Программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 2 класса
методическая разработка (2 класс) по теме
Курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzh_zan_mat_2-3.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Занимательная математика»
Ступень обучения (класс): начальное общее, 2-3 классы
Количество часов: 68 часов, 1 час в неделю, 2 года обучения.
Учитель: Семёнова Людмила Васильевна
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе
авторской программы «Математика» ( авторы М. И. Моро, М. Ю. Колякин, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова)/ Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Москва: Просвещение, 2009 год/
учебной литературы:
Учебник для образовательных учреждений «Математика» 2 класс (авторы М. И. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) /Москва: Просвещение, 2009 год/
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
Данный курс рассчитан на 2 года обучения. Курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном Интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».
Таблица тематического распределения количества часов для 2 класса
(1-ый год обучения):
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2ч |
Математика вокруг нас. | 1ч | |
Занимательная математика в доме и квартире. | 1ч | |
2. | Из истории математики. | 4ч |
Старинные системы записи чисел | 1ч | |
Из истории чисел и цифр | 1ч | |
Как люди учились считать | 1ч | |
Удивительное рядом или старинные меры длины. | 1ч | |
3. | Развитие познавательных способностей. | 16ч |
Тренировка внимания | 5ч | |
Тренировка памяти | 5ч | |
Поиск закономерностей | 2ч | |
Совершенствование воображения | 2ч | |
Развитие быстроты реакции | 2ч | |
4. | Олимпиадные задания по математике. | 7ч |
Занимательные задачи. | 2ч | |
Логические задачи для юных математиков. | 2ч | |
Задачи повышенной трудности. | 2ч | |
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | |
5. | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 5ч |
Задачи в стихах. | 1ч | |
Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | |
Логические математические задачки-шутки. | 1ч | |
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Математики» | 1ч | |
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» | 1ч | |
ВСЕГО | 34ч |
Таблица тематического распределения количества часов для 3 класса
(2-ой год обучения):
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Из истории математики. | 4ч |
Из истории математических открытий. | 1ч | |
Архимед – гений математики и изобретений | 1ч | |
Научный мир Пифагора | 1ч | |
Первые учебники | 1ч | |
2. | Развитие познавательных способностей. | 18ч |
Тренировка внимания | 5ч | |
Тренировка памяти | 5ч | |
Поиск закономерностей | 3ч | |
Совершенствование воображения | 3ч | |
Развитие быстроты реакции | 2ч | |
3. | Занимательная геометрия. | 5ч |
Колумбово яйцо. | 1ч | |
Головоломка Пифагора. | ||
Занимательная геометрия. | 2ч | |
Турнир по геометрии | 1ч | |
4. | Олимпиадные задания по математике. | 7ч |
Решение нестандартных задач. | 2ч | |
Математические тренажёры. | 3ч | |
Блиц - турнир по решению задач | 1ч | |
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | |
5. | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 5ч |
Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | |
Логические математические задачки-шутки. | 1ч | |
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | 1ч | |
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1ч | |
ВСЕГО | 34ч |
2. Содержание обучения
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Математика вокруг нас.
Занимательная математика в доме и квартире.
Из истории математики.
Старинные системы записи чисел.
Из истории чисел и цифр.
Как люди учились считать.
Удивительное рядом или старинные меры длины.
Архимед – гений математики и изобретений.
Из истории математических открытий.
Научный мир Пифагора.
Первые учебники.
Развитие познавательных способностей.
Тренировка внимания.
Тренировка памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции.
Занимательная геометрия.
Колумбово яйцо.
Головоломка Пифагора.
Занимательная геометрия.
Турнир по геометрии.
Олимпиадные задания по математике.
Занимательные задачи.
Логические задачи для юных математиков.
Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры.
Блиц - турнир по решению задач.
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
Очень важную науку постигаем мы без скуки.
Задачи в стихах.
Экспромт - задачки и математические головоломки.
Логические математические задачки-шутки.
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Учебник для образовательных учреждений «Математика» 2 класс (авторы М. И. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) /Москва. Просвещение. 2009 год/
2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ кружка «Занимательная математика» для 2 класса (1-ый год обучения)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Дата |
1. | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2ч | |
Математика вокруг нас. | 1ч | ||
Занимательная математика в доме и квартире. | 1ч | ||
2. | Из истории математики. | 4ч | |
Старинные системы записи чисел | 1ч | ||
Из истории чисел и цифр | 1ч | ||
Как люди учились считать | 1ч | ||
Удивительное рядом или старинные меры длины. | 1ч | ||
3. | Развитие познавательных способностей. | 16ч | |
Тренировка внимания | 5ч | ||
Тренировка памяти | 5ч | ||
Поиск закономерностей | 2ч | ||
Совершенствование воображения | 2ч | ||
Развитие быстроты реакции | 2ч | ||
4. | Олимпиадные задания по математике. | 7ч | |
Занимательные задачи. | 2ч | ||
Логические задачи для юных математиков. | 2ч | ||
Задачи повышенной трудности. | 2ч | ||
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | ||
5. | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 5ч | |
Задачи в стихах. | 1ч | ||
Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | ||
Логические математические задачки-шутки. | 1ч | ||
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Математики» | 1ч | ||
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» | 1ч | ||
ВСЕГО | 34ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ кружка «Занимательная математика» для 3 класса (2-ый год обучения)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Дата |
1. | Из истории математики. | 4ч | |
Из истории математических открытий. | 1ч | ||
Архимед – гений математики и изобретений | 1ч | ||
Научный мир Пифагора | 1ч | ||
Первые учебники | 1ч | ||
2. | Развитие познавательных способностей. | 18ч | |
Тренировка внимания | 5ч | ||
Тренировка памяти | 5ч | ||
Поиск закономерностей | 3ч | ||
Совершенствование воображения | 3ч | ||
Развитие быстроты реакции | 2ч | ||
3. | Занимательная геометрия. | 5ч | |
Колумбово яйцо. | 1ч | ||
Головоломка Пифагора. | 1ч | ||
Занимательная геометрия. | 2ч | ||
Турнир по геометрии | 1ч | ||
4. | Олимпиадные задания по математике. | 7ч | |
Решение нестандартных задач. | 2ч | ||
Математические тренажёры. | 3ч | ||
Блиц - турнир по решению задач | 1ч | ||
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1ч | ||
5. | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 5ч | |
Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1ч | ||
Логические математические задачки-шутки. | 1ч | ||
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | 1ч | ||
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 1ч | ||
ВСЕГО | 34ч |
4. Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
5. Методические рекомендации.
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводиться моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».
Большое внимание на занятиях должно уделяться развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий целесообразно систематически предлагать задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Основой организации работы с детьми на занятиях кружка является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка в классе.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
Дидактические средства:
Наглядный материал ( математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Все это опирается на развивающую среду, которая может строиться следующим образом:
1. Математические игры и развлечения:
- графические диктанты,
- игры-головоломки;
- задачи-шутки;
- ребусы, кроссворды, сканворды.
2. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
3. Дидактические игры:
- специально разработанные для обучения детей
Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во взаимоотношениях педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я». Универсальные ценности самого ребёнка помогают открыть ценности других через способы социо-игровой технологии:
образовывать малые группы; пары, тройки, четвёрки;
договариваться и выполнять работу в малой группе;
соблюдать правила социо-игр;
гостевой обмен опытом.
При проведении игровых заданий и упражнений необходимо придерживаться следующих 9 правил социо-игровых подходов к педагогике: позиция учителя. Учитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам; смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки; преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно; движение или активность;
жизнь детей в малых группах; принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия: не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества; необходимо ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, воспитателя добиваются положительных результатов; создается атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности; осуществляю гостевой обмен между группами с равными возможностями; развиваю в детях уверенность в себе и своих товарищах; проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях детей; обучаю детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.; проявляю желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты; снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия . Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
4. Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая па уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рас суждения.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зри тельного утомления и достижению состояния зрительно го комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
В ходе изучения курса «Занимательная математика» у школьников развиваются интеллектуальные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; увеличился объем памяти и внимания; развивается речь, формируются умения вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Дети получают возможность успешно учиться в любой школе, по любой программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Рабочая программа по программе "Перспектива" для учащихся 1 класса
Рабочая программа с УУД и КТП...
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...