Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по кружку "Детская риторика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_detskaya_ritorika.docx | 42.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Новокубанский район, г.Новокубанска муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 2 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2013 года
Председатель педсовета
______________ /Д.Д. Еремеев/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Наименование: кружок «Детская риторика»
Срок реализации программы:1 год
Возраст обучающихся: 8 лет
Составитель программы: Шлапак Людмила Николаевна
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Риторика" разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального
общего образования" на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В.
Ладыженской "Риторика" для 1-4-х классов начальной школы и направлена для реализации социального направления внеурочной деятельности ФГОС( по лицензии- социально- педагогической направленности)
Программа "Риторика" дает возможность младшему школьнику познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения
речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности "Риторика" - научить
младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные
коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи:
• формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредмет-
ных) на межпредметном уровне;
• развитие у младших школьников качеств личности, отвечающих требованиям инфор-
мационного общества.
Данная программа реализуется во внеурочной деятельности учащихся в виде занятий факультатива «Детская риторика» и имеет социально-педагогическую направленность.
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики 68 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1. | Общение | 40 | Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. | ||
1.1 | Чему учит риторика | 6 | 1 | 5 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания . Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. |
1.2 | Как мы говорим | 19 | 7 | 12 | Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. |
1.3 | Учусь слушать | 8 | 4 | 4 | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения . Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения . Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст . Анализировать несловесные средства, используемые говорящим. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. |
1.4 | Вежливая просьба | 4 | 1 | 3 | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения. |
1.5 | Учусь читать и писать | 3 | 1 | 2 | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) |
2. | Текст | 28 | |||
2.1 | Тема и основная мысль | 7 | 4 | 3 | Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст . Выделять опорные слова в тексте . Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам. |
2.2 | Типы текстов | 1 | 1 | - | Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются. |
2.3 | Пересказ | 5 | 1 | 4 | Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно . Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста . Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам . Составлять план текста для пересказа. |
2.4 | Рассуждение | 3 | 3 | - | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры. Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников. Различать точные и неточные рассуждения . |
2.5 | Описание | 10 | 2 | 8 | Определять тему, основную мысль описания . Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент Сочинять загадку, в основе которой лежит описание. |
2.6 | Речевой этикет | 2 | 2 | - | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры . |
68 | 27 | 41 |
Содержание программы
Общение
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Предполагаемые результаты реализации программы
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия ре-чевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учѐт особенностей разных коммуникантов.
–формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
–пользоваться приѐмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
–отличать подробный пересказ от краткого;
–знать два основных приѐма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приѐмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
–пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
–реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определѐнной структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предме-тов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, ис-пользовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения постав-ленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать еѐ особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного обще-ния;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грам-матических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежли-вого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, примени-тельно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, ос-новной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержа-ние рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы и виды контроля
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый:
- публичные выступления ребёнка;
- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
- решение риторических задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения учителя во внеурочное время)
- Самооценка и самоконтроль определение учеником грани своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Методические рекомендации
Программа подготовлена для детей 8 лет. Её реализация рассчитана 68-часовой курс, в котором около половины отведенного времени составляют практические задания. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа во внеурочное время. Количество обучающихся в группах – 20-25 человек.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд: Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 1 класса. В 2 ч.-М.: Издательство «Ювента», Издательство «Баласс», 2011. | 30 |
2. | Печатные пособия | |
3. | Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экспозиционный экран. | 1 1 1 1 |
4. | Экранно-звуковые пособия | 5 |
5. | Игры и игрушки | 6 |
6. | Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т. п. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 15\30 1 6 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от « 27 » августа 2013 года Руководитель МО МОБУГ №2 ______________Н.Н.Разумная
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР
_______________Е.В. Бондаренко 31 августа 2013года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...