№ п/п | Название слайда | Содержание урока |
| Солнышко | 1. Организационный момент, настрой на рабочий лад. В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. |
| «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» | а). Работа с эпиграфом. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова: Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту! - Ребята, как вы думаете, что такое добро? (дети говорят то, что они думают о добре, доброте) |
| Словарная работа.
Добро Зло | б). Словарная работа. Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое добро. А более точно посмотрим в «Толковом словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение) Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». - А что такое зло? - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? |
| Сообщение темы и цели урока.
| Тема сегодняшнего урока «Добро и зло».
|
| Поступки людей | Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы так поступаете? Назовите поступки, которые вы считаете злыми.
|
|
| Чтение текста учебника «Основы светской этики» (стр. 12 - 13) |
| Работа с дополнительным текстом.
| Чтение и анализ притчи В. Сухомлинского (Читает учитель) - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Как поступают первый, второй и третий проезжие?
(первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный) - В чем вы видите разницу между их поступками?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
- Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)
- Какое качество автор считает главным для человека?
- Согласны ли вы с автором?
- Почему притча называется «Обыкновенный человек»?
- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)
(Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни). |
|
| Вывод: Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один. Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю. Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться. Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым? -Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем. Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться. |
| Физкультминутка | Упражнения на разминку. |
| Портреты философов и их высказывания. | г). Работа с высказываниями писателей. - Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу? «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес) «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо) «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир) «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль) «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин) |
| Заставка | 5. Прослушивание песни «ДОБРОТА» в исполнении В. Мигули Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить? |
| Работа в парах. | 6. Группировка понятий. Работа в парах. На парте лист, разделенный на две части: зло (слова уже записаны, прочитайте их, подумайте над их смыслом) – добро. Запишите подходящие слова в графе добра. - Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- Пред нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.
Добро Внимательность к людям Помощь Отзывчивость Вежливость Верность Сердечность Порядочность Совестливость Благодушный Мягкосердечный Добрососедство Доброжелательность Любовь к людям Щедрость Взаимовыручка Уважение Понимание Улыбка Радость за других Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. |
| Релаксация | Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй! Лучами земля опоясана, Тут хитрости вовсе не нужно особой. Цветами земля опоясана, Понять и исполнить желанье другого – Ходите дорогами ясными, Одно удовольствие, честное слово! Летайте высокими трассами, Орбитой любви и привета Пусть мчится вся наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом! - Давайте листок со злом скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы никогда не делать зла! А все доброе – сохраним для себя. |
|
| Вывод: главное человеческое качество – доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого. Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно. |
| Домашнее задание | Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче. Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Читать учебник (стр.12-13) |