Воспитательная программа
материал по теме
"Вместе мы - сила" прдназначена для учащихся начальных классов и расчитана на четыре года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_vosp._raboty_vmeste_-my_sila_malakhova_g.g.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить вечность в один час.
Уильям Блейк.
Сегодня, как и раньше, взят курс на гумманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.
В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни-гражданина, работника, семьянина.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Данная программа имеет несколько составляющих: интеллектуальную, творческую, деятельностную и др. Они выходят на развитие личности, учитывая такие возрастные особенности, как любознательность, эмоциональность, стремление к смене деятельности и многое другое
Эта программа является составной частью воспитательной системы школы, работа структурирована, имеет место тенденция преемственности, что является показателем системы, а значит эффективности деятельности.
В основе воспитательной работы нашей школы лежит методика коллективных творческих дел (Иванова), близкая мне по духу. Воспитательная система реализуется через технологию соуправления: протекания совместной жизни и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определять своё место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы мне понятен: обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе. А девиз – это девиз нынешней моей жизни: «Даёшь интересную жизнь, работу! Всё творчески! С выдумкой, фантазией!»
Набрав в 2010 году новых детей и восприняв основные идеи и направления школьной воспитательной системы, я взяла программу
воспитательной деятельности в своём классном коллективе «Вместе мы - сила!», над которой буду работать все четыре года.
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Данная программа апробирована в течение четырех лет (2006 -2010годы). Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей, свидетельствуют о ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива., подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Воспитательная программа «Вместе мы - сила!» - это как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы с использованием эффективных педагогических технологий.
Основные идеи программы следующие:
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка;
- программа ориентирована на воспитание людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.
Цель воспитательной работы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
Наука и образование Спорт и здоровье
Задача: развитие эрудиции, Задача: укрепление здоровья,
формирование потребности в формирование представления
самообразование о здоровом образе жизни как
основе существования человека на
Труд и порядок Земле
Задача: формирование ЛИЧНОСТЬ Досуг
самостоятельности уч-ся Задача: развитие творческих
способностей и интересов
Забота Пресс-центр
Задача: приобщение к Задача: формирование желания
общечеловеческим ценностям, активно преобразовывать
освоение, присвоение этих ценностей действительность
В основу программы положены следующие принципы и подходы:
- принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностноориентированный подход – уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности.
Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.
Принцип свободы участия.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип системности.
Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Программа строится на основе соуправления.
Классное соуправление
Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
- Познавательная деятельность – экипаж «Наука и образование»:
- интеллектуальные игры «О счастливчик!», «Звёздный час»;
- устные журналы «Хочу всё знать», «Моё Отечество»;
- конкурсы юных художников «Самый, самый, самый»;
- викторины из разных областей знаний.
- Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок»:
- организация дежурства в классе «Мы - ученики своёй школы»;
- операция «Лучшая классная комната»;
- экодесант;
- деловые игры по ПДД и ТБ;
3. Спортивно-оздоровительная деятельность – экипаж «Спорт и здоровье»:
- дни здоровья;
- прогулки в осенний, зимний парк;
- устные журналы «Экология и мы», «Что такое здоровый образ жизни?»;
- беседы с психологом и школьным врачом.
4. Художественная - эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:
- праздники «Мама, милая мама!», народные;
- творческие праздники «День рожденья только раз в году»;
- поздравления девочкам, поздравления мальчикам;
- турнир знатоков этикета.
5. Шефская деятельность – экипаж «Забота»:
- ролевые игры «Мама спит, она устала», «Приходите в гости»;
- беседы «Умей беречь честь дедушки и бабушки и добрую память о них», «В дружбе сила».
- акции «Я и мой сверстник», «Забота прежде всего».
6. Информационная деятельность – экипаж «Пресс-центр»:
- оформление классного уголка «Посмотрите, мы какие!»;
- выставки фотографий «Посмотрите, это – я», «Я и моя семья»;
- выставки рисунков и поделок «Природа и фантазия», «Очумелые ручки»;
- оформление всех классных дел (грамоты, благодарности и т.п.)
В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей становление системы воспитательной работы будет проходить в несколько этапов.
1-й этап «Будем знакомы» (1 класс) - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.
Формы работы:
- часы общения «Давайте познакомимся», «Что я вижу, чем живу».
- анкетирование «Мои увлечения», «Я и моя семья» «Мир моих увлечений».
2-й этап «Ребята! Давайте жить дружно! (2-й класс)- на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
деятельность по сплочению детского коллектива).
Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.
Создание классных традиций:
- экскурсии и походы по окрестностям села;
- дни именинника «День рожденья только раз в году»;
- творческая мастерская «Сельские посиделки»;
- отчёт о работе класса на родительском собрании.
3-й этап «Что один не сделает – сделаем вместе» (3 класс) - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива (развитие соправления в классе).
Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное творчество.
4-й этап « Вместе мы сила» (4 класс)- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Задача: воспитание самостоятельности, самоанализа своей деятельности и поступков, самовыражения.
Все учащиеся заняты в работы классных ученических экипажей. Каждый экипаж избирает из своего состава комиссара и старшину, а остальные 2-3 человека – его члены. У каждого есть свои обязанности:
- комиссар отвечает за работу каждого члена экипажа;
- старшина – за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
- члены экипажа – за дела внутри класса; за общешкольные дела, в которых принимает участие класс.
Из комиссаров и старшин экипажей образуется Совет учащихся класса. Его функции:
- подготовка и проведение классных собраний;
- анализ деятельности своих членов;
- подготовка информации – отчёта и предложений в вышестоящие органы;
- подготовка и составление плана воспитательной работы класса.
Высший орган классного соуправления – собрание класса, во главе которого находится командир.
Для реализации программы буду использовать следующие воспитательные технологии.
- Любознайка – один из вариантов организованного общения одноклассников, наполнением которого является интеллектуальное содержание.
Цель – формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.
Этапы технологии:
- Мотивационный этап:
- создание интереса;
II. Основной этап:
- постановка познавательной проблемы;
- обмен информацией;
- обсуждение вопросов.
III. Рефлексия – подведение итогов, обсуждение и анализ вклада каждого ученика в общее дело.
Правила общения «любознаек»:
- слушаем друг друга внимательно, общаемся доброжелательно;
- спор – не цель, а средство поиска истины;
- каждую мысль подкрепляй фактами и аргументами;
- не бойтесь фантазировать;
- будь точен и краток.
- «Путь истины» - это путь познания истины через согласование мыслей, решений, действий.
Цель – получение школьниками позитивного опыта объединения (сравнение, согласование, взаимодополнение, принятие) идей, предложений, мнений.
Этапы технологии:
- Формирование индивидуального продукта.
Каждый учащийся на этом этапе в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем вопросы:
- Что это?
- Из чего состоит?
- Зачем это?
II. Согласование в парах ответов на поставленные вопросы, создание дуэтов.
III.Согласование пар в четвёрках, создание квартетов.
На этом этапе проводиться закон «трёх П: принять, поддержать, понять.
IV. Выступление команд (результаты согласования ответов на поставленные вопросы).
V. Рефлексия – выяснение ответов на следующие вопросы:
- Что изменилось в моем настроении?
- Что мне дала игра для жизни в целом, для учёбы?
- Какое правило в поступках, какой закон жизни я хочу предложить для себя и для нас?
3. «Мысль есть творящая сила» - осознание своей готовности к решению жизненных задач.
ГОТОВНОСТЬ
Этапы технологии:
I. Самоопределение.
Каждый участник отвечает на вопросы:
- Что я хочу по отношению к …?
- Что я могу делать по отношению к …?
- Что я буду делать по отношению к …?
II. Работа в парах.
За две минуты участники согласовывают свои версии и готовят общий ответ на вопросы: Что мы хотим, можем, будем делать?
III. Работа в четвёрках.
Команды обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решимость делать намеченное дело.
IV. Выступление команд.
V. Анализ деятельности.
Осуществляется как ответы на вопросы:
- Какие изменения произошли во время игры?
- Что и как я делал?
- Что я узнал и чему научился?
Вместе с родителями поставили цель: добиться, чтобы ребёнок сам поступил так, как того требует мораль, и не видел иного для себя варианта.
Идеальный и самый продуктивный вариант - равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребёнка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего.
Ожидаемые результаты
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Намеченные мероприятия должны обеспечить:
- сплочение классного коллектива;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции;
- достижение высокого уровня воспитанности, познавательной активности, адекватной самооценки;
- получение школьниками социального опыта жизни в коллективе;
- развитие умения подчиняться общим правилам, сохраняя при этом свою индивидуальность;
- формирование у школьников качеств личности, дающих возможность в дальнейшем успешно обучаться на второй и третьей ступенях школы.
Для реализации данной программы постараюсь создать следующие условия:
- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;
- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьника;
- тесная связь семьи и школы;
- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;
- создание материально-технической базы;
- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
Для оценки результативности воспитательной программы «Вместе – мы сила!» есть свои критерии и показатели её эффективности:
- уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и труде; отношение к обществу, людям, окружающему миру, самому себе;
- уровень развития коллектива;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищённости детей и взрослых, благополучие жизни в классе и школе.
Данная программа поможет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...