Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»
методическая разработка
«Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»
Марк Аврелий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_v_korrektsionnoy_pedagogike.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки»
Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»
Учитель: Ершова О.А.
2016-2017 учебный год
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
«Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»
Марк Аврелий
Лечение движением (кинезотерапией)
Образовательная кинесиология «гимнастика мозга» - отличный метод, содействующий преодолению межполушарной ассиметрии мозга, что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. (М. А. Поваляева, 1997)
Дети с речевыми проблемами испытывают сложности в овладении письменной речью и чтением. Для построения наиболее оптимальной психолого - педагогической коррекционной работы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения.
При обучении чтению, письму могут возникнуть следующие трудности:
- понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов*
- замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;
- сложности в написании букв, «дрожание букв»;
- неправильное чтение похожих по начертанию букв.
Анализ психологических причин, лежащих в их основе, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения: несформированность зрительно - двигательных координаций, пространственного представления, нарушение моторики. У многих детей с доминирующим неустойчивым эмоциональным состоянием могут проявляться следующие качества: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тревоги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью. Передо мной возникла задача найти нетрадиционные формы работы,
направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в коррекционную работу включена образовательная кинесиология «гимнастика мозга», методика П. Дениссона.
«Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, они помогают обучающимся любого возраста раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности. 5-7 минут занятий дают высокую умственную энергию. Доказано, что «гимнастика мозга» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.
Далее предлагаются три типа упражнений в инструктивном изложении.
1 тип. Упражнения, помогающие использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
1.1. Упр. «Перекрестные шаги и прыжки» можно под музыку. Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
1.2. Упр. «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге знак бесконечности, теперь левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1.3 .Упр. «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш и ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх - вниз;
- разводя в разные стороны.
1.4.Упр. «Алфавит, восьмерками».
Выпишите буквы в ленивые восьмерки, размещая их следующим образом:
- симметричные, т.е. х, ф в центр восьмерки;
- ассиметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, д, у, ц, э, я.
- ассиметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т, е, ё, с, в, к, ю,
1.5 Упр «Слон».
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед. Рисуйте «ленивую восьмерку» в .воздухе. Повторите то же другой рукой. Овладевая упр. Ребенок проговаривает слова «Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне ниаогда не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, расслабляют шею, глаза».
- Упр. «Вращение шеи».
После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
1.6 Упр. «Скороговорки».
- Купи кипу пик, (Произносим скороговорку с одновременным движением рук.)
Руки лежат на столе как на клавишах. Начинаем в медленном темпе, а затем ускорение.
- Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.
Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).
3: Полили ли лилию?
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.
- Восемь сцепщиков цепляют цистерны.
Большие и указательные пальцы обеих рук образуют 2 кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Кулаки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром. Кулачки трутся друг о друга. Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.
6 . Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок.
Попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Руки на уровне рта. Все десять пальчиков «бегают по рту и от него, имитируя игру на трубе».
- Пекарь пек калачи в печи.
Пальцы вместе, ладони слегка согнуты «горкой», правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняем местами.
- В такси таксе тесно.
Сомкнуть руки в замок, вытянуть перед собой, образовав кольцо. Выгнуть руки обратной стороной ладонями наружу, сохранив «замок». Смена рук - на каждое слово.
10. Раз - дрова, два- дрова, три- дрова. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, затем указательные, потом средние.
11. Водовоз вез воду из-под водопровода.
Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произнесением скороговорки праваярука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.
12. Уточка - вертихвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
Предплечье - вертикально. Ладонь - под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя - к себе.
- Купи юту пик. Кипу пик купи.
Руки лежат на столе как на клавишах. Удар по столу большими пальцами обеих рук и т.д.
- От топота копыт пыль по полю летит.
Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.
- Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.
Ладони вертикально поставлены друг к другу: правая - распрямлена, а пальцы левой образуют щепотку и упираются в правую ладонь. С одновременным произношением слов- ладони «меняются местами».
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Поочередно кулачки - на стол, затем - ладони ребром, потом- раскрытые ладони на стол. Движения меняются на каждое слово.
- Полили ли лилию, видели ли лилию?
См.№3. ладони вновь смыкаются, руки поднимаются вверх, образуя кольцо - «портрет».
- Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Обе ладони лежат на столе. Правая - вниз, левая - вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются «ролями»: правая - вверх, левая - вниз.
- Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Обе ладошки лежат раскрытыми на столе. Затем то левая сжимается в кулак, а правая- распрямляется, то наоборот.
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу: на правой руке, на левой, на обеих одновременно.
- У ежа- ежата, у ужа- ужата.
Три положения рук на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упр. Выполнить ладонью правой, руки, затем левой, и обеими ладонями одновременно.
- Еле- еле Елизар едет- едет на базар.
«Играем на пианино»- держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2,1-3,1-4,1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
- Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар. Руки вытянуты вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую приставить к ней ладонью. Менять положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
- Лара у Вали играет на рояле.
Руки положить ладонями на стол, левую сжать в кулак. Синхронно, без напряжения менять положение рук.
- Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок. Одновременно поворачивать ладони вверх- вниз как можно быстрее. При этом руки совершают зеркальные движения.
- Дарья дарит Дине дыни.
Правая рука гладит по голове. Левая рука выполняет круговые движения по животу. Затем руки меняются.
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала попеременно.
Кисти рук лежат на столе. Задание в отстукивании ритма, указательным пальцем правой руки и левой с плавным переходом от одной руки к другой.
- До города дорога в гору, от города с горы.
Упр. «колечко». Большой палец смыкается с указательным, образуя колечко и т.д, потом в обратном порядке.
- Еле- еле Лена ела, есть из лени не хотела.
Локти опираются на стол, ладони - свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая- тыльной стороной).
- Соня Зине принесла бузину в корзине.
Ладони обеих рук прижаты друг к другу, поставлены на ребро. Затем ровно ложатся на стол.
- Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. Хлопок в ладоши.
Ударяем правой ладонью по столу. Хлопок в ладоши. Ударяем левой рукой по столу. Хлопок в ладоши. Ударяем обеими ладонями по столу.
- Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и умны.
Пальцы правой руки собраны в щепотку, левая ладонь ловит кончики правой, затем ладони меняются.
2тип. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождаться от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
Интерпретированный и адаптированный вариант работы по методу Ключ Хасая Алиева «5- минутная синхрогимнастика».
Было установлено, что простейший дуть к синхронизации сознания и подсознания проходит через движение, а наиболее синхронизированы дети. Поэтому в основу комплекса заложены 4 движения из нашего детства. «Синхрогимнастика» - позволяет одновременно не только синхронизировать полушария мозга, но и значительно ослаблять возникающую напряженность тела, снимая мышечные блоки на довольно длительное время. Все движения нужно выполнять расслабленно, в удобном темпе. Усилие нужно прикладывать только в конце каждого движения. .
2.1. «Обнимашки».
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. С размаху хлопайте себя по спине ладонями накрест, чередуя. Руки расслаблены. Делаем 24-28 циклов. Работают грудные и межлопаточные мышцы. Разминается нижняя затылочная зона. Рекомендуется сделать 20 циклов перед контрольной или экзаменом.
- «Лыжник».
Поднимите расслабленные руки вверх немного за спину. Опустите руки махом по дуге резко вниз, словно отталкиваетесь лыжными палками. Синхронно с движением делаете наклоны головой: при опускании рук- вниз, а при подъеме- вверх. Делаете 24-28 циклов. Работают мышцы плечевого пояса и межлопаточной зоны. Разминаются шейная и затылочная зоны.
- «Шалтай- Болтай».
Руки опущены и расслаблены. Делайте скручивающие повороты вправо- влево. Опущенные руки свободно залетают за спину. Синхронно совершаете повороты головы. Один цикл - это поворот вправо и влево. Делаете 24-28 циклов. Разминается поясничная и позвоночная зоны.
- «Танец».
Свободная расслабленная стойка. Шаг вперед правой ногой и следом - мах левой ногой вперед- вверх- вправо. Возвращаясь в и. п. делается 5- 6 циклов.
Зтип. Упражнения, повышающие энергию тела «Музыкотерапия».
Цель: создание положительного эмоционального фона; снятие фактора тревожности; развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевой функции.
Для этого нужно:
- Использовать для прослушивания то произведение, которое нравится детям;
- Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.
3. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, затем жизнерадостное, бодрящее.
Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.
Таблица функциональной направленности упражнений «Гимнастика мозга».
Упражнения | Активное слушание | Понимающие чтение | Письмо | Математика | Выполнение д/з | Творческое мышление | Выполнение контрольных работ | Быстрое Чтение | Координация тела |
Перекрестные шаги | + | + | + | + | + | ||||
Ленивые восьмерки | + | + | |||||||
+ | |||||||||
Двойной рисунок | + | + | + | + | |||||
Алфавит восьмерками | + | + | + | ||||||
Слон | + | + | + | ||||||
Вращение шеи | + | + | + | ||||||
- |
В работе с детьми педагогам рекомендуется системно применять упражнения «гимнастики мозга» для тренинга определенных функций.
Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности. Высшим достижением педагогов, работающим по предлагаемой методике, будет обучение этим упражнениям ребенка, так, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор упражнений. Например, при выполнении домашнего задания или контрольной работы.
Работа Пола Дениссона и Гейла Дениссона является совершено новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинесиологии - науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.
Список литература
- Педагогическая диагностика и коррекция речи /под ред. М. А. Поваляевой издательство Ростовского гос. пед. ун-та, 1997. - 296 с.
- Поваляева М. А., Караханян JI. Р. Поиск нетрадиционных
методов в коррекционной педагогике. Изд - во РГПУ, 1997. - 70 с
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /сост. М. А. Поваляева. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006. - 349с.
- Чупаха И. В., Пужаева Е. 3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе. Москва: Изд - во «Народное образование», 2006. - 399 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"
П л а н работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...
Методическая разработка «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творче...
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"
В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....
Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»
Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...
Нетрадиционные упражнения на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
В этих методических рекомендациях спец-иалисты и родители могут найти нетрадиционные упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях ,а также дома для помощи детям, нуждающимся...
Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей"
Актуальность данной темы связана с тем, что:во-первых, школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое необходимо для усвоения детьми новых знаний;во-вторых,...
Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
Фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике...