Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"
методическая разработка по логопедии
В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом .
Логопедическая работа включает в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого дыхания завершается.
Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
- формирование навыков правильного речевого дыхания;
- укрепление мышц лица и грудной клетки;
- улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
- развитие фонационного (озвученного) выдоха;
- выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
- профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
- повышение умственной работоспособности детей;
- нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
- закрепление лексических тем и грамматических категорий;
- стимуляция интереса к занятиям.
Требования к проведению дыхательной гимнастики:
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда не должна стеснять движений;
• не заниматься сразу после приема пищи;
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Упражнения.
«Мячик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
«Качели»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.П: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз,
на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
«Рубим дрова»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз,
корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
«Ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно
ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
«Надувам шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем
медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть
в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская
руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад.
Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие
листочки с какого дерева упали.
«Гуси»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох –
опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох,
скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох
«Курочка»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох),
а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ко-ко-ко».
.
«Тянись»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
«Каша»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.П: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди.
Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох,
опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох.
При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Воздушный шар»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Наоборот»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п: - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).
Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Дудочка»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.П: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
«Футбол»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Кто дальше загонит мячик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика
(разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты).
Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
или мельницы из песочного набора.
«Бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так,
Чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Птица»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько
секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
«Заблудился»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15),
надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё
немного, дыша носом.
«Лягушки»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе.
Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:
слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
«Воины»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и
открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может
«руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Основные задачи коррекционной работы учителя - логопеда в ДОУ.
Родительское собрание....