Цели урока
Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук. Несимпатичный – некрасивый. Бесцеремонный – беззастенчивый, развязный. Поддувало – отверстие в печи под топкой. Словарная работа
Физкультминутка
Задание. Озаглавить части текста. Работа в группах
1.В группе должен быть ответственный. 2 . Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4 . Своё несогласие высказывай вежливо. 5 . Если не понял, переспроси. Алгоритм работы в группах
Дать характеристику главным героям, пользуясь опорными словами: доброта, эгоизм, забота , равнодушие, бодрость, спокойствие , возмущение, страх , удивление, сочувствие , беспокойство. Работа в парах
Сегодня я узнал… У меня получилось… Было интересно… Мне понравилось… Рефлексия
Молодцы, приятно с вами работать. Спасибо за урок.
В презентации использованы И нтернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. Введенский «Ученый Петя» особенности юмористического произведения. Составляем весёлый рассказ по серии сюжетных рисунков»Цели деяте...

Конспект урока литературного чтения: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения» ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: «А. Введенский «Ученый Петя». Особенности юмористического произведения»Цели деятельности учителя: формирование знаний о юмористическом произведении; развитие умений соста...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...