программа индивидуального развития ученика
материал на тему
программа индивидуального развития ученика на 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа развития ученика | 113.5 КБ |
презентация программы развития ученика | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР
ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»
Семёнова Дмитрия Евгеньевича
Авторы:
Классный руководитель
Спиридонова Лиана Александровна
Актуальность.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.
Обоснованность программы.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:
Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
Цель программы:
Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
Задачи:
- воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
- создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;
- стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;
- формирование потребности к здоровому образу жизни;
- привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.
3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.
4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс ;
II этап - диагностический (январь, 2013– май, 2013-1 класс;
III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 - март, 2016)-2,3, 4 класс;
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 - май, 2016)-4класс.
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
- беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
- анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
- Упражнения по развитию специфических качеств;
- Экскурсии, походы с классом;
- Посещение уроков предметников целью наблюдения;
- Индивидуальные и групповые занятия;
- Беседы с родителями, посещение семьи;
- Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
- Риски в процессе реализации программы
1.Снижение успеваемости ученика.
2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.
3. Излишняя психологическая напряженность ученика.
4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.
Стратегия устранения рисков
1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.
4. Использование здоровьесберегающих технологий.
Направления работы по коррекции дисграфии:
• развитие пространственных и временных представлений
• развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
• количественное и качественное обогащение словаря
• совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
• усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
• обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.
Этапы реализации программы.
I этап – организационно-подготовительный
Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.
Методы: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Мероприятие | Ответственные | Сроки проведения |
Ознакомление с медицинской картой ребёнка. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Оформление личного дела учащегося. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Беседа с родителями. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь 2012 |
Посещение на дому. | Классный руководитель, социальный педагог | Октябрь 2012 |
Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь - декабрь 2012 |
Поручения в классе. | Классный руководитель | Октябрь 2012 |
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка.
II этап - диагностический
Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.
Методы: анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка
Состояние здоровья | Физически здоров, но наблюдается гиперактивность. |
Состав семьи | Семья полная, благополучная, материально обеспеченная. |
Учебно-познавательные возможности | Любознателен, стремится много узнать. |
Отношение к учебной деятельности | Не любит чтение и письмо. |
Тревожность | Средняя |
Волевые качества | Слабоволен, поддаётся чужому влиянию. |
Темперамент | Сангвиник. |
Внимание | Неустойчивое |
Память | Медленно запоминает, преобладает зрительная память. |
Мышление | Есть задатки креативного мышления. |
Речь | Медленная |
Воображение и творчество | На высоком уровне |
Положение в коллективе | Принят |
Трудовая активность | Снижена |
Поведение в школе | Нарушает дисциплину, бегает, кричит. |
Отношение к окружающим | Толерантен |
Психолого-педагогическая карта учащегося
1.Общие сведения о ребенке:
Семёнов Дмитрий, 8 лет
Дата рождения29.06.2005.
Ученик 2 класса
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;
Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья
Психологическая атмосфера в семье:
- Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
- Тип семьи – полная, благополучная.
- Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
- Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.
2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:
- В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
- Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
- На замечания учителей реагирует адекватно.
3. Учение:
Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.
4. Труд:
Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.
5. Особенности поведения:
Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;
6. Особенности характера и темперамента:
Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность, по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям - доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,
хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации:
- Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
- Воспитывать уверенность и самостоятельность.
- Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
- Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
- Поощрять за личную инициативу.
III этап - коррекционно-развивающий
Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)
- Методы: методы формирования сознания - Убеждение:
- Рассказ;
- Объяснение;
- Разъяснение;
- Этическая беседа;
- Инструктаж;
- Пример.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - Упражнения:
- Приучение;
- Педагогическое требование;
- Поручение;
- Воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования - Мотивация:
- Поощрение;
- Наказание;
- Соревнование.
Деятельность на данном этапе:
п/п | Основные направления развития уч-ся | Формы, приёмы, методы работы | Предполагаемый результат |
1 | Формирование познавательного интереса |
|
|
2 | Формирование специфических качеств. |
|
|
3 | Развитие способностей к учебным предметам |
|
|
4 | Развитие речи. Учимся говорить по-русски | Работа по учебнику:
|
|
5 | Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности |
|
|
6 | Воспитание коллективизма |
|
|
7 | Воспитание трудолюбия |
|
|
8 | Приобщение к здоровому образу жизни |
|
|
IV этап – заключительный
Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
- Методы: анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.
Деятельность на данном этапе:
Составление карты достижений ученика:
диагностика познавательной деятельности ученика;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
исследование эмоционально-личностной сферы;
Ожидаемый результат:
- Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
- Повышение качества знания по предметам;
- Развитие навыков чтения;
- Улучшение грамотности;
- Приобретение навыков общения в коллективе;
- Увеличение уровня воспитанности;
- Приобщение к здоровому образу жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Субъекты воспитательной системы
Краткая характеристика ученика: Физически здоров, но гиперактивный. Общительный, но друзей мало. Легко поддаётся чужому влиянию. Не способен долго удерживать внимание. На уроках проявляет высокую активность. Постоянно нарушает дисциплину. Не любит чтение и письмо (дисграфия, дислексия) Хорошее воображение.
Цель программы Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию; создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок; стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы; формирование потребности к здоровому образу жизни; привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности Задачи программы:
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе. 2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора. 3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности. 4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях. прогнозируемые результаты
4 года
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: Организационно-подготовительный диагностический Коррекционно-развивающий заключительный
ЗАДАЧИ ЭТАПОВ 1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка. психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка. реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей) обобщение результатов
МЕТОДЫ ЭТАПА ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СОБЕСЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
МЕТОДЫ ЭТАПА психолого-педагогическая диагностика тестирование НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства. Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства .
Рекомендации : 1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности. 2. Воспитывать уверенность и самостоятельность. 3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе. 4 .Стараться помочь развивать устную и письменную речь. 5 .Поощрять за личную инициативу.
Методы этапа : Убеждение: Рассказ; Объяснение; Разъяснение; Этическая беседа; Инструктаж; Пример. - Упражнения : Приучение; Педагогическое требование; Поручение; Воспитывающие ситуации. - Мотивация: Поощрение; Наказание; Соревнование .
Формирование познавательного интереса Формирование специфических качеств Развитие способностей к учебным предметам Развитие речи Развитие коммуникативных умений Воспитание коллективизма Воспитание трудолюбия Приобщение к ЗОЖ
МЕТОДЫ ЭТАПА мониторинг успеваемости собеседование с родителями промежуточное диагностирование сопоставление анализ
Промежуточное диагностирование диагностика познавательной деятельности ученика; диагностика межличностных отношений; исследование эмоционально-личностной сферы; диагностика психологического здоровья;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
Программа индивидуального развития
Программа индивидуального развития ребёнка по повышению самооценки...
Программа индивидуального развития ребёнка
Пррограмма развития на успешного ученика начальных классов....
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....
Программа индивидуального развития
Цель программы индивидуального развития - создание условий для развития функционально грамотной личности,способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизн...
карта индивидуального развития ученика по чтению
Шаблон для проведения мониторинга индивидуальных успехов ученика по литературному чтению...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 7 «Б» класс (VIII вид 2 вариант)
Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...