Методика урегулирования межличностных отношений детей «Психологический климат класса».
методическая разработка (2 класс) по теме
Авторская разработка включает в себя:
1) презентацию «Заочное путешествие в космос» для исследования психологического климата в классе. Это апробированная диагностика, в основе которой лежит гороскоп. Дети, не подозревая о том, что их исследуют (это обязательное условие!), подскажут, какими качествами личности обладает каждый и какие отношения между воспитанниками;
2) методические рекомендации по урегулированию межличностных отношений детей.
Результат методики, как показывает практика, эффективен и легко достигаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Токова Светлана Павловна
Авторская разработка.
Методика урегулирования межличностных отношений детей
«Психологический климат класса».
I). Конспект классного часа
Тема: «Заочное путешествие в космос».
Цели:
1.Изучить и проанализировать психологический климат в классе:
-выявить лидера, его влияние на детский коллектив;
-обнаружить отвергнутых детей (если таковые есть), выяснить причины их появления;
-обратить особое внимание на статус каждого ребёнка в классе с целью его повышения.
2.Наметить пути урегулирования отношений между воспитанниками.
3.Развивать смекалку, мышление, стремление к познанию окружающего мира посредством увлекательных заданий.
4.Воспитывать командное взаимодействие, сплочённость коллектива через игру-соревнование.
Оборудование:
– мультимедиа проектор, экран, компьютер, проигрыватель, диск с музыуой; две разрезанные открытки, карточки с рапортом командиров, цветные звёзды из картона (баллы), предметы для астрономов (любые 10 игрушек), зашифрованные телеграммы-карточки, индивидуальные листы с изображением 12 животных.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент, сообщение темы, целей; психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Тема классного часа: «Заочное путешествие в космос» (Слайд 2). Сегодня мы с вами совершим небольшое заочное путешествие в космос. Нас ждут интересные, заманчивые моменты, необычные приключения, препятствия, которые предстоит преодолеть. И мы обязательно с ними справимся, потому что будем дружными, активными, сплочёнными.
-Загадочный мир давно привлекал людей своей таинственностью. Ещё с давних времён они завидовали свободному полёту птицы (Слайд 3), и необъятное желание подняться над землёй, полететь как птица, выражалось созданием сказочных образов (Слайд 4): ковра-самолёта, сапог-скороходов, легендарного Икара.
Мы отправимся на Марс. Посетим эту планету, будем исследовать её и два спутника, принадлежащих ей: Фобос и Деймос (Слайд 5). Для этого разделимся на 2 команды, собрав 2 разрезанные открытки.
У нас образовались 2 команды космонавтов (Слайд 6), которые полетят на 2-х кораблях: «Полёт-1»- это ребята, собравшие 1-ю открытку и «Полёт-2»- хозяева 2-ой открытки.
-Прошу экипажи кораблей пройти на стартовую площадку.
Экипаж «Полёт-1», посмотрите направо – улыбнитесь космонавтам справа.
Экипаж «Полёт-2», посмотрите налево – улыбнитесь космонавтам слева.
-Командиры кораблей, доложить о готовности к полёту!
Ученики зачитывают рапорт с карточки: «Мы весёлые и находчивые члены экипажа космического корабля «Полёт-1» («Полёт-2») готовы к старту и благополучной посадке на Марс. Будем вести свой корабль согласно программе полёта!»
-Рапорт принят. Пристегните ремни. Поправьте скафандры и шлемы. На старт, внимание, пуск!
-Космонавты уходят на штурм неизвестного во всеоружии знаний, отваги, силы воли. Начинаем соревнования экипажей. Приготовьтесь зарабатывать звёзды (баллы). Победители выбираются по количеству заработанных звёзд.
II. Соревнования.
-Итак, внимание! Мы подлетаем к спутнику Марса – Деймосу. Он назван в честь древнегреческого бога.
1. Соревнование астрономов:
-Вызываем астрономов (Слайд 7). Кто из вас обладает большей наблюдательностью? На столе лежат предметы. Посмотрите внимательно и запомните, где что находится. Теперь отвернитесь. (Меняется положение предметов) Повернитесь и ответьте, что изменилось?
2. Соревнование пилотов.
Вызываем пилотов кораблей (Слайд 8). Представьте себе, что ракеты подняли вас на такую высоту, откуда поверхность Земли выглядит, как географическая карта. Какие материки и океаны вы видите под собой? (Записать на листах, используя глобус)
3. Соревнование планетологов.
А теперь очередь планетологов (Слайд 9). Перед вами 2 тонких лунных серпа. Как определить, какая луна растёт, а какая убывает? (К серпу луны мысленно приложить палочку. Если получится буква «Р» – Растущая, а если «У» - Убывающая.)
4. Связь экипажей.
Итак, держим путь дальше. Полёт идёт удачно. Сейчас проведём 1-ый сеанс связи космических кораблей (Слайд 10).
Вопросы экипажу №1. 1. Как называется небесное тело в форме светящейся точки на небе, видимое простым глазом? (звезда).
2. Как называется город, в котором живут и работают космонавты? (Звёздный)
Вызываем на связь экипаж корабля «Полёт-2»
Вопросы: 1. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (комета).
2 Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт; человек им управляет. Что такое? (самолёт)
- Связь есть. Продолжаем полёт.
5. Шифровка.
Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом. На борт нашего корабля поступили какие-то зашифрованные телеграммы (Слайд 11). Кто сможет разгадать эти загадочные иероглифы?
Телеграмма-1. 3 15 10 14 1 15 10 6 ! 17 16 19 1 5 12 1 15 6 3 16 9 14 16 8 15 1 ! (Внимание! Посадка невозможна!)
Телеграмма-2. 31 17 10 5 6 14 10 33 ! 16 17 1 19 15 16 19 20 30 ! 19 17 1 19 1 11 19 33!
(Эпидемия! Опасность! Спасайся!)
Ключ:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Ы Ь Э Ю Я
29 30 31 32 33
-Странно. Ой! Я совсем забыла вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получится «Страх» и «Ужас». Что ж, тогда попробуем совершить посадку на Марс (Слайд 12).
Марс – планета солнечной системы, 4-я по счёту от Солнца. Обращается вокруг него за 2 года, а вокруг своей оси – за 1 сутки, как и Земля.
- Диагностика исследования психологического климата в классе.
- Характеристика животных.
-Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы. Мы попали в космический зоопарк, в необычный, загадочный мир. Выйдя из кабины корабля, все до единого превратятся в животных (Крыса, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья, Лев).
Охарактеризуем каждого из них.
(Слайд 13)
КРЫСА – агрессивна, неприятна, скандалист, никому не доверяет, имеет «друзей» из-за запугивания окружающих, многое достигает за счёт труда других.
БЫК – терпеливый и молчаливый, сдержанный и медлительный, уравновешенный, трудяга, упрям и доводит начатое дело до конца.
(Слайд 14)
ТИГР – недисциплинирован, со вспыльчивым характером, не любит повиноваться, но заставляет слушать других, упорный, его уважают.
ЗАЯЦ – очень замкнут, скромен, сдержанный, услужливый, труслив, не уверен в себе.
(Слайд 15)
ДРАКОН – открытый и чистый, доверчив, его можно легко обмануть, увлеченный каким-либо делом.
ЗМЕЯ – мудрая, умная, с большой силой воли, доводит начатое дело до конца, самоуверенная.
(Слайд 16)
ЛОШАДЬ – всегда опрятна, весела, популярна, легко выходит из себя, может ябедничать, любит быть впереди всех, на виду у всех, чтобы ей восхищались, болтлива, трудится только для себя.
ОБЕЗЬЯНА – взбалмошная, хитрая, проказница, душа общества, интеллектуал – большая жажда к знаниям.
(Слайд 17)
ПЕТУХ – эгоист, любит лесть, он очень ценит себя, считает себя самым лучшим, воображает из себя героя, задирист.
СОБАКА – очень преданный друг, очень справедлива, внушает доверие, трудолюбива, смела.
(Слайд 18)
СВИНЬЯ – добрая, наивная, доверчивая, веселая в обществе, но грязнуля, не привыкла к порядку.
ЛЕВ – всегда в центре внимания, не любит одиночества, царь зверей.
2. Задание «Фотограф»
-Приготовьте свои «фотоаппараты», запечатлим всех на память. Закрыли глаза и представили, кто в кого превратился (Дети на рисунках из Приложения подписывают имена одноклассников и своё имя. Одно животное может быть подписано именами 2-3 учеников) (Слайд 19). (Дети работают под мелодию из телепередачи «В мире животных»: Ариэль Рамирес «Жаворонок» из репертуара оркестра Поля Мориа)
-Вот мы побывали на Марсе в непривычном для нас обличии. А сейчас пора возвращаться домой. Вы уже, наверное, соскучились по своей родной школе. Прошу экипажи занять свои места. Приготовьтесь к отправлению. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, пуск! (Слайд 20)
Вот мы уже видим Землю. Куда бы мы не отправлялись, в какие бы загадочные тайны не вникали, как бы не путешествовали, мы скучаем по дому. Приземляемся и превращаемся в учеников 2-го класса (Слайд 21).
- Награждение победителей.
В нашем соревновании участвовали 2 команды: экипаж «Полёт-1» и экипаж «Полёт-2». Первым выполнил программу полёта и достиг заданного района Марса экипаж…
V. Рефлексия (Слайд 22).
-Во время полёта мне понравилось….
-Я узнал(а)….
-Мне не понравилось….
-Я хотел(а) бы узнать…
-В следующий раз я превращусь в …
-Вы хотели бы ещё побывать в космосе? Космический полёт – подвиг, а к подвигу готовятся и на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере отдыха. Вас ждут неизведанные миры и планеты, вам штурмовать Вселенную. А для этого надо расти хорошими людьми. Хорошо учитесь, трудитесь, будьте дисциплинированными и вы обязательно, когда станете взрослыми, полетите в космос, но не заочно, а реально, на настоящем космическом корабле (Слайд 23). Спасибо за активность, за приятную компанию в полёте. Молодцы!!!
II). Методические рекомендации по урегулированию межличностных отношений детей.
По окончании заочного путешествия в космос учитель с помощью детских «фотографий» подводит итоги по обследованию психологического климата в классе. У большинства детских работ будут совпадения: соотнесение имени ребёнка и животного (например, у половины класса имя Саша соответствует ЛЬВУ). На это «большинство» и следует обращать внимание при определении внутреннего мира ученика и его места в коллективе. Рисунки могут оказаться не подписанными.
ЛЕВ – положительный лидер, популярный ребенок. И классный руководитель обязательно должен использовать его позитивное влияние на весь класс для дальнейшей работы с коллективом. Можно с уверенностью доверить ему роль «Президента» в классе, который оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения, выясняет, кто и по какой причине отсутствует, обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
КРЫСА (ещё может быть и ТИГР) – лидер, который поведет класс не по должному пути, это нужно вовремя предотвратить. Хорошо бы поручить ему роль «Ботаника», ухаживающего за комнатными растениями или «Библиотекаря», составляющего список учебников, полученных в библиотеке, контролирующего сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета, наличие закладки, сообщающего классу итоги проверок; в конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку. Эти поручения вырабатывают ответственность и заботливое, отзывчивое, доброе, чуткое отношение к окружающим вещам и товарищам.
заяц – изолированный ребенок, которого для общения никто не выбирает. Такие ребята хотя и являются членами коллектива, но фактически не участвуют в его жизни. Ребенок глубоко переживает такое положение среди детей, и задача педагога – выяснить причины появления таких отвергнутых учащихся, и наметить пути воспитательной работы с коллективом и такими школьниками. Чаще всего среди отвергнутых встречаются дети, которые по своим личностным качествам не устраивают членов коллектива. «ЗАЯЦ» требует к себе огромного внимания. Ему необходимо дать такую роль в классе, с помощью которой он сможет поверить в свои силы и изменить свое место в коллективе и отношения товарищей к себе. Так, например, можно дать поручение «Физрук», организующий ежедневную утреннюю зарядку под контролем учителя, помогающий учителю в проведении физкультминуток во время уроков, поддерживающий связь с учителями физкультуры, отвечающий за сохранность спортинвентаря, сообщающий классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях, составляющий заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях, в которых дети очень любят участвовать.
СВИНЬЯ – это те дети, которые не привыкли к порядку. Поможет справиться с этим недостатком поручение «Врач», который еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведет в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды, чистотой рук. Сообщает классу о результатах проверок. Конечно же, чтобы «не ударить в грязь лицом» сам будет стараться быть примером для подражания.
БЫК – терпеливый и молчаливый, сдержанный и медлительный, уравновешенный, трудяга, упрям и доводит начатое дело до конца. Ему нужно такое поручение, чтобы он больше общался, требовал, например, роль проверяющего выполнение домашнего задания, помощника учителя в объяснении непонятого материала. Он легко справится, например, с ролью «Учебный сектор», которому ещё предстоит на линейке подводить итоги успеваемости за неделю. Нуждается в формировании активности, инициативности, любознательности, в развитии у него умения быстро переключаться с одного дела на другое, в создании привычки быть всегда занятым, активным.
С таким ребёнком особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк, играют в подвижные игры. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время.
ДРАКОН – совершенно непроблемный ребёнок, приятный в компании, дети всегда выбирают его для игры, пользуется уважением у одноклассников. Легко справится с поручением «Секретарь», который ежемесячно помогает учителю выставлять рейтинг успеваемости, организует и ведет график дежурства по школе и в классе, обеспечивает само дежурство и его результаты в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
ЗМЕЯ – с позицией этого ребёнка можно связать поручение, близкое с поручением для льва.
ЛОШАДЬ (ещё может быть и ПЕТУХ) – такой ребёнок с завышенной самооценкой. Ему полезно выполнять поручение «Журналист». Он отвечает за подборку новостей коллектива. Ведет рубрики «Наши достижения», «Наши увлечения», «Новости недели», «Так нельзя!», «Вот так мы!», чтобы помочь не ставить себя выше других, а жить общими интересами всего класса под девизом: «Один за всех, и все за одного». С «ПЕТУХОМ» необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению организации драк.
ОБЕЗЬЯНА – несмотря на высокую степень мотивации к учению, этот ребёнок возбудим, неуравновешен. Необходимо предупреждать его вспыльчивость, воспитывать самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения своей деятельности.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие в характере целенаправленного внимания и сдержанности. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, называем предметы вокруг себя с условием, что, как только подаётся сигнал, нужно замолчать.
СОБАКА – хочется, чтобы многие в классе походили на этого ученика. Он - «Массовик-затейник» и с ним все перемены, досуг пройдут на высшем уровне.
Выполнение какого-либо поручения, соответствующего темпераменту ребёнка и его характеру, воспитывает, прежде всего, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность; а так же гордость, чувство собственного достоинства по отношению к самому себе и заботливость, отзывчивость, доброту, чуткость к окружающим. Исходя из необходимости активизации всех детей, всестороннего изучения и развития их отношений в коллективе и наиболее полного использования возможностей каждого ребенка, классный руководитель должен уметь (помимо распределения поручений) выбрать правильные направления организации уроков, мероприятий, игр и праздников, отведя каждому подходящую роль. Тогда все дети активно включаются в общественную жизнь класса, приучаются правильно вести себя друг с другом и при различных жизненных обстоятельствах.
Примерно через полгода следует повторить диагностическую игру-путешествие (теперь это может быть лес или острова и т. п., но с известными уже животными и «фотоаппаратами»), проанализировать и сравнить результаты, сделать выводы, предпринять формы и методы дальнейшего продолжения урегулирования отношений между детьми.
Литература:
1. Фобос и Деймос - спутники Марса http://astroera.narod.ru/solar/mars/fobos_deymos.html
2. Марс (планета). Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык,1988.
4. Звёзды говорят – Владимир: Редакционно-издательский отдел, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте...
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.
Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника. Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...
Из опыта работы по урегулированию межличностных отношений обучающихся
Из опыта работы по урегулированию межличностных отношений обучающихся....
Вариант рисуночной методики «Моя семья», выявляющий межличностные отношения.
Для того чтобы Вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у Вас нет возможности проконсультироваться с нуж...
Гармонизация межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Презентация для родительского собрания...
Комплекс методик для выявления межличностных отношений младших школьников в классе.
Комплекс методик может быть интересен как психологам,так и педагогам,для выявления межличностных отношений в классном коллективе....
Справка по результатам анкетирования по выявлению психологического климата класса
Справка по результатам анкетирования по выявлению психологического климата класса...