Лекторий для родителей 1-2 классов Тема: «Семейные традиции и их роль в воспитании младших школьников»
методическая разработка по теме

Лекторий для родителей 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

        Лекторий для родителей

                1-2 классов

    Тема: «Семейные традиции и их роль в  

          воспитании младших школьников»

                                   

                                                 Ответственный учитель:

                                                                                       

                                                 Малышева Татьяна Сергеевна

                                                         

Во время подготовки к лекторию проводится анкетирование учащихся.

                                                               

                                                        Анкета

  1. Вы любите домашние праздники?
  2. Какие традиции принято отмечать в вашей семье?
  3. Какой твой самый любимый праздник, который проводят у вас в семье?
  4. Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?
  5. Что на таком празднике вам запомнилось?

                                           Пословицы к лекторию

  1. На что и клад, коли в семье лад.
  2. Семья – печка: как холодко, все к ней собираются.
  3. Дружная семья и землю превращает в золото.

4.               Не нужен клад, когда в семье лад.

5.               Дом вести - не бородой трясти.

6.               Каково на дому – таково и самому.

7.               В гостях хорошо, а дома лучше.

8.               Когда семья вместе, и сердце на месте.

9.               Дом красив не углами, а пирогами.

10.             В родной семье и каша гуще.

11.             Согласную семью и горе не берёт.

12.             В семье любовь да совет, так и нужды нет.

13.             Дружная семья и землю превращает в золото.

14.             Дети не в тягость, а в радость.

Фонограмма песни «Родительский дом»

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

                                                                                           Антуан де Сент Экзюпери

      Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

      Есть хорошая песня, а в ней такие слова:

Дом, как известно

Всем давно, это не стены, не окно.

Даже стулья за столом, это не дом.

Дом – это там, куда готов ты возвращаться

Вновь и вновь, яростным, нежным, добрым, злым, еле живым…

Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, где ты

Забудешь о плохом – это твой дом!

     Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у каждого ребёнка есть семья, есть родительский дом.

- Как вы думаете, все семьи одинаковые?

- Конечно, нет.

- А чем они отличаются?

     Верно. Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

    Да, верно. Традициями, тем, что передаётся из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается, кто я? Откуда я? Откуда мои корни?  

     Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.  

   Сегодня у нас пойдёт разговор о семейных традициях и праздниках.

   С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других чрезвычайных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом»- поётся в одной из песен.

Фотографии учащихся – участников фестиваля «Русская душа»

    В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Сейчас мы узнаем, сколько праздников и какие отмечают наши семьи.

     Жизнь человека хороша и трудом, и праздниками, самыми разными – всемирными, государственными, религиозными, городскими, школьными, семейными, спортивными, и, конечно, личными. И вообще, всякий праздник должен стать личным для человека, иначе он и не будет праздником.

     Семейные традиции – это не только праздники, хотя о них мы будем говорить больше всего. Это и торжественный обед в воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

     Если 1 сентября вы с ребёнком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить ёлку угощениями для зверей и птиц, или 9 Мая по-особому поздравляете соседа-ветерана или прадедушку – всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

      Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребёнка?    

      Хочу прочитать вам письмо от одной мамы: «У меня вышел спор с соседкой. Моему сыну исполнилось 7 лет, и я хотела отметить его день рождения. А соседка меня смутила: «Зачем баловать ребёнка? Что он, взрослый? Вот вырастет, тогда и будет праздновать свой день рождения».

Я поспорила с ней, а теперь и сама потеряла уверенность. Нужно ли это делать? Может, ограничиться подарком и всё? Давайте вместе обсудим:

- Нужны ли праздники для детей в семье?

- Могут ли помочь праздники в воспитании у ребёнка положительных черт характера?

    Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит своё детство, и он поймёт, что праздник для ребёнка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребёнок считает дни от праздника до праздника.

- А как праздники помогают в воспитании ребёнка?

     Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребёнка. А когда мы рисуем, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

      И ещё: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Как быть, если праздник, например, ваш день рождения. Вам предстоит его отметить в кругу своих друзей, и ребёнок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я буду с вами праздновать?»

- Что вы ответите?

- Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей?

- В каких случаях да, в каких нет?

       

      Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают сами для себя. У взрослых свои интересы, свои разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно. А бывает, мы любим демонстрировать способности своего ребёнка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно себя чувствуют робкие ребята. Заставлять их выступать не следует.   Гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда им это выпадет сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом.

     Один из важных семейных праздников – день рождения Вашего ребёнка.

 Ситуация. Встретились две мамы, разговорились. «У моего сына через 2 дня будет день рождения», делилась радостно одна из них. – Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют.»

- И всё? – поинтересовалась собеседница.

- А что ты мне ещё посоветуешь? Что мне клоуном перед ними быть?

- Чтобы вы посоветовали, если бы вас спросили некого совета?

     В каждой семье дни рождения празднуют по-своему.

- Как вы думаете, будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

     

       В свой день рождения ребёнок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребёнка. Пусть он видит, насколько подрос за год.

      Неплохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребёнка одного или в кругу семьи.

     

      Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребёнком, как пригласить гостей,- это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей, аппликации снеговика, ёлки, солнышка, цветка.

     

       Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Можно приготовить простенькую таблицу и вывесить её для всеобщего обозрения. В эту таблицу вы будете записывать результаты конкурсов. Таблица ( на ватмане) в конце праздника будет примерно выглядеть так:

Имя

Вес

Кегли

Слух

Кубик

Кольцо

Авто

Число

Вес

Марина

33.5

3

5

7

6

3

1

33.5

Таня

32.0

4

6

3

5

4

2

32.0

Миша

27.4

1

6

6

6

3

4

26.8

Света

29.7

5

4

3

4

5

4

30.3

Лена

34.1

5

2

5

3

5

3

33.9

Денис

35.4

4

5

7

6

6

3

36.4

     Количество строк таблицы соответствуют числу ожидаемых гостей, лучше с небольшим запасом. Число столбцов определяется количеством выбранных вами конкурсов. В каждом конкурсе своя цель: в одном случае надо что-то сделать быстрее, в другом – точнее, в третьем – больше, в четвёртом - аккуратнее. Всё это не совсем удобно сравнивать между собой, чтобы  потом определить абсолютного победителя праздника. Поэтому оценивайте результаты конкурсов в очках или баллах и заносите эти очки в таблицу по мере проведения конкурсов и игр. Потом подводятся итоги, объявляются победители каждого конкурса, победитель в общем зачёте по сумме очков всех конкурсов. Естественно все победители заслуживают награды. Конечно, в качестве призов можно вручить сладости и игрушки. Но, сладости будут съедены. Для чего же они тогда? Игрушек скорее всего ждёт судьба любой новой игрушки: она смешается с остальными и рано или поздно, сломается. Попробуйте сделать медали и дипломы, а игрушки и сладости будут приятным к ним дополнением. Медали можно изготовить самим из материала, который вам подскажет фантазия, а можно купить готовые. Дипломы можно нарисовать самим, они будут неповторимыми, эксклюзивными. Награды приготовьте с запасом, чтобы без них никто не остался.

     Название конкурса и имя победителя вносите в диплом перед награждением в конце праздника, ведь заранее неизвестно, сколько в каждом конкурсе будет победителей. Дети, получившие когда-то такие самодельные награды на наших праздниках, давно стали взрослыми мамами и папами. но у многих медали и дипломы до сих пор украшают стены.

    Если вы всё-таки решились провести на детском празднике небольшие

„ олимпийские игры ”, внутренне соберитесь. Вас ожидают физические, нервные, умственные нагрузки, и ещё многие другие, о существовании  которых вы до этого и не подозревали. Всё это окупится общением с детьми. Вам придётся успевать оценивать конкурсы, следить за очерёдностью выступлений, готовить для очередного конкурса предметы и убирать ненужные. Объяснять условия разных игр, а иногда и демонстрировать свои способности, улаживая недоразумения. И всё это делать с улыбкой. А после праздника помыть посуду. И помните: настроение праздника зависит от вас!

     Вам предстоит провести с детьми несколько конкурсов. Позвольте предложить вам несколько советов:

1.  Не утомляйте детей долгими объяснениями очередного конкурса.

2.  Попробуйте сами выполнить задания намеченных вами конкурсов. Это  

     облегчит объяснение условий конкурсов и их проведение.

3.  Если времени достаточно, предоставьте каждому участнику возможность

     потренироваться, перед очередным конкурсом.

4.  Следите, чтобы азарт и соперничество между детьми не перехлёстывали через

     край. Для этого надо устраивать перерывы на чай, лимонад, пирожные.

5.  Имейте при себе небольшой блокнот для записи промежуточных результатов.      

     Это поможет избежать ошибок и недоразумений.

6.  Все дети, без исключения, очень хотят начинать каждый конкурс первыми.

     поэтому следите за очерёдностью начинающих. В этом помогут пометки в

     блокноте.

7.   Старайтесь не употреблять слова и выражения „проиграл ”, „ промахнулся ”,

      „ последние место ”, „ не получилось ” ; замените их словами „ немного не  

      хватило до победы ”, „ прекрасный результат ”.

8.   Постарайтесь устроить так, чтобы в каждом или, по крайней мере, в    

      некоторых конкурсах был не один, а 2-3 победителя. Желательно, чтобы  

      каждый участник хоть один раз почувствовал вкус победы.

9.   Не устраивайте единоборств, дуэлей.

10. Не устраивайте соревнования по стрельбе из лука, пистолета или ружья, даже

      игрушечного.

11. Не проводите конкурсы, в которых надо что-то съесть или выпить, быстрее

      или больше остальных.

     Итак конкурсы готовы. Праздник начинается.

     Появляется очередной гость. После приветствия и пожеланий гость надувает      воздушный шарик и встаёт на весы. В таблицу записывается имя гостя и его  

начальный вес. И так происходит встреча всех гостей. Украсят праздник и  

сюрпризные моменты. Э то может быть появление сказочного героя –  

взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки или театрализованные

представление с использованием любимых сказок. Они могут появиться из-за самодельной ширмы, макета телевизора или из-за штор. Их приход желателен

до того, как дети сядут за стол – воспользуйтесь тем, что герои сказок могут

напомнить маленьким гостям о правилах поведения за столом.

         Затем – застолье… После салатов, лимонадов, бутербродов, цыплят  

начинается „ спортивная часть ”.

          Какие игры предлагать – зависит от вас. Результаты проведённых конкурсов заносятся в таблицу. Вполне достаточно провести 5-6 конкурсов. Надо только проследить, чтобы среди победителей оказались все участники, чтобы каждый победил хотя бы в одном конкурсе. Останавливаться надо только, когда всем хочется ещё. В этом случае следующий праздник получится тоже весёлым.    

        Всё завершает повторное взвешивание. Конечный вес сравнивается с начальным. Здесь можно присудить множество призов: за наибольшую прибавку в весе – человек лучше всех работал за столом, за наибольшую потерю веса – человек больше всех старался в конкурсах, за точное сохранение своего веса, за прибавку в весе точно на 1 кг или точно на 120 г и т.д..

         Игры и конкурсы не обязательно должны быть развивающие. Это просто развлечения. Конкурс «Внимательный слух» можно провести так: «Слушайте очень внимательно», - обращается ведущий к детям. «Повторять не буду». После этого он зачитывает детям одно или несколько предложений из 8-16 слов и продолжает: «Определите, сколько слов было в моём рассказе?» После этого все участники по очереди называют правильное, по их мнению, число слов в услышанной фразе.

       Вот пример простого рассказа «Красная Шапочка медленно шла по лесу к бабушке. За ней быстро бежал Серый Волк.(14 слов)

       Или посчитайте, сколько в тексте звуков (с), (с ,)    

       В классе составили список сосредоточенных соседей. (10 звуков (с), (с ,))

       Почему мы коснулись этих вопросов?

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить также весело, интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От Вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя забитым, покинутым. Поздравьте Вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, ёлочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты не только принесёт радость другому человеку, но и посеет семена доброты в сердце Вашего ребёнка. Общие праздники детей и взрослых, особенно Новый год, можно провести в лесу, нарядить ёлку подарками для зайцев, лосей, белок: морковкой, капустой, орехами, яблоками, сеном. А весной и летом организовать праздники на природе с подвижными русскими народными играми.

 Итак, игры окончены. Настаёт самый торжественный и ответственный момент праздника. Впишите в дипломы названия конкурсов и имена победителей и приступайте к награждению. Не торопитесь, дайте каждому, получающему награду, насладиться своим триумфом. Фотография этого момента может стать хорошим дополнением к подарку на его, победителя, день рождения. ,Обязательно проследите, чтобы никто не остался без награды. Если конкурсов меньше, ничего страшного. В любом конкурсе может и 2, и 3 победителя. Награждайте победителей , II энтузиазма не вызывает. Установите пьедестал – им станет обыкновенный ящик, накрытый материей или оклеенный белой бумагой. Ведь приятно, что и говорить, стоять на пьедестале почёта.

Праздник подошёл к концу. Но дети после вручения наград не хотят расходиться по домам.

-Как поступить в этом случае?

Можно, например, предложить им помочь навести в доме порядок, вымыть посуду. Тут почему-то все сразу вспоминают, что их давно ждут дома и вообще у них срочные дела.

                             Вопросы «Острого блюда»

 Вы приглашены в гости. О каких правилах Вы напомните ребёнку и в какой форме это сделаете?

 Вы ждёте гостей, друзей Вашего ребёнка. О чём Вы напомните ему до прихода гостей?

 Чем собираетесь удивить гостей?

 Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

Хотелось бы остановиться ещё на сложных вопросах о подарках.

                                     Как дарить подарки?

1 заповедь. Умейте дарить подарки, а не умеете – учитесь. Делать подарки – это искусство, которому надо учиться.

2 заповедь. Самый маленький, удачно выбранный подарок может доставить большое удовольствие.

3 заповедь. При выборе подарка поставьте себя на место того, кому хотите дарить.

4 заповедь. Цветы – подарок, который можно всегда предложить, не боясь нарушить правила хорошего тона.

5 заповедь. Каждый подарок – это зеркало натуры дарящего.

6 заповедь. Подарок – это не долг перед виновником торжества, а знак внимания и уважения к нему.

7 заповедь. Вручая презент, не принято говорить, как трудно было его найти.

8 заповедь. Не дарите слишком дорогие подарки, т.к. этим поставите человека, которому дарим подарок в неловкое положение. Дело не в цене подарка, а в удовольствии и радости, которое он доставит.

9 заповедь. Подарок может быть направлен на подчёркивание каких-нибудь достоинств, но прежде всего соответствовать вкусам и предпочтениям того человека, которому его выбирают.

10заповедь. К выбору подарка нужно относиться серьёзно и внимательно.

11заповедь. Подарок должен быть обёрнут в красивую элегантную обёртку.

12заповедь. Современный этикет не исключает возможности преподнесения в качестве подарка денег.

И ещё немаловажный вопрос: как принимать подарки?

Не менее важное умение принимать подарки.

1. При получении подарка будьте внимательны к тому, кто вам их принёс.

2. Подарок принято распаковать, рассмотреть и поблагодарить дарящего за него.

3. Если вам подарили что-то вкусное, надо угостить им всех окружающих, а затем угоститься самим.

4. Если разочарованы подарком, «всё равно надо найти тёплые слова благодарности, как и в том случае, если подарок вам понравился.

Следует быть благодарным не за подарок, а главное – за внимание и доброе намерение, которые руководили дарящими.

5. Необходимо внушить детям, что даже после ухода гостей они не должны высказывать недовольных замечаний относительно подарка и внушить им, что они должны не столько дорожить подарком, сколько вниманием дарящего.

6.  Принимая в подарок деньги, не принято их пересчитывать и обсуждать сумму подарка.  

    Завершая наш разговор о семейных традициях хочется ещё раз сконцентрировать ваше внимание на следующем:

1. Каждый раз, отправляя детей на праздник к друзьям, не забудем в любой форме – шутливой, проблемной, но только не нудной и наставнической – напомнить им о правилах поведения в гостях, за столом, с тем, чтобы в будущем не пришлось краснеть за своё бескультурное поведение.

2. Обратите внимание на воспитание таких важных качеств, как щедрость, доброта, через умение выбирать, делать своими руками и дарить подарки.

                                                       

                                          Литература

1. Матенова Н.М. Родительское собрание «Семейные традиции» Нач. шк.+ - №9- 2001 стр.65

2. Бодрягина Т.А. Семейные традиции и праздники. Педсовет 2004 №9 с.8

3. Долгих Г. В. Классный час. Семейные традиции, праздники. Классный руководитель, 2001 №2 стр.118

4.Дружинин Б. Тема родительского собрания «Домашние праздники» Народное образование №8 - 2002 стр. 166

5. Емельянова Роль праздников в воспитании детей. Классный руководитель №5 – 2008 стр. 23

6. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета, Москва «Вече», 2004г..

                                                         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Статья (4 класс) по теме: Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

Мастер – класс. Тема: «Семейные традиции. Гостеприимство в исламской культуре».

Мастер – класс.Тема: «Семейные традиции. Гостеприимство в исламской культуре»....

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...