«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
учебно-методический материал по теме
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kolbina.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Составитель программы:
воспитатель Колбина И.Н.
2014г.
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………. …..3
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………..8
Список литературы . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………..9
Приложения……………………………………………………………………10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения.
Содержание предматематической подготовки дошкольников в условиях социально-реабилитационного центра имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.
Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.
Психологические и педагогические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании и обучении детей. В процессе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, как отмечает Н. Н. Поддьяков, ребенок приобретает представления об отдельных предметах и их свойствах, которые объединяются в целостные знания об окружающем мире. Уже в дошкольном возрасте появляется возможность отражения существенных закономерных связей, лежащих в основе той или иной сферы реальности и являющихся одновременно предметом изучения различных наук.
В условиях социально-реабилитационного центра необходимо развить у дошкольников элементарные математические представления. В данной программе реализация подготовки к изучению математики представлена в следующих разделах: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой и дают возможность научить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики. Усиливаемые в центре знания с полным правом можно назвать предматематикой, а программу — программой предматематической подготовки в школе. Она включает в себя также и требования к уровню развития количественных, пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста, что дает возможность использовать ее для контроля и проверки степени усвоения основных программных задач.
Цель программы: повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению математике в школе.
Задачи программы:
Формирование простейших математических представлений.
Введение в активную речь простейших математических терминов.
Развитие логических способностей.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.
Формирование творческой активности детей.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 месяца, 2 занятия в неделю (24 часа) в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Разделы программы:
Количество и счёт.
Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Решение простых задач.
Основные принципы работы педагога при реализации программы:
Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
Комплексный подход при разработке занятий.
Систематичность последовательность занятий.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий.
Индивидуализация темпа работы.
Методы, используемые на занятиях в период подготовки детей к школе:
Наглядность.
Практический.
Метод дидактических игр.
Формы работы:
Групповые занятия, включающие в себя специально-подобранные игры, упражнения, задания.
Индивидуальные занятия.
Самостоятельная деятельность детей.
Структура занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей.
Первая часть – вводная. Включает в себя игровое упражнение на формирование положительного эмоционального настроя на занятие.
Цель: настроить группу воспитанников на совместную работу, установить эмоциональный контакт между педагогом и воспитанниками.
Вторая часть – основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она включает в себя:
- объяснение нового материала;
- дидактическую игру;
- пальчиковую гимнастику или физкультминутку;
- самостоятельную работу детей;
Третья часть – завершающая. Итог занятия, обсуждение пройденного материала.
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
Числа от 0 до10 и их графическое изображение.
Предшествующее число, последующее, числа-соседи.
Понятия : слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, высоко, низко.
Название сторон и углов клетки, строчку и столбик в тетради в клетку.
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.
Знаки +, -, и правильно их использовать.
Решать простые задачи, опираясь на наглядность.
Год, месяц, день недели, время суток.
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Ответственный |
1 | Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика. | 1 | воспитатель |
2 | Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | воспитатель |
3 | Счёт предметов. Число и цифра 1. Сравнение предметов (больше,меньше) | 1 | воспитатель |
4 | Число и цифра 2. Понятия вверху, внизу, ближе, дальше. | 1 | воспитатель |
5 | Число и цифра 3. Треугольники. | 1 | воспитатель |
6 | Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =. | 1 | воспитатель |
7 | Число и цифра 4. Четырёхугольник. Квадрат. Прямоугольник. | 1 | воспитатель |
8 | Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги. | 1 | воспитатель |
9 | Число и цифра 5. Предшествующее и последующее число. | 1 | воспитатель |
10 | Число и цифра 6. Числа-соседи. | 1 | воспитатель |
11 | Временные представления. Год, месяц, день недели, время суток. | 1 | воспитатель |
12 | Число и цифра 7. Присчитывание и отсчитывание по1. | 1 | воспитатель |
13 | Сравнение чисел. Знаки больше, меньше, равно. | 1 | воспитатель |
14 | Понятие увеличить, уменьшить. | 1 | воспитатель |
15 | Число и цифра 8. Сравнение чисел. Круг. | 1 | воспитатель |
16 | Число и цифра 9. Сравнение чисел. | 1 | воспитатель |
17 | Решение простых задач на нахождение суммы. | 1 | воспитатель |
18 | Число и цифра 0. Овал. | 1 | воспитатель |
19 | Конструирование геометрических фигур из счётных палочек. | 1 | воспитатель |
20 | Решение простых задач на нахождение разности. | 1 | воспитатель |
21 | Число 10 и его графическое изображение. | 1 | воспитатель |
22 | Числа 1 – 10. Игра «Весёлый счёт». | 1 | воспитатель |
23 | Сравнение чисел первого десятка. | 1 | воспитатель |
24 | Решение простых задач. | 1 | воспитатель |
Список используемой литературы.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.
Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г.
И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...