Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
статья (3 класс) на тему
Духовные качества - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл" - писал казахский философи поэт 19 века Абай Кунанбаев.
В работе представлен материал по одной из основных проблем современного общего образования - это приобщение детей к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности
Н.В. Фесенко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 Тахтамукайского района
Качества духовные - вот что главное
в человеческой жизни. Живая душа
и отзывчивое сердце должны вести человека,
тогда и труд его, и достаток обретают смысл.
Абай Кунанбаев
Одной из основных проблем современного общего образования является проблема приобщения детей к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда роль педагога? Уверена, наша задача – увлечь ребёнка своей верой в прекрасное, оптимизмом и умением на занятиях создавать другой мир, альтернативный агрессии, бездуховности, глупости и безнравственности.
По мнению кандидата философских наук Леонида Юрьевича Писарчик школа должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных наук и лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно, состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому.
Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.
Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его общечеловеческие ценности:
любовь к матери, к Родине, патриотизм, свободу воли, понятие добра и зла, совесть, веру в себя, надежду.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе считаю военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, общекультурное.
В работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия моих третьеклассников в кружке «Я – гражданин России». Программа кружка позволила им приблизиться к понятию «гражданственность». Свои мысли и чувства дети выражают посредством рисования в специальных тетрадях по военно-патриотическому воспитанию. Решая нравственные задачи они развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Символы России и Адыгеи», «Что такое выборы?», «Кто нас защищает?» и др.
Оздоровительная программа, реализуемая на кружковом занятии «Спорт – ступенька к здоровью» ориентирована на формирование у школьников признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Для достижения цели использую разные формы работы: беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания (они дают знания в области оздоровления); динамические паузы и музыкальные минутки, с использованием детских песен о спорте; игры-соревнования по шашкам, шахматам, пионерболу; праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Общекультурное воспитание реализую через занятия в кружке «Радуга талантов». Поле деятельности широко. Изучение народной культуры («Традиции и обычаи народов Адыгеи» - муниципальный фестиваль дружбы народов, «Широкая Масленица» -традиционный народный праздник), встречи с интересными людьми, участие в конкурсах и смотрах, исследовательская работа, подготовка и проведение тематических и народных праздников. Всё это помогает детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будит их фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию.
Общекультурное воспитание не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению детского коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей, которые считают, что предметы внеурочной деятельности являются огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла и радости. Занятия предоставляют возможность детям анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно верные решения, создавать проекты и презентации. Такая работа очень сближает детей и родителей. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А.Сухомлинский
Литература
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.
2. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.
3. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М. 1993г.
4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
5. Писарчик Л.Ю.
6. Потаповская О.М. Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Статья для преподавателей из опыта работы...
Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности
В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...
Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
В данной статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, внеурочной деятельности обучающихся, приобщению детей к истории русской народной культуры, народному творчеству....