Программа кружка в 1 классе "Художественное слово"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа кружка по ФГОС в рамках внеурочной деятельности (общекультурное направление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_khudozhestvennoe_slovo_dlya_1_klassa_isakovoy_e.n.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2 имени Сергея Забавина»
Утверждаю
Директор школы: Серова Т.П.
Приказ № 60е
от «01» сентября 2010 г.
Программа внеурочной деятельности
(художественно-эстетическое направление)
кружок «Художественное слово»
1 класс
2010-2011 учебный год
Составитель:
Исакова Е.Н.,
учитель начальных классов
МОУ «Краснохорлмская сош №2
им. С.Забавина»
Тверская область, г. Красный Холм, 2010 г.
Пояснительная записка
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителя, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его восприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Реализация внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению – это обучение школьников бережному отношению к себе, своим товарищам, родителям и окружающим их людям ., начиная с раннего детства. Отсутствие личных приоритетов общечеловеческих ценностей способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Занятия будут происходить в форме экскурсий, театральных игр, диспутов, КВН, школьных эстафет, олимпиад, соревнований, беседы-диалога и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способствовать чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Некоторые дети не посещают детский сад, а игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период психологической адаптации ребенка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у многих, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению_ это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Нововведение будет способствовать развитию творческих способностей наших детей.
Внеурочная деятельность по художественно-эстетическому направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, музыкально-пластические импровизации, упражнения на речевое дыхание. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Концерт, свободная деятельность в ГПД, праздники, участие во внеклассных мероприятиях класса и школы. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Изготовление сценических костюмов совместно со взрослыми, декораций. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Посещение концертов, выступлений детских коллективов. |
Дошкольные учреждения. | Вторая половина учебного дня. | Подготовка спектаклей и выступление. |
Для полной реализации художественно - эстетического направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры поведения у младших школьников.
Как никогда актуальной остаётся проблема развития творческого человека с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к достойному образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей правильному образу жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования художественно - эстетического воспитания младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, администрацией школы, классным руководителем, обучающимися начальных классов.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней гармоничного отношения ребенка с окружающим миром и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к правильному образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
- Научить детей быть здоровыми душой, стремиться творить, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1.Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Развитие эстетических способностей.
3.Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
4. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
5.Овладение навыками общения и коллективного творчества.
6.Расширение кругозора школьников.
7.Просвещение родителей в вопросах занятости детей.
Основные разделы программы:
Программа « Художественное слово» состоит из пяти разделов:
1радел - «Театральная игра».
2 раздел - «Ритмопластика»
3 раздел - «Культура и техника речи»
4 раздел - «Основы театральной культуры»
5 раздел - « Подготовка спектакля»
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную деятельность.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
1 класс
Календарно-тематическое планирование на 2010-2011год.
Виды деятельности Программные задачи | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведе ния | |
1 | Театральная игра Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Снимать зажатость, скованность. Согласо-вывать свои действия с другими детьми. | Ребёнок пришёл в школу. Знакомство с разделами программы «Художественное слово» | Игры: Эстафета Знакомство Кто во что одет? | 2 сентября |
2 | Ритмопластика Развивать умение пользоваться жестами Развивать двигательные способности: ловкость,подвижность.Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц | Свободная импровизация | Игры и упражнения: Самолеты и бабочки Первая потеря Осенние листья Считалочка Огонь и лед Мокрые котята Кактус и ива Конкурс лентяев | 9сентября |
3 | Культура и техника речи Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию Развивать дикцию, четкое произношение слов Учить строить диалог | Веселые слова и фразы | Игры и упражнения: Мыльные пузыри Веселый пятачок Колокольчик Удивительный бегемот Фыркающая лошадка Вопрос- ответ Волшебная корзинка Вкусные слова Ручной мяч | 16 сентября |
4 | Основы театральной культуры Развивать интерес к сценическому искусству Познакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным( опера, балет,оперетта) и кукольным театром | Виды театрального искусства Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта спектакль, апплодисменты | Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей Театральное разыгрывание сказки «Теремок» | 23 сентября |
1 | Театральная игра Развивать находчивость,воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Готовить детей к действиям с воображаемым предметом | Фантазия в сценических этюдах. | Игры и упражнения: Дружные звери Цапля Передай позу Телепаты Летает-не летает Где мы побывали? Что мы делали, не скажем | 30 сентября |
2 | Ритмопластика Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. | Пластическая импровизация | Игры и упражнения Медведи в клетке Ежик Подарок В царстве золотой рыбки Снежки Не ошибись Поймай хлопок Шея есть, шеи нет. Веселая зарядка | 7 октября |
3 | Культура и техника речи Тренировать четкое произношение согласных на конце слова Упражнять артикуляционный аппарат Составлять предложения с заданными словами по карточкам Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера | Творческие игры со словами | Забавные стихи: Веселый пятачок Жало змее Часики Сочини предложение Фраза по кругу . | 14 октября |
4 | Основы театральной культуры. Активизировать театральный интерес Познакомить с главными театральными профессиями: актер,режиссер,художник,композитор, Актер- «Властелин сцены» | Театр и профессии в нем. | Беседа-диалог с детьми о создателям спектакля. Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссер? Что должен уметь актер? | 21 октября |
1 | Театральная игра Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навык действия с воображаемыми предметами. Сочинять этюды по сказкам. Импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок. | Сочинение этюдов по сказкам. | Игры и упражнения: Поварята Живой телефон Король Этюды по сказкам Волшебная палочка и мячик Разыгрывание сказки «Колобок» | 28 октября |
2 | Ритмопластика. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. | Жесты в пластической импровизации. | Игры и упражнения В стране гномов Заколдованный лес Встране цветов Город роботов Как живешь? Бабушка Маланья. Жесты: Иди сюда- уходи, согласие- несогласие, клич- прислушивание, плач- утешение, приветствие- прощание | 11 ноября |
3 | Культура и техника речи Пополнять словарный запас Развивать образное мышление Подбирать к словам слова-действия и слова и противоположные по значению. Совершенствовать дикцию, навык четкого произношения | Работа над дикцией и четким произношением | Стихи и скороговорки | 18 ноября |
4 | Основы театральной культуры. Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте Беседа | Экскурсия в ДНТ. Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, задник, партер, амфитеатр, балкон, гарде- роб, фойе, буфет, антракт | Беседа Сочинение этюдов на поведение в зрительном зале. Игра «Что можно взять с собой в театр?». | 25 ноября |
1 | Театральная игра Воспитывать готовность к творчеству Развить произвольное внимание, память, наблюдательность. | Творческие игры со словами | Игры: Эстафета Веселые обезьянки Внимательные матрешки | 2 декабря |
2 | Ритмопластика Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. | Пластическая импровизация в игре | Игры: Муравьи Буратино и Пьеро Баба- Яга Насос и куклы | 9 декабря. |
3 | Культура и техника речи Развивать речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию Расширять диапазон и силу звучания голоса | Речевое дыхание | Игры: Игра со свечой Испорченный телефон Упражнения: Больной зуб Колокольчик Колыбельная | 16 декабря |
4 | Основы театральной культуры Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы). | Виды искусства Театральный словарь: Драматург, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое действие, мимика, пантомима | Беседа- диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. | 23 декабря |
1 2 3. . 4. 1 2 3. 4. 1 2 3 4 1. 2 3. 4. | Театральная игра Воспитывать готовность к творчеству. Развитие внимания, повышение самооценки. Выявить переживания ребенка, его эмоциональное состояние Ритмопластика: Познакомить с правилами этикета праздничного поведения. Культура и техника речи Продолжить учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию Работать над расширением диапазона и силой звучания голоса Основы театральной культуры Познакомить с понятиями « вежливость», «тактичность», «деликатность» Театральная игра Снимать зажатость, скованность.Согласо-вывать свои действия с другими детьми. Ритмопластика: Добиваться соответствующего настроения. Следить за движениями, Чтобы не было лишней суеты, толкотни, жестикуляции Культура и техника речи Отрабатывать интонацию, улучшать дикцию Работать над силой звучания голоса. Основы театральной культуры Сыграть одни и те же эпизоды в разных темпах и сравнить Театральная игра Прочитать выразительно текст и обсудить характеры героев. Ритмопластика: Определить местонахождение каждого героя при выступлении. Культура и техника речи Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито Основы театральной культуры Раскрыть индивидуальные особенности ребенка, учить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям Театральная игра Учить действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров Ритмопластика: Развивать воображение, учить в движениях показать разные состояния человека (молодость и старость) Культура и техника речи Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление Основы театральной культуры Вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогать им преодолеть застенчивость и зажатость. Обобщающее занятие «Чему мы научились?» | Спрятанные проблемы Праздники в жизни человека Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Правила поведения на концерте, в театре, в музее. Театральная композиция «Друг».
Эпизод «Игра в хороших людей» Эпизод «Это уже всерьез» Инсценировка эпизодов Театральное сатирическое обозрение «Маски не из сказки» Сатирическое обозрение «Маски не из сказки Репетиция сатирического обозрения « Маски не из сказки». Инсценировка сатирического обозрения «Маски не из сказки» Чтение и обсуждение рассказов «Старушка», «Две книжки» Образы главных героев рассказов «Старушка», «Две книжки». Репетиция мини спектаклей по рассказам Старушка», «Две книги». Инсценировка рассказов «Старушка», «Две книги» Маленький концерт. | Игры: « Я начну, а ты продолжи» «Кто лишний» «Что изменилось?" Упражнения: «Сравни» «От простого к сложному» Инсценировка «День рождения друга»; « В нашей семье праздник» Игры, шутки, прибаутки. Деловая игра « Ты в театре и в музее» « В нашей семье праздник» Обсуждение и распределение ролей. Репетиция в движении . Конкурс на представление своей роли Выступление перед одноклассниками Обсуждение текста и распределение ролей Изображение героев жестами, мимикой без озвучивания роли Оценивание своих действий и сравнение с другими. Выступление перед 1-б классом Самостоятельное распределение ролей Снятие перенапряжения всех или отдельных групп мышц с попеременным напряжением-расслаблением всего тела Работа с артикуляцион- ным аппаратом, тренировка дикции. Выступление в группе продленного дня 1 классов Выступление на родительском собрании | 13 января 20 января 27 января 3 февраля 17февраля 24февраля 3 марта 10 марта 17 марта 24марта 7 апреля 14 апреля 21апреля 28 апреля 5 мая 12 мая 19 мая |
Результатом практической деятельности по программе «Художественное слово» можно считать следующее:
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- Запоминать заданные позы;
- Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
- Знать 5-7 артикуляционных упражнений;
- Уметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;
- Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
- Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса;
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами, сочинять этюды по сказкам.
Предполагаемый результат:
Развитие психомоторных и эстетических способностей детей;
Воспитание в детях самостоятельности и уверенности в своих силах.
Литература
- Ялянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998 год.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизация // Театр и образование: Сб. научных трудов М., 1992 год.
- Козлянинова И.П. , Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание М., 1995 год.
- Михайлова А.Я Театр в эстетическом в воспитании младших школьников М., 1975 год.
- Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М., 1991 год.
- Уроки театра на уроках в школе / Сост. А.П. Ершова М., 1992 год.
- «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
- «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркомании среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...
Программа кружка для внеурочной деятельности духовно-нравственных бесед и рассказов для детей "Доброе слово"
Духовно-нравственные беседы и рассказы для детей начальной школы...
Программа кружка по русскому языку «В мире слов», 3 класс
Данная Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и календарно-тематическое планирование. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Программа кружка "В мире слов" по воспитанию языковой культуры в работе с одаренными детьми
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения предусматривают разработку образовательным учреждением основных образовательных программ,направленных на выяв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «В мире слов» в 2 класс (2020-2021)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «В мире книг»в 2 «Б» классе...