Классный час "Охрана растений"
классный час по теме
Классный час проводится в рамках акции "Первоцветы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_pervotsvety.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛСТЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГУБКИНСКОГО РАЙОНА , БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
материалы на участие в конкурсе методических разработок
в рамках экологической акции «Первоцветы».
КЛАССНЫЙ ЧАС :
автор-составитель :
Черченко Людмила Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Толстянская СОШ»
2 0 1 3 г о д
Цели:
- познакомить учащихся с экологическими проблемами, причинами исчезновения многих растений;
- составить экологические правила об охране растений;
- познакомить учащихся с растениями, занесенными в Красную книгу; развивать наблюдательность, речь;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Оборудование:
- запись песни «Есть глаза у всех цветов»;
- рисунки, фотографии растений из Красной книги;
- Красная книга;
- экологические знаки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретимся с редкими растениями и растениями, которые оказались под угрозой исчезновения.
Ученик. Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И водит круглой головой
Над первой, робкою травой –
Следит широким глазом
За всем на свете разом!
За ветерками
На реке,
И облаками
Вдалеке,
И за шмелем в пижаме,
И – с ужасом – за нами…
И. Мазнин
– Каким вы представили цветок?
– Почему цветок с «ужасом следит за нами»?
– Почему многие растения стали редкими?
III. Экологический спектакль «Незнакомый цветок».
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: бабушка, мама, дочь, сын.
Мама. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!».
Нам казалось, все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало...
Е. Карасев
Дочь. Мама, смотри какой странный цветок! Мы нашли его в саду.
Сын. Пойдем, мамочка, мы тебе его покажем. Может, ты его узнаешь. Я не стал его срывать!
Мама. Да! Действительно, странный.
Дочь. Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам.
Сын. А другие думают, что его занесли ветры из дальних жарких стран.
Мама. Давайте спросим у бабушки, ей все-таки 95 лет, она нам поможет!
Дети. Бабушка, бабушка, помоги нам!
Бабушка. О! Это очень древний цветок. Он рос на земле еще во времена моей юности. Его название – ромашка. Видите, он, как солнышко, желтый. Его так и называли – маленькое солнышко.
Давным-давно люди знали все секреты этого цветка. На ромашке в шутку загадывали судьбу. Ромашка утешала в беде, помогала больному, радовала своим сиянием в букете. Когда-то ромашек было очень много, но потом люди стали срывать их без всякой надобности. Ромашек становилось все меньше и меньше, и вскоре они почти исчезли. Теперь ромашку трудно найти. Так что это не инопланетяне и не ветры постарались, а сама природа напомнила нам о забытом цветке.
Мама. Чтобы растения не исчезли с лица земли, люди, любящие природу, создают заповедники и ботанические сады.
– Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений?
IV. Знакомство с редкими и исчезающими растениями.
Ученик. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад:
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Р. Гамзатов
По ходу разговора на доску прикрепляются рисунки с изображениями цветов.
Учитель. Один из первых цветков весны – мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху – твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».
Через 8–10 дней после того, как раскроются золотистые корзинки мать-и-мачехи, начинает цвести необыкновенно красивый цветок – медуница. Любят это растение шмели и пчелы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань и назвали этот цветок медуницей. Ее ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
Ученик. Ну а за медуницей зацветает подснежник.
Цветок весны, идущий к нам по снегу, –
Простой цветок, но сколько он несет
Добра, и радости, и счастья человеку!
В. Иванов
Учитель. Подснежниками называют растения, цветущие сразу после таяния снега. К подснежникам относится редкое растение брандушка русская. Это клубнелуковичное растение с линейными листьями, бесстебельное. Цветочная трубка выходит прямо из клубнелуковицы (10–15 см). Цветки одиночные, розовато-лилового цвета. Необходим запрет сбора на букеты.
Ученик. На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
С. Красиков
Ученик. Он долго рос,
Он ждал весны
И, наконец, расцвел!..
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
И под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одиночные листа
На землю льют росу.
А. Новик
– Что вы представили, когда услышали стихотворение?
– Почему подснежники стали редкими растениями?
– Как надо относиться к редким растениям?
Учитель. Среди ранне цветущих растений красивы и интересны первоцветы, или, как их еще называют, примулы, что значит – «первые». В древности многие народы считали примулы золотыми ключами, отпирающими весной двери к теплой погоде, к лету.
Об этом цветке сложена такая легенда: «Сторожил апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключ цветок».
По опушкам в светлых нагорных лесах растет ветреница лютичная. Это декоративное растение уничтожено при сборах на букеты. Цветет в апреле.
Ветреница лютичная внешне очень похожа на лютик: желтая с пятью блестящими круглыми лепестками. А ветреницей это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.
В конце апреля цветет гиацинтик светло-голубой – пришелец из Греции. Это луковичное растение (10–25 см). Цветки (до 30) собраны в кисть.
Гиацинт – цветок весенних дождей. В честь гиацинта в Греции ежегодно весною устраивали трехдневный праздник – Гиацинтии. Гиацинт там считали цветком печали. Древнее предание говорит о том, что этот цветок вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.
Ученик. За окошком в синеве апреля
Тают тучки, все светло кругом,
И звенят последние капели
В ледяных сосульках над крыльцом.
А березы в чуть заметных почках
Тянутся к лазурной вышине...
Гиацинты в глиняных горшочках
Мы сейчас расставим на окне.
Яркий луч скользнет в оконной раме.
Сразу станет в классе веселей
От цветов с лиловыми кудрями,
Первенцев весенних светлых дней.
И дружней решаются задачи,
Оживают цифры, краски карт –
Будто сразу стало все иначе,
И сама Весна идет средь парт.
– Какое настроение дарят нам первые весенние цветы – гиацинты?
Учитель. …Вряд ли найдется другой такой пестрый цветок, как анютины глазки. Каждый лепесток окрашен по-своему. Но и трехцветной фиалкой этот цветок назван не случайно: он имеет лепестки фиолетово-синего, желтого и белого цветов.
Ученик. У нас в палисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки.
Анютины глазки, анютины глазки,
Они распускаются быстро, как в сказке.
Чуть робкое солнце пригреет в апреле –
Анютины глазки уже засинели.
На волю они пробираются смело,
Зимою под снегом им спать надоело.
Высоким цветам уступая дорогу,
Все лето «анютки» растут понемногу,
А только зажгутся осенние краски,
Нас радуют снова анютины глазки.
Стоят синеглазой веселой толпою,
Пока не засыплет их белой крупою.
Анютины глазки, анютины глазки
Весною распустятся снова, как в сказке.
З. Александрова
– В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис. Назван он так в древности по имени греческой богини радуги Ириды. И на самом деле, ирис – это живая радуга. Требуется запрет на сборы растений: ирис тонколистный, ирис пленчатый, ирис низкий.
Ученик. Ирис, ирис мой лиловый,
Ты под снегом столько сил
От ветров зимы суровой
В корневище затаил!
Мы хотим, цветок чудесный,
Чтоб в саду в недолгий срок
Ты весной из почвы тесной
Смелый выкинул росток.
Гостем будь в тиши тенистой
И дыши теперь всегда,
Ирис нежный, ирис чистый,
Свежей влагою пруда!
Отгорит костер заката,
Поползет с лугов туман –
Ты в дыханье аромата
Гордо выпрямишь свой стан.
Темный пруд с тобою рядом
Блещет лунным серебром,
И луна взошла над садом,
Обступившим сонный дом.
– К подснежникам относят и раннецветущие тюльпаны: тюльпан двуцветковый, тюльпан Шренка, тюльпан Биберштейна. Это декоративные растения, поэтому истребляются людьми на букеты. Необходим запрет сбора растений на букеты.
Латинское название рода этих растений происходит от персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора турков – тюрбана.
Тюльпан Шренка – многолетнее луковичное растение, с невысоким стеблем (15–30 см). Цветки одиночные, крупные (3–5 см), разнообразной окраски: красной, желтой, белой, розовой и т. д. Листья продолговатые, по краю волнистые, в числе 3–4. В народе его называют лазоревым цветком. Распашка степей и массовые сборы на букеты способствуют его исчезновению.
Ученик. Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.
Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.
А мне милей он на родном просторе,
Когда, услышав дней весенних зов,
В апреле степь волнуется, как море
Багряных, желтых, розовых цветов.
В мае приятный сильный запах оповещает о цветении ландыша. Для людей этот цветок стал символом весны и любви. Ландыш майский – многолетнее корневищное растение, с 2–3 прикорневыми крупными листьями на длинных черешках. Соцветие – рыхлая кисть, цветки белые, шаровидные – колокольчиковые по 10–20 штук. Плоды – красные ягоды. Это высоко декоративное растение, лекарственное, поэтому собирается на букеты и для аптек.
Ученик. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем – а вдруг
Услышим – я и ты.
Е. Серова
Ученик. Проснулся лес. Весной разбуженный,
Деревья по ветру парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
С. Красиков
Учитель. Редкими стали и фиалки. Все они декоративны и истребляются людьми на букеты. Название рода «виола» заимствовано у древних римлян.
Ученица. Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела,
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.
Н. Найденова
– Почему автору стихотворения жалко цветы?
– Какие меры следует принимать для сохранения красиво цветущих растений?
– Какую ошибку в поведении детей описал автор?
– Нарисуйте условные знаки об охране редких растений.
На доске учитель демонстрирует лучшие работы учащихся.
V. Экологическая сценка «Кубышка и Кувшинка».
Заранее подготовленные учащиеся инсценируют разговор растений.
Учитель. А сейчас мы отправимся на озеро и послушаем, о чем говорят растения.
Кубышка. Мои красивые желтые цветки видели многие. Названы они так потому, что похожи на круглый сосуд с очень коротким и узким горлышком. Листья мои крупные, плоские, похожи на сердечко, с блестящей глянцевой поверхностью.
Кувшинка. Мои цветки чисто-белые, имеют приятный тонкий аромат. У меня есть одна удивительная способность: я могу предсказывать погоду. Мои цветки всплывают на поверхность в 6–7 часов утра, к вечеру, в 18–19 часов, они закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при хорошей, устойчивой погоде. Если же погода будет меняться, то цветки или вовсе не показываются, или прячутся раньше времени.
Кубышка. Наши красивые цветки люди стремятся сорвать, поэтому нас становится меньше и меньше.
Кувшинка. Мы даже попали в Красную книгу.
Кубышка. Если ты настоящий друг природы, не срывай нас. Удержи от этого и других!
Учитель. Почему эти водные растения попали в Красную книгу?
– Как можно восстановить их численность?
– Чем замечательны кувшинка и кубышка?
VI. Итог занятия.
– Почему нельзя срывать цветущие растения?
– Почему надо охранять природу?
– Вы поняли, что, охраняя природу, мы охраняем богатства и красоту родной земли. Летом вы наверняка пойдете с родными или друзьями в лес, на луг, где растут ромашки и другие цветы. Их бессовестно обрывают жадные руки. Не будьте жадными и расскажите ребятам, что хотя эти цветы и ягоды и растут в лесу, но их тоже надо беречь, иначе они могут исчезнуть. Лес открывает свои тайны тому, кто приходит к нему как друг. Станьте и вы друзьями. Чем больше вы будете знать о лесе, его растительном и животном мире, тем больше будете его любить. А того, кого любите, и сами никогда не обидите, и не дадите обижать другим.
В заключение звучит песня «Есть глаза у всех цветов...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по краеведению "Редкие и исчезающие растения и животные Алтайского края"
Классный час предназначен для учащихся 3 - 4 классов...
Классный час "Охрана растений"
Классный час «Охрана растений»Цель: Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать н...
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Классный час "Лекарственные растения"
конспект занятия с презентацией...
Классный час "Лекарственные растения"
Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях....
Классный час «Растения и человек»
Цели: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями; способствовать формированию бережного отношения к растениям....
Классный час "Растения и животные Бурятии"
Данный классный час направлен на знакомство с животными и растениями республики Бурятия. Мероприятие развивает познавательную активность детей и воспитывает любовь к родному краю. В данном...