Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"
методическая разработка по логопедии

Соколова Юлия Александровна

В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"

        Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания.  Дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом .

Логопедическая работа включает в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого дыхания завершается.

Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

  • формирование навыков правильного речевого дыхания;
  • укрепление мышц лица и грудной клетки;
  • улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
  • развитие фонационного (озвученного) выдоха;
  • выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  • тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
  • профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
  • повышение умственной работоспособности детей;
  • нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
  • закрепление лексических тем и грамматических категорий;
  • стимуляция интереса к занятиям.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

 температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

 одежда не должна стеснять движений;

 не заниматься сразу после приема пищи;

 не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

 воздух набирать через нос

 плечи не поднимать

 выдох должен быть длительным и плавным

 необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Упражнения.

«Мячик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

«Качели»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.П: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз,

на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Рубим дрова»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх.

Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз,

корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.

Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно

ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый

сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надувам шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.П: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем

медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть

в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская

руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие

листочки с какого дерева упали.

«Гуси»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох –

опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.П: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох,

скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох

 «Курочка»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.П: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох),

а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ко-ко-ко».

.

«Тянись»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики» AutoShape 2

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.П: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

«Каша»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.П: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох,

опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох.

При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шар»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.П: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.

Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.

Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно

приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Наоборот»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п: - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.

С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.

С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.

После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).

Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Дудочка»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.П: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Футбол»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Кто дальше загонит мячик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика

(разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты).

Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

И.П: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох

через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки

или мельницы из песочного набора.

 «Бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.

Предложить ребенку подуть на бабочку так,

Чтобы она полетела (при этом следить,

чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Птица»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько

секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«Заблудился»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите

"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

 «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15),

надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё

немного, дыша носом.

«Лягушки»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе.

Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:

слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

«Воины»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и

открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может

«руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...