Образовательная программа «Природа и мы» объединения «Почемучка»
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnodar_alekseeva_1.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 МО Тимашевский район
- Утверждаю:
- Директор МБОУ СОШ №5
- _________С.С. Грановская
- «___» _________2013 года
- Образовательная программа «Природа и мы» объединения «Почемучка»
- НТО «Эрудит»
- Тип программы: дополнительная образовательная программа
- Вид программы: модифицированная
- Срок реализации: 2 года
- Возрастной диапазон: 8-10 лет
- Образовательная программа разработана
- учителем начальных классов МБОУ СОШ №5
- Алексеевой Ириной Викторовной
- 2013 год
- Аннотация
Активной деятельностью в защиту природы является вовлечение ребёнка в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, через психологический климат в коллективе. Данная программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
- Пояснительная записка
- Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, через психологический климат в коллективе. Это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Практическая значимость: её изучение способствует расширению экологических представлений младших школьников; обеспечивает надёжные основы экологической ответственности учащихся.
Новизна данного курса состоит в том, что серьезные научные исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практическая часть гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. А так же программа создаёт условия для развития творческих способностей учащихся. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
Цель программы:
- Выявление и воспитание учащихся наиболее увлеченных изучением экологии родного края, приобщение их к серьезной научно-исследовательской деятельности и формирование их активной жизненной позиции
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
- сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
- научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
- обучить работе с большим объёмом информации.
Развивающие:
- пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
- обеспечить членам клуба возможность самореализации в рамках клубной деятельности, а также работы в рамках научно-исследовательской деятельности;
- выявить и развить организаторские способности у детей.
- создание условий для научно-учебной работы школьников, овладение формами и методами научно-исследовательской деятельности.
- ранняя профессиональная ориентация в области науки, поисково-исследовательской деятельности.
- обучение навыкам научно-исследовательской и опытнической работы.
- расширение кругозора учащихся через активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
Воспитывающие:
- совершенствовать навыки межличностного общения детей.
- воспитание эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы.
- привитие практических навыков в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
- разработка и реализация исследовательских проектов.
Программа «Почемучка» разработана для детей 8-10 лет.
Количество в группе -15 человек.
Срок реализации программы -2 года.
Программа рассчитана на 216 часов в год, по 6 часов в неделю, занятия могут проводиться 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- что такое природа, живая и неживая;
- взаимосвязи природы;
- название частей растений;
- особенности деревьев, кустарников, трав, лиственных и хвойных растений, произрастающих в Краснодарском крае;
- классификацию животных, названия 3-4 видов каждого типа животных, обитающих в Краснодарском крае;
- свойства воздуха, воды, почвы;
- особенности охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
- уметь проводить исследования и опыты, предусмотренные программой;
- применять знания экологических правил;
- уметь собирать материал о растениях и животных;
- охранять растения и животных, правильно вести себя в природе.
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего часов | Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные учебные занятия | ||
1 . | Выясняем, что такое экология. | 18 | 10 | 6 | 2 |
2. | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения. | 16 | 4 | 10 | 2 |
3. | Учимся распознавать животных ближайшего природного окружения. | 20 | 6 | 12 | 2 |
4 | Природа, красота явлений природы. | 10 | 6 | 4 | - |
5 | Объекты неживой природы. | 18 | 10 | 8 | - |
6 | Объекты живой природы. | 18 | 12 | 6 | - |
7. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 18 | 12 | 6 | - |
8. | Открываем жизнь в почве. | 10 | 8 | 2 | - |
9. | Изучаем экологические связи в живой природе. | 10 | 6 | 4 | - |
10. | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. | 18 | 14 | 4 | - |
11. | Изучаем способы охраны природы. | 12 | 12 | - | - |
12. | Учимся передавать свои знания. | 20 | - | 16 | 4 |
13. | Связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 16 | 16 | - | - |
14. | Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 12 | 8 | 4 | - |
Содержание программы.
Тема №1. Выясняем, что такое экология.
Всего – 18 часов.
Теория – 10 часов. Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Практика -6 часов. Классификация экологических взаимосвязей. Установление взаимосвязей на примерах живой и неживой природы. Составление макета «Взаимосвязи в природе».
Экскурсии -2часа. Экскурсии «Возможные экологические связи на территории нашей школы» и «Наш микрорайон и экологические связи».
Тема №2. Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения.
Всего -16 часов.
Теория -4 часа. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения нашего края. Культурные и дикорастущие растения. Деревья и их особенности. Охрана растений.
Практика -10 часов. Распознавание деревьев, кустарников и травянистых растений микрорайона. Наблюдение за любимым деревом. Составление описания выбранного растения.
Экскурсия -2часа. «Растения возле моего дома».
Тема №3. Учимся распознавать животных ближайшего природного окружения.
Всего -20 часов.
Теория -6 часа. Разнообразие животных нашего края. Дикие и домашние животные. Особенности домашних животных. Охрана животных.
Практика -12 часов. Распознавание животных микрорайона. Наблюдение за любимым питомцем. Составление описания выбранного животного.
Экскурсия -2часа. «Многообразие животных моего посёлка».
Тема №4. Природа, красота явлений природы.
Всего -10 часов.
Теория-6 часов. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии. Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.
Практика -4 часа. Конкурс рисунков на тему «Явления природы»; исследование явлений «Листопад», «Затмение Луны и Солнца» (подготовка докладов, их защита).
Тема №5. Объекты неживой природы.
Всего -18 часов.
Теория -14 часов. Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра - это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практика -4 часа. Исследование «Как вода изменяет своё состояние».
Тема №6. Объекты живой природы.
Всего -18 часов.
Теория – 12 часов. Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?
Практика -6 часов. Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах. Исследование «Выращивание лука в разных условиях (на свету и в темноте)».
Тема №7. Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
Всего-18 часов.
Теория -12 часов. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и теневыносливые растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температур. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь.
Практика -6 часов. Исследование «Выращивание лука в разных условиях (на свету и в темноте, с поливом и без)».
Тема №8. Открываем жизнь в почве.
Всего -10 часов.
Теория -8 часов. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты – типичные обитатели почвы.
Практика -2 часа. Исследование «Состав почвы».
Тема №9. Изучаем экологические связи в живой природе.
Всего -10 часов.
Теория -6 часов. Сеть питания или пищевая сеть. Экологическая пирамида. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Практика -4часа. Составление памятки «Защита растений и животных».
Тема №10. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными.
Всего -18 часов.
Теория -14 часов. Охраняемые растения: водяной орех, эдельвейс, сон-трава, кувшинка белая и др. лекарственные растения, их свойства и правила сбора. Охрана лекарственных растений. История спасения бобра и соболя – примеры активной деятельности человека по охране животного мира.
Практика -4 часа. Составление проекта «Охраняемые растения и животные».
Тема №11. Изучаем способы охраны природы.
Всего -12 часов.
Теория -12 часов. Охраняемые территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов животных и растений. Питомники редких видов. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).
Тема №12. Учимся передавать свои знания.
Всего -20 часов.
Практика -16 часов. Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВНов экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольников.
Экскурсии -4 часа. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природе с учащимися других классов или дошкольниками.
Тема №13. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Всего – 16 часов.
Теория – 8 часов. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т.д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижения вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т.д.)
Практика -8 часов. Исследовательские проекты: «Жевательная резинка: вред и польза», «Полезен или вреден шоколад».
Тема №14. Обсуждаем примеры экологических катастроф.
Всего -12 часов. Теория -8 часов. Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
Практика -4 часа. Составление памятки об охране окружающей среды.
Формы и виды контроля
№ п-п | Темы | Формы и виды контроля |
1. | Выясняем, что такое экология. | Тест |
2. | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения. | Викторина; тестовые задания |
3. | Учимся распознавать животных ближайшего природного окружения. | Подготовка сообщения |
4. | Природа, красота явлений природы. | Написание реферата |
5. | Объекты неживой природы. | Участие в исследовании |
6. | Объекты живой природы. | Участие в исследовании |
7. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | Исследовательский проект |
8. | Открываем жизнь в почве. | Тестовая работа |
9. | Изучаем экологические связи в живой природе. | Составление памятки |
10. | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. | Тестовая работа |
11. | Изучаем способы охраны природы. | Сообщение о заповедниках, заказниках |
12. | Учимся передавать свои знания. | Изготовление памятки; проведение экскурсий |
13. | Связь между состоянием природы и здоровьем человека. | Исследовательские проекты |
14. | Обсуждаем примеры экологических катастроф. | Подготовка сообщения; памятки |
Методические рекомендации.
Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
- активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
- расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
- опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
- организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
- создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
- тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы , дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
- взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
- доступность Интернета;
- многообразие форм обучения и воспитания;
- социально -значимая направленность деятельности;
Объединение «Почемучка» располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- видеотека;
- набор учебных плакатов по экологии;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- технические средства обучения;
Список литературы:
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
- Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.
- Агесс П. Ключ к экологии. – Л.; 1982.
- Акимушкин И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1971.
- Берюкова Е.Л.., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. – М., 1972.
- Вент Ф. В мире растений. – М., 1972.
- Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 110.
- Кошмина И. Межпредметные связи в начальной школе. – М., 2001.
- Лаптев И.Д. Надежды зеленого дома. – М.: Дет. лит., 1980.
- Охранять природу – значит охранять Родину/ под редакцией Баканиной Ф. – Горький, 1983.
- Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. – Начальная школа – 2003 - № 2 – с. 107.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль, 1997.
- Экологическое воспитание младшие школьники. – Йошкар-Ола, 2002.
- Экологическое воспитание в семье. – Н. Новгород, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Образовательная программа объединения "Мастерилка"
Программа дополнительного образования художественно - эстетического направления расчитана на учащихся начальных классов и развивает творчество детей....
Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/
Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана на три года....
программа детского объединения " Почемучка"
Программа детского объединения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...
Дополнительная образовательная программа кружка "ПОЧЕМУЧКИ"
Программа дополнительного образования детей 7-11 лет. Срок реализации 2017-2021 г.г....
Анализ работы районного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу начального образовании за 2020/2021 учебный год
Анализ работырайонного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу началь...