Классный час по краеведению "Редкие и исчезающие растения и животные Алтайского края"
классный час (3 класс) по теме

Ершова Татьяна Анатольевна

Классный час предназначен для учащихся 3 - 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon redkie_zhivotnye_i_rasteniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ершова Татьяна Анатольевна, МБОУ «СОШ № 18», г. Бийск

Методическая разработка классного часа по краеведению

для учащихся 4-х классов

«Редкие и исчезающие растения и животные Алтайского края»  

Цели: познакомить с редкими и исчезающими животными и растениями Алтайского края;

способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, воображения учащихся, увеличивать словарный запас;

воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств.

Оборудование: рисунки или фотографии редких животных и растений Алтайского края; плакат с высказыванием М. Пришвина; аудиозапись «Голоса редких животных».

Ход классного часа

На доске плакат:

Учитель

Мы являемся хозяевами нашей природы, и она кладовая солнца для нас с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища надо охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода, следовательно, будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах, степях есть ценные животные, значит, будем охранять их места обитания. А человеку нужна Родина. Охранять природу, значит охранять Родину.

Мир природы нашего края богат и разнообразен. Но, к сожалению, большое количество животных и растений родного края являются редкими и даже исчезающими. Они требуют от нас особого внимания, их надо обязательно сохранить и приумножить для будущих поколений.

Тема нашего разговора «Редкие и исчезающие  животные и растения Алтайского края».

Выходят ученики и перечисляют виды редких и охраняемых животных.

Ученик 1

Млекопитающие:

Снежный барс

Горный баран

Манул

Перевязка

Красный волк

Ученик 2

Птицы:

Алтайский улар

Балобан

Беркут

Горный гусь

Орлан – белохвост

Сапсан

Скопа

Чёрный аист

Ученик 3

Растения:

Башмачок настоящий

Водяной орех

Касатик тигровый

Пион Марьин корень

Родиола розовая

Ученик 4

Растения:

Ревень алтайский

Ятрышник

Кувшинка чисто – белая

Прострел

Купальница

Ученик 5

Этот список можно продолжать и продолжать.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель рассказывает об охраняемых животных края.

Очень редко встречается интересный представитель кошачьих – ирбис, или снежный барс. Снежный барс – исчезающий вид. Ирбис живёт высоко в горах. Всё тело барса – даже подушечки лап - покрыто густой шерстью. Эти большие кошки укрываются от зимнего ледяного ветра в логовищах, которые они устраивают в расщелинах между камнями. Он охотится на горных козлов, легко передвигаясь по обрывистым склонам.

Всего на Алтае обитают не более 15 – 20 снежных барсов.

Прослушивается запись – рычание барса.

Горный баран, или архар, - красивое, стройное животное. Красиво изогнутые рога у него достигают очень больших размеров. Находится архар на грани полного исчезновения. Их насчитывается около 50 особей на территории Алтая.

Из семейства кошачьих, живущих в крае, следует назвать дикого кота – манула, зверька размером с домашнюю кошку, но по сравнению с ней более массивного, на коротких толстых ногах. Шерсть у манула очень густая и длинная. Находится на грани исчезновения. По сведениям охотоведов, на территории Алтая насчитывается не более 30 особей манула.

Перевязка – родственница норки, горностая, соболя, куницы и хорька. Это небольшой зверёк с грубым мехом, большими ушами и необычно пёстрой и изменчивой окраской. Перевязка – обитатель степей. Питается сусликами, хомяками и другими грызунами, поедает ящериц и растительную пищу (ягоды, плоды). Теперь это зверь встречается крайне редко.  На территории края замечены отдельные особи.

Чёрный журавль вплоть до последнего времени оставался наименее изученным видом, первое его гнездо удалось найти лишь в 1974 году. Гнёзда он устраивает на труднодоступных и пока почти не затронутых человеческой деятельностью таёжных верховых болотах. На зимовку летит в Японию.

Прослушивается запись – звуки, издаваемые чёрным журавлём.

Орлан – белохвост – пернатый хищник. Орлан – белохвост живёт у больших рек, озёр, питается рыбой и ловит околоводных птиц. Гнёзда любит устраивать на вершинах крупных деревьев. Если птиц не беспокоить, они живут в одном месте десятки лет, и гнездо разрастается до огромных размеров. Теперь эта птица становится всё большей редкостью из-за вырубки лесов, особенно высоких старых деревьев, сокращения рыбных запасов, влияния ядохимикатов. Очень чувствительна эта птица к фактору беспокойства со стороны рыбаков и туристов.

Прослушивается запись – звуки, издаваемые орланом - белохвостом.

Ученик 6

На земле исчезают цветы, 

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Учитель рассказывает об охраняемых растениях края.

Кувшинка белая растёт в стоячих водах, прудах и старицах. Листья округлые, кожистые, на длинных черешках, плавают в воде. Белые цветки плавают по поверхности воды. Цветёт всё лето. Сорванная, быстро увядает.

Своё научное название (нимфия) получила в честь мифологических нимф. Кувшинка – одно из наших самых красивых растений. Его ещё называют лотосом севера. Много легенд и поэтических произведений посвящено этому цветку. Славяне называли кувшинку одолень - травой, приписывали ей чудодейственную силу, носили на груди.

Прострел (сон – трава) – многолетнее растение с невысоким стеблем и одиночным цветком, похожим на колокольчик. Цветёт ранней весной.  

Растение так называется потому, что, когда смотришь на поникшие цветки, кажется, что они спят. К тому же существует поверье, что растение имеет усыпляющее действие.

Цветёт в сосновых борах, на склонах гор и в диких степях.

Водяной орех (чилим, чёртов орех, рогульник) – растение, приспособленное к водному образу жизни. После цветения образуются плоды – костянки, покрытые выростами – рожками, которые в народе называют орехами. Они поспевают и осыпаются на дно. Орехи очень питательны, мякоть их сладковатая. Чилим употребляли в пищу ещё люди каменного века.

Купальница – на этом растении несколько шарообразных золотистых цветков размером 3 – 5 см. цветёт в мае – июне. Купальница растёт на сырых лугах, опушках. За красоту и изящество растение жестоко расплачивается. Из-за неумеренных сборов с каждым годом их становится всё меньше.

Учитель

Многие из названных растений и животных нашего края занесены в Красную книгу.

Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их будет на нашей совести. А на совести людей и так уже много навсегда исчезнувших видов.

Ты можешь подумать: «Ну, исчезают какие-то виды — и пусть исчезают. Обойдемся без них». Не обойдемся. Сейчас мы знаем, что все в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать ее, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек — часть природы, разрушив ее, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всем мире стали объединяться, чтобы вместе охранять природу.

Ученик 7

Красная книга!

Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Учитель

Какие растения и животные нашего края нуждаются в защите? (Ответы детей).

Подумайте, какие меры по охране этих животных и растений нужно предпринять? (Ответы детей).

Ученик 8

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ученик 9

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Использованные источники

  1. Верещагина И. В. Зелёное чудо Алтая: Книга о редких и исчезающих растениях Алтайского края. – Барнаул: Алт. Кн. изд – во, 1983.
  2. Загадки дикой природы. – М.: РОСМЭН, 2001.
  3. Костенков П. П. Экологическое воспитание школьников: Учебное методическое пособие. - Барнаул: Алт. Кн. изд – во, 1990.
  4. Никиточкина Т. Растения под охраной. Комплект открыток. – М: Изобразительное искусство, 1981.
  5. Они должны жить. Птицы: Альбом/Авт. текста М. В, Черкасова. – М.: Лесн. пром – сть, 1984.
  6. Сидоренко М. Н. Природа Горного Алтая и равнин края. – Горно – Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1984.
  7. Энциклопедический словарь юного натуралиста /Сост. А. Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.
  8. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. -  Барнаул: Алт. Кн. изд – во, 1995. – Т.1.
  9. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001.
  10. Рычание и стоны снежного барса

http://ololo.fm/search/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81/%D0%A0%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%98+%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B+%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%B0

  1. Звуки, издаваемые орланом-белохвостом

http://ololo.fm/search/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B+%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD+-+%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82

«Мы хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять её – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь!»

М. Пришвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Растения и животные Краснодарского края"

Урок "Растения и животные красной книги Краснодарского края" предназначен для учащихся 2-4 классов. Учащиеся знакомятся с представителями красной книги....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”

Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...

растения и животные нашего края

ребята побывают в гостях  в лесу, познакомятся с растениями леса, будут отгадывать загадки, играть...

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...

Демонстрационный материал "Разнообразие животных Алтайского края"

Демонстрационный материал "Разнообразие животных" предназначен для уроков окружающего мира при изучении зон России...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...