Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества" . Мероприятие знакомит с творчеством ненецкого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_ustnogo_nenetskogo_narodnogo_tvorchestva.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заполярного района «Средняя общеобразовательная школа с.Ома»
Учитель : Ружникова Н.И.
Цели: познакомить с УНТ ненцев
- показать детям, что ненцы, как народность, тоже имеют свою
богатую культуру и эпос;
- расширить кругозор детей об истории и быте ненецкого народа
- воспитывать чувство любви и гордости к «малой родине»,
- воспитывать уважение к истории ненецкого народа, ее
традициям и культуре, к труду людей.
- совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Оборудование: мультемедийная презентация, карточки с названиями станций, карточки «Жанры устного народного творчества», карточки с пословицами, цветок «Ромашка», солнышко из бумаги, портрет И.К. Вылка.
Используемая литература:
1.Тайбарей С.В. Ненецкие загадки.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004
2. Хомич Л.В. Ненцы.- СПб.:отд-ние изд-ва»Просвещение», 1994
3. Интернет- ресурсы:
www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.html
opy.yandex.net/?
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Устное ненецкое народное творчество».
-Как вы думаете, где находится эта сказочная страна? (В тундре)
И путешествовать мы будем ни на ковре-самолёте, ни в сапогах-скороходах, ни на ступе и метле, а как вы думаете , на чём? (на оленях). В путешествии нам понадобятся ваши знания и смекалка.
-Давайте вспомним, что такое устное народное творчество.
-Почему «устное»?(передавались « из уст в уста»)
-Выражение «устное» означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
- Почему «народное»? (Это значит, создал народ, а не кто- то один).
- Что означает слово «Творчество»?( От слова «творить», создавать.)
- Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
- Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Ненецкая народность-ненцы, -
населяющая Крайний север нашей страны, как и любая другая, имеет свою
национальную культуру, уходящую глубокими корнями в устное
народнопоэтическое творчество.
-Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?(Ответы детей)
В свои песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки, ненцы вложили мысли, чувства, переживания
со всеми радостями и мечтами о лучшей жизни, веру в свои силы и в
окончательную победу над силами природы.
В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими сказками, загадками, пословицами, поговорками и приметами.
-Мы с вами будем путешествовать по оленеводческим стойбищам и делать остановки:
(Названия остановок на доске)
1остановка «Угадай-ка»
2остановка «Пословицы и поговорки»
3остановка «Ненецкие народные приметы»
4остановка «Ненецкие песни»
5остановка «Сказочная»
1.Мы прибыли на первое стойбище, на остановку «Угадай-ка».
- Уже из названия этой остановки вы поняли, что нужно что-то угадать.
Очень интересны и широко распространены ненецкие загадки. Тематика их тесно связана с основными занятиями ненцев, кочевым бытом, природой и животным миром тундры.
Начинаем отгадывать загадки.
- Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок)
- Житель моря, на нерп охотник.(Белый медведь)
- Утром сосчитает, вечером сосчитает(Завязка паницы)
- Она,как оленья шкура от моря до моря лежит- то рыжей, то красной, то белой становится (тундра)
- Летом по тундре бродит, зимой в лесу спит (медведь)
- Волоча за собой тынзей, речку вперёд-назад переходит(игла)
- Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится (северное сияние)
- Лето,в красное сукно одетая, на одной ножке стоит (морошка)
- Волшебник посреди чума на железе сидит – и укусить может, и угостить может (огонь)
- Возле чума шерстяная кочка лежит- чужого в чум не пустит (собака)
2.Остановка «Пословицы и поговорки»
- Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей остановке под названием “Пословицы и поговорки” вам придется подумать.
Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью поговорок и пословиц дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых. Каждое изречение – это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.
Как и русские, ненецкие пословицы и поговорки делятся по тематике. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий ненцев, высмеивают человеческие пороки. (слайд)
Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящено оленю, который
дает им все: пищу, жилище, одежду.(Слайд)
Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.
О трудолюбивом человеке ненцы говорят:
Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.
Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра.
В повседневной разговорной речи ненцев очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов
У него мозги, как у рыбьей мелюзги.
У него в голове не мозг, а мох.
Кто неряха, тому не уберечься от мух.
Человек, у которого мало ума, похож на птенца.
У зазнавшегося человека нос хореем стоит.
У кого сердце спит, тот не знает радости.
Проживают народности Севера в краю суровом, студеном. И все равно всегда с любовью относились к нему. В озера и реки люди до сих пор бросают монеты, на святых местах, которые есть у каждого рода, на дереве привязывают лоскутки материи и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Ненецкие пословицы отражают суровую природу севера. (слайд)
Из-за пурги не видно вытянутой руки.
Снег тает и хлопьями садится, что каждая снежинка, как птица.
Ненецкие пословицы и поговорки отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Обычно они рифмуются.
Малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского фольклора, но у ненцев они имеют особую окраску, особый колорит. Тем не менее, мы с легкостью можем найти среди ненецких изречений аналоги русских. Во-первых, тематика та же: человек, земля, жизнь, труд, лень, дружба.
Задание. К ненецкой пословице подобрать анологичную русскую пословицу. (в первом столбике ненецкие пословицы, во втором- русские)
(пословицы напечатаны на карточках)
.
Ненецкая пословица | Русская пословица |
Уходи на охоту рано – всегда с удачей будешь | Кто рано встает, тому Бог подает |
Куда мышь бежит, туда и песец стремится | Куда нитка, туда и иголка |
Сеткой воды не зачерпнешь | Воды в решете не унесешь |
Песец сам в мешок не полезет | Без труда не выловишь и рыбку из пруда |
Со злым поведешься – добра не наберешься | С кем поведешься, от того и наберешься |
Со злом придешь – сам испытаешь | Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет |
-Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего, народные изречения позволяют говорящему охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние; раскрыть отношения между людьми; дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться.
3.Остановка «Ненецкие народные приметы»
- Справились с пословицами, отдохнули, отправляемся в путь дальше. И попадем на остановку “Ненецкие народные приметы.”.
Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.
Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».
А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».
Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:
— нельзя шить одежду на себе;
— грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем;
— нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.
- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:
- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:
- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:
- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.
4.Остановка «Ненецкие песни»
Самым любимым жанром ненцев были эпические
песни – сюдбабц и ярабц. «Слово-песня по ветру летело, за чум зацепилось
и к людям спустилось»,- гласит старинное ненецкое предание.
В старину эпические песни не предназначались для широкой аудитории, не
имели стабильного, постоянного текста, исполнялись в чуме или на
нартах во время длительных перекочевок.
В свои песни, сказки, легенды ненцы вложили мысли, чувства, переживания
со всеми радостями и мечтами о лучшей жизни, веру в свои силы и в
окончательную победу над силами природы.
Знатоком ненецкого фольклора был Илья Константи-
нович Тыко Вылка. Он знал ненецкие песни и умел их исполнять, а
также собирал их и сочинял сам.
Часто в тундровой семье можно увидеть такую «живую» картину: вот мать, главная хранительница домашнего очага, сидит в чуме в своём женском углу, на её коленях колыбель с ребёнком, напевает тихо мелодию. (Слайд)
Женщина склоняется над ликом младенца, улыбается и покачивает люльку-колыбельку и при этом напевает колыбельную мелодию, автором которой является она же. О чём же поёт мать своему младенцу? Всего из нескольких слов может состоять колыбельная песня, но она всегда близка крошечной душе и маленькому сердцу. Слова и интонация полны теплоты, умиротворения, спокойствия, радости, удивления, любви и бесконечной нежности.
(Звучит колыбельная ненецкая песня)
Вот так однажды рождаются песни для самых маленьких людей на нашей земле.
. Ненецкая колыбельная песня отличается от колыбельных многих других народов прежде всего тем, что она индивидуальна как по авторству, так и по отношению к тому, к которому эти слова и мелодия относятся. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. (Слайд) Каждому люлечному малышу сочиняется своя личная мелодия, первая песня в жизни. Другие песни люди ненецкого кочевья придумывают потом себе сами, как сложится жизнь… Сколько детей – столько и колыбельных песен. Причём, в ненецкой семье ни одна не повторяется. В самобытной культуре ненецкой кочевой семьи раньше было именно так. В современной жизни ненцев много перемен, изменения происходят, видимо, и по отношению к колыбельным песням.
Многое изменилось сегодня и в тундре, и в культуре ненецкого народа. Но интерес к самобытному творчеству коренных жителей Заполярья не угасает.
Сегодня пропагандой ненецких песен занимается ансамбль «Маймбава» из поселка Нельмин Нос и коллектив городского Дома культуры «Хаяр». (слайд) Написаны песни на слова ненецких поэтов П.Явтысого, В.Ледкова, А.Пичкова.
5. Остановка «Сказочная»
– А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказочная”.
Среди жанров ненецкого фольклора видное место занимает сказка (вадако).Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете ненецкие сказки.
Игра “Ромашка”. На лепестках ромашки записаны отрывки из сказок. Вам надо прочитать отрывок и угадать сказку.
- “Дрались они, дрались, пищали, пищали – никак друг друга одолеть не могут. Побежали они себе помощи искать.
Птичка себе в помощники Гром – птицу позвала.
Мышка храброго,сильного помощника...”
(Храбрый медведь)
- Недаром старики говорят:
“Поделённое на части полено легко сломать,
а целое полено сломать трудно.”
(Наказ отца)
- Давно это было. В ту пору рыбы на земле жили.
Однажды рыбка заболела. Лежит она в своём чуме
И стонет: “О-ох! О-ох!”
(Почему рыбы живут в воде?)
- Жил в тундре оленёнок – маленькие рожки.
И никаких друзей у него не было.
А очень хотелось оленёнку друзей иметь.
(Как оленёнок друга нашёл)
- Вдруг она обратила внимание на женскую
рукодельную сумочку, а в ней лоскуток
тонкого алого сукна нашла.
Понравилось куропатке сукно.
Взяла она его и убежала.
(Отчего у куропатки веки красные)
- Ветер услышал слова Мышки и обиделся,
а она продолжала:
- Ветер, после того как ты семь дней дуешь,
Обычно свистишь на выступах камней.
(Мышка)
- Мать взмахнула крыльями и полетела.
Дети побежали за ней, тянули руки
с полным черпаком воды,
плакали и просили вернуться.
(Кукушка)
-Молодцы! Сказки вы хорошо знаете. А сейчас мы посмотрим мультфильм “Кукушка”
(Просмотр мультфильма “Кукушка”)
- Нет для ребёнка никого ближе, чем отец и мать. Поэтому каждый ребёнок должен слушать всё , что они говорят, о чём просят, чему учат. Если вам вдруг захочется ослушаться старших, вспомните глупых и непослушных детей Кукушки.
Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие по стране “ Устное ненецкое народное творчество.”
- Что нового вы узнали?
Фольклор – это народная мудрость, к которой необходимо прислушиваться. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них остроумию, находчивости и праведности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»
Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...
Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»
Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Внеклассное мероприятие для начальных классов...
Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....
«Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...
Путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя "Зов морошковой земли".
Воспитанники 3 группы совершили необычайное путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя. Ребята отправились в путешествие по его книге «Зов морошковой земли». Я...