Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
материал (1 класс) на тему

Гвоздева Наталья Владимировна

Беседа на родительское собрание. младший школьный возраст включает в себя детей с 7 до 11 лет. В этот период школьники обычно приносят родителям гораздо меньше огорчений. чем подростки и старшеклассники. не случайно ведь в народе говорят: "Маленькие  детки - маленькие бедки. Детки больше - бедки горше."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические  особенности детей младшего школьного возраста.

Беседа на родительское собрание.

 Младший школьный возраст включает в себя детей с 7 до 11 лет. В этот период школьники обычно приносят родителям гораздо  меньше огорчений, чем подростки и старшеклассники. Не случайно ведь в народе говорят: «Маленькие детки – маленькие бедки. Детки больше – бедки горше.»

   Семилетние мальчики и девочки идут в школу в первый класс очень охотно, их привлекает более «взрослое» положение школьника. Эта веха в развитии личности ребёнка очень наглядна, и поэтому отношение родителей к такой перемене в жизни их детей ощущается тоже очень зримо. Усиленное внимание, которым окружают взрослые первоклассника в большинстве семей, пожалуй, можно сравнить с хлопотами вокруг новорождённого. В первые дни и месяцы учебного года родители первоклассников часто бывают в школе, дома каждый день заглядывают в их тетради, и кривые, неровные палочки огорчают их больше. Чем самих учеников. Однако уже к концу года положение первоклассника перестаёт быть необычным и для учеников, и для родителей. Ребята втягиваются в учёбу, постепенно привыкают к новым обязанностям, вместо палочек в тетрадях появляются сначала буквы, слоги, потом слова, цифры, определяются отличники, хорошие, средние и слабые ученики.

      Конечно, двойки. Тройки огорчают родителей. За них детей бранят, наказывают, но где – то в душе уже смиряются с печальным диагнозом: что поделаешь – нет способностей.

    А между тем, торопясь так рано прикрепить детям подобный ярлык, учителя и родители совершают непростительную воспитательную ошибку.

    Во – первых, они уже заранее в какой – то степени суживают жизненный горизонт будущего человека.

   Во – вторых, и себя сразу же освобождают от усилий понять, почему ребёнок плохо воспринимает или запоминает учебный материал, в чём причина его рассеянности, почему у него интерес к учёбе слабее, чем у других детей, в чём особенности его мыслительной деятельности.

   Для того, чтобы разобраться во всех этих вопросах, понять трудности, которые испытывает ребёнок в начальной школе, и вообще со знанием дела следить за его духовным развитием, нужно иметь некоторые представления об особенностях, характеризующих восприятие, внимание, память, индивидуальные особенности этого возраста.

 Каковы особенности восприятия младших школьников?

  Восприятие – это отражение в нашем сознании окружающих предметов и явлений действительности.

   Однако полнота и глубина этого отражения, то есть восприятия не у всех людей одинакова. Она зависит от жизненного опыта, накопленных знаний, интересов, темперамента, характера деятельности человека и многих других обстоятельств. Поэтому мы по – разному воспринимаем одно и тоже.

  Восприятие детей в первые годы обучения в школе больше всего, конечно, страдает от недостаточности жизненного опыта, от малого запаса знаний.

   Если до школы ребёнок воспринимал только то, на что сам обращал внимание, с чем сталкивался в своей жизни, в игре, то в школе он уже обязан воспринимать то, что предлагает учитель в процессе обучения. Таким образом, восприятие принимает у младших школьников целенаправленный характер, поэтому оно будет постепенно углубляться и расширяться.

   На первых порах этот переход очень затрудняет детей, ибо они на каждом шагу сталкиваются с необычными, новыми предметами и явлениями. Даже то, о чём они уже слыхали, вдруг престаёт перед ними в другом свете.

   Из – за недостатка знаний, опыта первоклассники часто неправильно воспринимают то, о чём слышат, читают, видят. Значит, нам взрослым, нужно почаще спрашивать, как они понимают то, что мы им рассказали, то, что они прочитали, увидели, написали в тетради, и даже то, о чём они говорят сами.

   Есть в восприятии этого возраста и такая особенность: ребята путают сходные предметы, придают им одно и то же значение. Например, в первом классе некоторые дети пишут Е вместо  З или З вместо Е, принимают 6 за 9 и наоборот. За это родители сердятся на своих «бестолковых» ребят, вместо того, чтобы помочь улавливать то, что ускользает от них при первом знакомстве с некоторыми вещами, и потренировать лишний раз в правильном восприятии этих предметов. Заметив же, что взрослые сочувствуют их бедам, хотят и умеют их облегчить, ученики начинают спрашивать не только в школе,  но и дома о том, что им неясно. Постепенно у ребят становится всё меньше и меньше представлений, которые могут очень тормозить их дальнейшее развитие.

   Наши рассказы об окружающем являются для ребят значительным источником накопления представлений о мире, природе, обществе. Это понимают и очень ценят сами дети.

  Если ребята в 7 – 10 лет чаще всего самостоятельно воспринимают только то, что им почему – либо интересно, значит, не только учителю в школе, но и родителям дома нужно обращать их внимание на главное, более важное. А такое ты заметил? А это увидел? А ещё на что обратил внимание?  постоянно задавайте такие вопросы: при проверке уроков, при чтении книг, во время

совместной игры, на выставке, в музее, после просмотра кино, посещения театра.

    Восприятие очень тесно связано с вниманием.

Внимание – это направленность нашего сознания  на определённый объект. То что в данный момент находится в центре нашего внимания, отодвигает всё остальное на второй план. Поэтому человек, увлечённый каким - нибудь делом, может не замечать, что делается вокруг.

   До школы основной вид деятельности ребят – игра. Купили ребёнку мяч, и он тут же бежит играть с ним, увидел новую машинку, и внимание переключается на неё.

   В школе, с первых же дней обучения, к вниманию детей предъявляют новые требования: они должны в течение урока внимательно слушать учителя, внимательно выполнять то, что он велит, внимательно сделать какое – то задание дома, то есть в школе внимание первоклассника сразу же начинают направлять с определённой целью на тот или иной предмет.

   Внимание к каким – то объектам, которое вызывается вполне определённой целью, называют произвольным. Следовательно, учебная работа в школе уже с первого дня начинает развивать у ребят произвольное внимание.

   Процесс развития этого внимания очень длительный, сложный, ибо требует от детей огромных волевых усилий в течении всех лет обучения в начальной школе.

  Упуская это из виду, многие родители впадают в отчаяние в первые же дни и месяцы школьной жизни своего сына или дочери.

 - У меня сын такой рассеянный!

- Мой тоже без конца вертится на уроках, даже задание на дом не может внимательно выслушать.

- А моя дочь обязательно забудет дома то тетрадь, то ручку, то учебник… Просто не знаю, что делать.

   Однако причин для серьёзных волнений во всём этом нет. Родителям учеников начальной школы необходимо понять, что неумение ребят сосредоточиться длительное время на определённых предметах и явлениях в этот период закономерно.

    Рассеянным ваш ребёнок не останется, если вы будете помогать учителю, особенно в первый год учёбы, тренировать внимание своего ребёнка.

   Что для этого нужно делать?

   Однажды одному ученику задали вопрос в такой форме.

- Как стать внимательным?

Он ответил.

- Никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!

 

     Однако, добиваясь от младших школьников внимательного отношения к делу, нельзя забывать и об узости объёма внимания. дети в 7 – 10 лет не могут воспринимать несколько объектов одновременно. Поэтому  им очень трудно сосредоточить внимание на трёх – четырёх непривычных заданиях, даже если они связаны в какой – то степени друг с другом и очень несложны, по мнению взрослых.

    Очень часто взрослых раздражает способность младших детей быстро отвлекаться от основного дела, неумение распределить своё внимание между двумя действиями.

   - Ну что ты перестала есть?  Ешь и слушай, что я тебе говорю, а то опоздаешь в школу,- сердится мать.

 - Не смотри по сторонам, пиши! – возмущается отец.

   А ведь это тоже определённый этап в развитии внимания младшего школьника, который нельзя перескочить. Быстрее и менее болезненно проходят его те дети, которых в семье терпеливо учат управлять своим вниманием, считаясь с его особенностями, создают необходимую рабочую обстановку при выполнении учебной, домашней работы, играют в игры, тренируют внимание.

    Что же характерно для памяти учеников начальных классов?

Есть такое выражение:

«Внимание – резец памяти, чем оно острее, тем глубже следы.»

   Ученики младших классов особенно часто дают возможность родителям практически убедиться в самом тесном взаимодействии между этими двумя важнейшими сторонами психической деятельности человека.

   Часто можно слышать от детей: «А я забыл, что задали на дом.»

 Выясняя причину плохой памяти, отец или мать убеждаются в том, что сын или дочь просто невнимательно выслушал объяснения учителя о домашней работе.

  Нередко причиной пониженной отметки у ученика бывает именно их невнимание к сообщению учителя о чём – то важном, неописанном в учебнике, а не плохая память, как говорят сами ученики.

 Память 7 – 10 летних учеников, как и их внимание и восприятие тоже имеет свои возможные признаки.

   Младшие школьники, как и дошкольники, запоминают со всеми подробностями то, что им понравилось, что их поразило и взволновало: яркий красочный предмет, вещь, которую им хотелось бы иметь или которую они увидели в первый раз, стихи о любимых «понятных» предметах и вещах. Всё это остаётся в их памяти совершенно непроизвольно.

  Но уже с самых первых дней обучения в школе возникает всё большая необходимость в произвольной памяти.

 

Какие же трудности испытывают маленькие школьники приступая к тренировке произвольной памяти?

   То, что человек хочет запомнить он должен неоднократно повторить, воспроизвести.

   Младшие школьники, заучивая какой – либо материал, обычно стараются воспроизвести его слово в слово. Конечно, дословно твердить несколько раз одно и тоже – занятие мало интересное, оно очень утомляет ребят своим однообразием.

 - Расскажи же то, о чём прочитал, своими словами! – требуют при проверке уроков родители.

   Но для того. Чтобы это сделать, необходимо иметь сравнительно большой запас слов. Хорошо понять трудные новые слова, которые встречаются, осмыслить всё прочитанное.

   Осмыслить! Это значит уметь отделить главное, основное от второстепенного, уметь расчленять и обобщать материал, вдумываться в него. Делать это без совета и руководства старших в этом возрасте нелегко. Поэтому многие дети стараются всё – таки «зазубрить» материал, механически запомнить заданное, то есть подменить понимание запоминанием. Младшие школьники боятся усилия, которого требует смысловое запоминание, избегают его. Поэтому нужно постепенно, наглядно доказывать им, что эти усилия окупаются, так как смысловое запоминание более прочно, точно и полно.

  Есть ещё одна беда у ребят этого возраста: что –то запоминая, они не умеют сами себя проверять, разобраться в том, что они знают, а чего ещё не заучили.

  Мы, взрослые, хорошо понимаем, что качество знаний и длительность сохранения их в памяти зависит не столько от того, один или много раз прочитано, сколько от того как читают, как запоминают.

   На успешное обучение детей в школе влияет образ жизни, который они ведут. Как известно дети 7 – 10 лет отличаются большой подвижностью. Она им совершенно необходима. Раньше они много бегали, шалили, лазали, играли в мяч. Теперь у них меньше времени отводится на это, так как возросло время, которое дети отдают умственной работе, требующее от них большого нервного напряжения. Они должны успеть приготовить домашнее задания, прочитать книги, газету, выполнять порученное им родителями хозяйственное дело. Кроме того, нередко дети занимаются не только в общеобразовательной школе, но ещё и в музыкальной школе, различных кружках, секциях.

 

Чередование умственного, физического труда и отдыха даёт положительные результаты на общее развитие, на нервную систему детей.

  Все вышеуказанные рекомендации послужат хорошей базой для успешного учения детей в школе.

Литература:

1.Н.Ф.Дик «Весёлые классные часы и родительские собрания в 1 – 2 классах»- «Феникс» Ростов-на-Дону,2005г.

1.М.М.Безруких, С.П.Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?» - «Просвещение».Москва,1991г.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.    Во...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на родительском собрании для родителей учащихся 1х классов...