Методическая разработка в 3 «г» классе коррекционной школы
методическая разработка (3 класс) по теме
Методическая разработка по теме "Формирование поведенческих и речевых навыков у детей с задержкой психического развития"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка в 3 «г» классе коррекционной школы
по теме «Формирование поведенческих и речевых навыков у детей с задержкой психического развития».
Подготовила воспитатель ГПД Редкоус Н.П.
Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима общекультурная основа- нравственная культура,которая является условием осмысления жизни, душевного здоровья личности. Культура человека- это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается своему ребенку. Далее- школа, где от педагога зависит будущее общества. Правила приличия не всегда едины, но их соблюдение необходимо, т.к. это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Нравственные нормы- своеобразный регулятор поведения. Норма, выработанная в опыте , прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.учитывая особенности и сложности , проявляющиеся в поведении детей с задержкой психического развития, я начала работать по данной теме. Нередко в классе между детьми возникают конфликты, ссоры, и дети используют ненормативную речь, грубые выражения. Для решения этой проблемы мною были поставлены следующие задачи:
- Воспитание культуры поведения учащихся в школе, в общественных местах и во взаимоотношениях сверстниками между собой и учителями.
- Воспитание и развитие умения дружить.
- Развитие навыков общения, культуры речи, поведенческих норм.
- Помощь в анализе своего поведения.
Решение этих задач предусматривает тесное сотрудничество родителей и школы. В своей работе для получения желаемого результата, я использую разные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
- Создание библиотеки с подборкой литературы по формированию нравственности и культуры поведения детей.
- Создание видеотеки ( см приложение).
- Организация совместной деятельности родителей с детьми в форме специально созданных занятий и мероприятий.
- Использование групповых бесед по вопросам правильной речи и культуры поведения учащихся.
- Использование метода «Книготерапия» с драматизацией, обсуждением, обыгрыванием отдельного произведения.
- Проведение заседания «Круглый стол» с родителями, где обсуждаются полученные результаты и ставятся новые задачи, исходя из особенностей детей.
- Создание совместно с родителями, картотеки памяток для детей с правилами культурного поведения в разных ситуациях (дом, школа, общественные места).
Учитывая общешкольную программу по работе с семьей по данной тебе, я разработала план работы с родителями и детьми на учебный год.
План работы.
1 четверть
«Я- ученик».
Цели и задачи.
- обратить внимание учеников на отношения их к учителям и одноклассникам;
- вырабатывать правила поведения в школе и классе;
- помочь учащимся научиться смотреть на себя со стороны, анализировать свое поведение.
Сентябрь.
- Беседа «Как я провел лето».
- Обыгрывание ситуации «Встреча друзей».
- Составление коллажа «Летний отдых» (совместно с родителями).
Октябрь.
- Обыгрывание ситуации «Здравствуйте, я пришел» (правила поведения в библиотеке, в столовой, гардеробе).
- Обсуждение рассказа, придуманного воспитателем «Как Федя провел свой день в школе».
- Просмотр фильма «Витя Малеев в школе и дома».
- Совместное рисование «Прогулка в осенний парк».
- Памятка о правилах поведения в школе (составленная совместно с родителями) для детей.
Памятка №1, составленная родителями
«Правила для детей , регулирующие их отношения между собой и взрослыми»
- Умей сдержать свое слово и обещание.
- Не обещай, не подумав. Можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, классу, коллективу.
- Если пообещал, а потом понял, что не можешь выполнить обещание, сразу честно скажи об этом.
- Если не научился держать слово , выполнять обещания и порученные обязанности, то начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.
- Не перекладывай свою вину на другого .
- Не будь равнодушен к людям.
- Не бойся предлагать свою помощь другим. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым , больным, пожилым.
- Не мешай окружающим тебя людям отдыхать и работать.
Памятка№ 2, составленная родителями
«Правила поведения ученика»
- Внимательно слушай учителя, старательно решай задачи, делай упражнения. Тогда дома тебе будет легко выполнить домашнее задание.
- Не вертись за партой, не отвлекайся. Это мешает ученикам и отвлекает учителя.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Недопустимо во время урока жевать. Для еды существует перемена. Кроме того, ты можешь испачкать тетради и учебники.
- Собирай портфель с вечера, на уроке у тебя должно быть все необходимое.
- Не забывай: чистота и порядок в классе - это здоровье твое и твоих товарищей. Следи за чистотой в классе, не сори, убирай за собой, не забывай о сменной обуви.
- Береги школьную мебель и свои учебники - они послужат другим детям.
2 четверть.
«Дружба и товарищество».
Цели и задачи:
- воспитывать и развивать умения учеников дружить;
- развивать навыки общения: обратить внимание на культуру речи, на форму приветствия;
- учить быть корректными в спорте и играх, уметь анализировать свое поведение;
- учить ценить и беречь своих друзей, дорожить дружбой.
Ноябрь.
- Беседа «Умеем ли мы дружить?»
- Чтение рассказа о дружбе В.Осеевой «Три товарища»
- Рисование «Портрет друга».
Декабрь.
- Беседа «Какой я друг» - взгляд со стороны.
- Чтение Н.Булгаков «Анна, не грусти».
- Инсценировка (совместно с родителями) р.н.с. «Два жадных медвежонка» .
- Выставка работ (выполнена совместно сродителями) «Мой новогодний подарок другу».
- Памятка о дружбе и товариществе (составлена совместно с родителями)
Памятка №3 составленная совместно с родителями для детей.
«Правила настоящей дружбы».
- Помогай товарищу: если умеешь что-то делать - научи его, если товарищ попал в беду - помоги ему чем можешь.
- Делись с товарищем: если у тебя есть интересные книги или игрушки - поделись с другими ребятами или с теми, у кого этого нет.
- Играй и работай с товарищами так, чтобы у всех было одинаково, не забирай себе все самое лучшее.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое.
- Хорошо дружить - это значит говорить друг другу правду; если друг в чем-то неправ - скажи ему об этом.
- Не хвастайся! Хвастовством не приобрести новых друзей, но очень легко потерять старых.
- Не ссорься с товарищами, старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у ебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - радуйся их успехам; если поступил плохо - не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания от других товарищей.
3 четверть.
«Мой дом, моя семья»
Цели и задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей семье, к предкам, развивать интерес к семейной родословной;
- прививать детям семейные ценности, повышать культуру быта;
- учить детей заботиться о своих родных, воспитывать желание доставлять им радость.
Январь.
- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
- Беседа на тему: «Что значит для меня моя семья?» «Мои обязанности в семье».
- Выставка рисунков «Моя семья» (выполнена совместно с родителями).
Февраль.
- Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».- обсуждение. Разыгрывание ситуации «Как бы поступил ты?».
- Рисование совместно с родителями «Мое родословное дерево».
- Составление рассказов на тему «Папа может…».
- Выставка совместных поделок «Умелые руки не знают скуки». (подарки для пап и мам).
Март.
- Составление рассказов на тему «Моя мама» с использованием фотографий выставки «Это мамочка моя».
- Просмотр фильма «Мама», инсценирование ситуации «Как я поздравил маму».
- Чтение В.Осеева «Сыновья»- обсуждение.
- Спортвный праздник (совместно с родителями) «Мама, папа, я- спортивная семья!».
Памятка №4 , составленная родителями для детей.
«О правилах поведения дома и в семье».
- Проявляй уважение и заботу к своим родителям и близким тебе людям.
- Следи за своим поведением и речью, чтобы не обидеть родных тебе людей.
- Принимай активное участие в жизни семьи.
- Имей и выполняй свои обязанности по дому, всегда будь гоотов оказать помощь своим родным.
- Будь вежливым и примерным в отношениеи со старшими.
- Не ябедничай на своих братьев и сестер, учись жить в мире и согласиии со своими родными.
- Старайся не шуметь дома, не мешай отдыху старших.
4 четверть.
«Поведение в общественных местах».
Цели и задачи:
- формировать навык культурного поведения в общественных местах;
- анализировать поведение в транспорте, рассмотреть различные ситуации, сделать выводы о правилах культурного поведения пассажиров общественного транспорта;
- обратить внимание учащихся на поведение в театре, музее; научить их вести себя воспитанно в этих местах;
-раскрыть понятия: культурный, вежливый, галантный человек.
Апрель.
- Беседа «Чего нельзя допускать в общении с людьми?»
- Чтение В.Осеева «Волшебное слово».
- Беседа «Научись смотреть на себя со стороны»- проигрывание ситуации «Я - пассажир».
- Ролевая игра «Мы едем, едем, едем…» (совместно с родителями).
- Памятка, разработанная совместно с родителями для детей «Поведение в общественном транспорте».
Памятка №5 (составленная совместно с родителями)
«Правила поведения в общественном транспорте».
- При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед пожилых людей и женщин.
- Не останавливайся у входа, не задерживай проход пассажиров, проходи в середину салона.
- Уступай место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.
- Не входи в транспорт с едой и напитками.
- Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
- Неприлично громко разговаривать, смеяться, жестикулировать и спорить с друзьями.
- Входя в транспорт, необходимо снимать портфели и рюкзаки, чтобы не зацепить ими пассажиров.
- Не занимай место для пассажиров сумками и пакетами.
- Готовься к выходу заранее. Спроси : «Вы выходите на следующей остановке?» , «Извините», «Спасибо» сделают поездку приятной для всех.
Май .
- Беседа «Поведение в общественных местах».
- Чтение Н.Носова «Замаска». Игровое задание «Измени конец рассказа».
- Чтение стихотворения А.Барто «В театре». Инсценировка совместно с родителями «Я в театре».
- Игра «Хорошо - плохо». Просмотр кинофильма Г.Остера «Вредные советы».
- Памятка, составленная родителями для детей «Поведение в театре, музее, концертном зале».
Памятка №6 составленная родителями для детей.
«Правила поведения в музее, театре, концертном зале».
- Посещение театра, музея, концертного зала можно считать выходом в свет, поэтому одеваться нужно нарядно.
- Верхнюю одежду и большие сумки необходимо оставлять в гардеробе.
- В музее, театре и концертном зале нельзя разговаривать громко, чтобы не мешать другим посетителям. Нельзя пользоваться мобильным телефоном.
- К своему месту в зрительном зале следует проходить лицом к сидящим.
- Нельзя заходить в зал музея или концертный зал с едой и напитками, необходимо пользоваться буфетом.
- Нельзя мусорить в общественных местах.
- Нельзя трогать руками музейные экспонаты и прикасаться к стеклам витрин. Старайся встать так, чтобы и другим посетителям было все видно.
Круглый стол.
Тема «Взаимосвязь культурного поведения и речевого общения детей».
Цель: обобщить наработанный совместно с родителями материал по формированию у детей правил культурного поведения.
Подготовка.
- Наглядность, выступления детей.
- Выбор выступающих .
- Выставка детских работ по данной теме.
Повестка дня.
- Выступления детей (инсценировка рассказа) В.Осеевой «Волшебное слово».
- Выступление психолога Нечаеовй О.А.
Доклад на тему «Особенности формирования навыков культурного поведения у детей с задержкой психического развития».
- Опыт работы педагога Редкоус Н.П. «Формы работы с детьми с девиантным поведением».
- Опыт семейного воспитания . Выступление родителей по данной теме.
Выводы и задачи для дальнейшей работы.
В результате проведенной работы, была отмечена определенная динамика в поведении детей. Они стали более дружелюбными, менее конфликтными, пытаются самостоятельно решать конфликтные ситуации. У учащихся сформировалось понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям.
В дальнейшей работе необходимо закреплять и развивать уже полученные результаты. Так же следует уделить особое внимание тем учащимся, которые переносят пример негативного, неблагоприятного отношения в семье во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. С такими семьями неоходимо работать совместно с психологами, социальным педагогом и классным руководителем.
В работе была использована следующая литература:
- Н.Е.Богуславкая Н.А.Купина «Веселый этикет»
- Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности»
- О.В.Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе».
- Г.Н.Жукова «Нравственные беседы с детьми».
- О.Александрова «Уроки вежливости».
- З.А.Михайлова «Библиотека программы Детство», РГПУ им.А.И.Герцена
- И.В.Бычков «Сказкотерапия».
- Н.Пермикова «Как Кис и Тяф стали друзьями, Или простые правила клммуникации».
- Е.А.Фисова «Сказкотерапия как метод коррекции аффективного поведения ребенка».
- Д.Ю.Соколов «Сказки и сказкотерапия» журнал практического психолога.
Картотека произведений для чтения детям.
- Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
- А.Л.Барто «В театре», «Три очка для старичка», «Сережа учит уроки».
- Н.Булгаков «Анна, не грусти».
- Л.Гераскина «В стране невыученных уроков».
- Ю.Ермолаев «Два пирожных».
- М.Зощенко «Золотые слова».
- В.В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
- И.Крылов «Лебедь, рак щука», «Зеркало и обезьяна».
- В.Драгунский «Тайное становится явным», «Хитрый способ», «Главные реки».
- Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
- Н.Носов «Телефон», «Федина задача», «Замазка», «Огурцы», «Затейники», «На горке», «Приключения Незнайки».
- В.Одоевский «Мороз Иванович».
- Г.Остер «Вредные советы».
- В.Осеева «Волшебное слово», «Три товарища», «Сыновья», «На катке», «Бабка».
- Р.Погодин «Кирпичные острова».
- А.Толстой «Приключения Буратино».
- Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес».
- К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
- Л.Толстой «Лев и собачка», «Старый дед и внучек».
- Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка».
Фильмотека для просмотра детям.
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Р.Н.Сказка «Аленький цветочек».
- «Алеша Попович и Тугарин змей».
- «Мама»
- «Каштанка».
- «Лев и собачка».
- «Дядя Степа».
- «Простоквашино».
- «В стране невыученных уроков».
- «Волшебник изумрудного города».
- «Приключения Буратино».
- «Приключения Незнайки».
- «Витя Малеев в школе и дома».
- «Вредные советы».
- «Мойдодыр».
- «Федорино горе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"
В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида...
Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»
Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...
Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»
laquo;Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»...
Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....
Методическая разработка. Конспект урока "Насекомые. Пчела" по предмету "Мир природы ", 4 класс коррекционной школы VIII вида.
Цель: ознакомление с известными насекомыми, составление описательного рассказа по плану. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ТЕМА «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО» Для обучающихся 1 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)
Данная разработка предназначена для учащихся коррекционной школы (для 1 класса). Задачи урока - развитие устной связной речи у учащихся. Развитие слухового восприятия. Пополнять и обогащать пасс...