Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Ружникова Надежда Ивановна

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества" . Мероприятие знакомит с творчеством ненецкого народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заполярного района «Средняя общеобразовательная школа с.Ома»

Учитель : Ружникова Н.И.

Цели: познакомить с УНТ ненцев

- показать детям, что ненцы, как народность, тоже имеют свою

богатую культуру и эпос;

- расширить кругозор детей об истории и быте ненецкого народа  

- воспитывать чувство любви и гордости к «малой родине»,

- воспитывать уважение к истории ненецкого народа, ее    

  традициям и  культуре, к труду людей.

- совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Оборудование: мультемедийная презентация, карточки с названиями станций, карточки «Жанры устного народного творчества», карточки с пословицами, цветок «Ромашка», солнышко из бумаги, портрет И.К. Вылка.

Используемая литература:

1.Тайбарей С.В. Ненецкие загадки.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004

2. Хомич Л.В. Ненцы.- СПб.:отд-ние изд-ва»Просвещение», 1994

3. Интернет- ресурсы:

. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/otrazhenie-mnogovekovogo-opyta-nenetskogo-naroda-v-poslovitsakh-i-pogovorkakh

www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.html

opy.yandex.net/?

http://images.yandex.ru/

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Устное ненецкое народное творчество».

-Как вы думаете, где находится эта  сказочная страна? (В тундре)

И путешествовать мы будем ни на ковре-самолёте, ни в сапогах-скороходах, ни на ступе и метле, а как вы думаете , на чём? (на оленях). В путешествии нам понадобятся ваши знания и смекалка.

-Давайте вспомним, что такое устное народное творчество.

-Почему «устное»?(передавались  « из уст в уста»)

-Выражение «устное» означает передачу  «из уст в уста», то есть без записи текста.

- Почему «народное»? (Это значит, создал народ, а не кто- то один).

- Что означает слово «Творчество»?( От слова «творить», создавать.)

-   Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).

- Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Ненецкая народность-ненцы, -

населяющая Крайний север нашей страны, как и любая другая, имеет свою

национальную культуру, уходящую глубокими корнями в устное

народнопоэтическое творчество.

-Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?(Ответы детей)

В свои песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки, ненцы вложили мысли, чувства, переживания

со всеми радостями и мечтами о лучшей жизни, веру в свои силы и в

окончательную победу над силами природы.

В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими сказками, загадками, пословицами, поговорками и приметами.

-Мы с вами будем путешествовать по оленеводческим  стойбищам и делать остановки:

(Названия остановок на доске)

1остановка «Угадай-ка»

2остановка «Пословицы и поговорки»

3остановка «Ненецкие народные приметы»

4остановка «Ненецкие песни»

5остановка «Сказочная»

1.Мы прибыли на первое стойбище, на остановку «Угадай-ка».

- Уже из названия этой остановки вы поняли, что нужно что-то угадать.

Очень интересны и широко распространены ненецкие загадки. Тематика их тесно связана с основными занятиями ненцев, кочевым бытом, природой и животным миром тундры.        

  Начинаем отгадывать загадки.

  1. Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок)
  2. Житель моря, на нерп охотник.(Белый медведь)
  3. Утром сосчитает, вечером сосчитает(Завязка паницы)
  4. Она,как оленья шкура от моря до моря лежит- то рыжей, то красной, то белой становится (тундра)
  5. Летом по тундре бродит, зимой в лесу спит (медведь)
  6. Волоча за собой тынзей, речку вперёд-назад переходит(игла)
  7. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится (северное сияние)
  8. Лето,в красное сукно одетая, на одной ножке стоит (морошка)
  9. Волшебник посреди чума на железе сидит – и укусить может, и угостить может (огонь)
  10. Возле чума шерстяная кочка лежит- чужого в чум не пустит (собака)

2.Остановка «Пословицы и поговорки»

-  Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей остановке под названием “Пословицы и поговорки” вам придется  подумать.

 Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью поговорок и пословиц дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых. Каждое изречение – это художественное произведение, несущее в себе неповторимость народа, создавшего его.

Как и русские, ненецкие пословицы и поговорки делятся по тематике. Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий ненцев, высмеивают человеческие пороки. (слайд)

Большинство ненецких пословиц и поговорок посвящено оленю, который

дает им все: пищу, жилище, одежду.(Слайд)

Олень за ягелем бежит быстрее, чем от хорея.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

О человеке складывается мнение по его упряжке оленей.

О трудолюбивом человеке ненцы говорят:

Его сильные руки не сдвинешь и упряжкой, даже если упереться о колоду листвяжную.

Работящий вечером рубит дрова, а ленивый оставляет до утра.

В повседневной разговорной речи ненцев очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов

У него мозги, как у рыбьей мелюзги.

У него в голове не мозг, а мох.

Кто неряха, тому не уберечься от мух.

Человек, у которого мало ума, похож на птенца.

У зазнавшегося человека нос хореем стоит.

У кого сердце спит, тот не знает радости.

Проживают народности Севера в краю суровом, студеном. И все равно всегда с любовью относились к нему. В озера и реки люди до сих пор бросают монеты, на святых местах, которые есть у каждого рода, на дереве привязывают лоскутки материи и хвосты пушных зверей. Это любовь и уважение к земле. Ненецкие пословицы отражают суровую природу севера. (слайд)

Из-за пурги не видно вытянутой руки.

Снег тает и хлопьями садится, что каждая снежинка, как птица.

Ненецкие пословицы и поговорки отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом. Обычно они рифмуются.

Малые фольклорные жанры испытывают на себе влияние русского фольклора, но у ненцев они имеют особую окраску, особый колорит. Тем не менее, мы с легкостью можем найти среди ненецких изречений аналоги русских. Во-первых, тематика та же: человек, земля, жизнь, труд, лень, дружба.

Задание. К ненецкой пословице подобрать анологичную русскую пословицу. (в первом столбике ненецкие пословицы, во втором- русские)

(пословицы напечатаны на карточках)

. 

Ненецкая пословица

Русская пословица

Уходи на охоту рано – всегда с удачей будешь

Кто рано встает, тому Бог подает

Куда мышь бежит, туда и песец стремится

Куда нитка, туда и иголка

Сеткой воды не зачерпнешь

Воды в решете не унесешь

Песец сам в мешок не полезет

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Со злым поведешься – добра не наберешься

С кем поведешься, от того и наберешься

Со злом придешь – сам испытаешь

Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет

-Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?  

Прежде всего, народные изречения позволяют говорящему охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние; раскрыть отношения между людьми; дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться.

3.Остановка «Ненецкие народные приметы»

- Справились с пословицами, отдохнули, отправляемся в путь дальше. И попадем на остановку  “Ненецкие народные приметы.”.

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.

 С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

 А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

 — нельзя шить одежду на себе;

  — грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем;

 — нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;

У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.

 - Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

 

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:

- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.

- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.

 - Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.

- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.

- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.

 - Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся

 - В какую бы беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.

 - Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

4.Остановка «Ненецкие песни» 

 Самым любимым жанром ненцев были эпические

песни – сюдбабц и ярабц. «Слово-песня по ветру летело, за чум зацепилось

и к людям спустилось»,- гласит старинное ненецкое предание.

В старину эпические песни не предназначались для широкой аудитории, не

имели стабильного, постоянного текста, исполнялись в чуме или на

нартах во время длительных перекочевок.

В свои песни, сказки, легенды ненцы вложили мысли, чувства, переживания

со всеми радостями и мечтами о лучшей жизни, веру в свои силы и в

окончательную победу над силами природы.

 Знатоком ненецкого фольклора был Илья Константи-

нович Тыко Вылка. Он знал ненецкие песни и умел их исполнять, а

также собирал их и сочинял сам.

 

Часто в тундровой семье можно увидеть такую «живую» картину: вот мать, главная хранительница домашнего очага, сидит в чуме в своём женском углу, на её коленях колыбель с ребёнком, напевает тихо мелодию. (Слайд)

Женщина склоняется над ликом младенца, улыбается и покачивает люльку-колыбельку  и при этом напевает колыбельную мелодию, автором которой является она же. О чём же поёт мать своему младенцу? Всего из нескольких слов может состоять колыбельная песня, но она всегда близка крошечной душе и маленькому сердцу. Слова и интонация полны теплоты, умиротворения, спокойствия, радости, удивления, любви и бесконечной нежности.

(Звучит колыбельная ненецкая песня)

Вот так однажды рождаются песни для самых маленьких людей на нашей земле.

. Ненецкая колыбельная песня отличается от колыбельных многих других народов прежде всего тем, что она индивидуальна как по авторству, так и по отношению к тому, к которому эти слова и мелодия относятся. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. (Слайд) Каждому люлечному малышу сочиняется своя личная мелодия, первая песня в жизни. Другие песни люди ненецкого кочевья придумывают потом себе сами, как сложится жизнь… Сколько детей – столько и колыбельных песен. Причём, в ненецкой семье ни одна не повторяется. В самобытной культуре ненецкой кочевой семьи раньше было именно так. В современной жизни ненцев много перемен, изменения происходят, видимо, и по отношению к   колыбельным песням.  

Многое изменилось сегодня и в тундре, и в культуре ненецкого народа. Но интерес к самобытному творчеству коренных жителей Заполярья не угасает.

 Сегодня пропагандой ненецких песен занимается ансамбль «Маймбава» из поселка Нельмин Нос и коллектив городского Дома культуры «Хаяр». (слайд) Написаны песни на слова ненецких поэтов П.Явтысого, В.Ледкова, А.Пичкова.

5. Остановка «Сказочная»

– А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказочная”.

Среди жанров ненецкого фольклора видное место занимает сказка (вадако).Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете ненецкие  сказки.

Игра “Ромашка”. На лепестках ромашки записаны отрывки из сказок. Вам надо прочитать отрывок и угадать сказку.

  1. “Дрались они, дрались, пищали, пищали – никак друг друга одолеть не могут. Побежали они себе помощи искать.

Птичка себе в помощники Гром – птицу позвала.

Мышка храброго,сильного помощника...”

(Храбрый медведь)

  1. Недаром старики говорят:

“Поделённое на части полено легко сломать,

  а целое полено сломать трудно.”

(Наказ отца)

  1. Давно это было. В ту пору рыбы на земле жили.

Однажды рыбка заболела. Лежит она в своём чуме

И стонет: “О-ох! О-ох!”

(Почему рыбы живут в воде?)

  1. Жил в тундре оленёнок – маленькие рожки.

И никаких друзей у него не было.

А очень хотелось оленёнку друзей иметь.

(Как оленёнок друга нашёл)

  1. Вдруг она обратила внимание на женскую

рукодельную сумочку, а в ней лоскуток

тонкого алого сукна нашла.

Понравилось куропатке сукно.

Взяла она его и убежала.

(Отчего у куропатки веки красные)

  1. Ветер услышал слова Мышки и обиделся,

а она продолжала:

- Ветер, после того как ты семь дней дуешь,

Обычно свистишь на выступах камней.

(Мышка)

  1. Мать взмахнула крыльями и полетела.

Дети побежали за ней, тянули руки

с полным черпаком воды,

плакали и просили вернуться.

(Кукушка)

-Молодцы! Сказки вы хорошо знаете. А сейчас мы посмотрим мультфильм  “Кукушка”

(Просмотр мультфильма “Кукушка”)

  • Нет для ребёнка никого ближе, чем отец и мать. Поэтому каждый ребёнок должен слушать всё , что они говорят, о чём просят, чему учат. Если вам вдруг захочется ослушаться старших, вспомните глупых и непослушных  детей Кукушки.

Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие по стране “ Устное ненецкое народное творчество.”

- Что нового вы узнали?

 Фольклор – это народная мудрость, к которой необходимо прислушиваться.  Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них остроумию, находчивости и праведности.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...

Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»

Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...

Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....

«Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...

Путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя "Зов морошковой земли".

Воспитанники 3 группы совершили необычайное путешествие в страну поэзии ненецкого писателя и поэта Прокопия Явтысыя. Ребята отправились в путешествие по его книге «Зов морошковой земли». Я...