ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (1 класс) по теме

Фролова Ольга Ивановна

Психологический дневник учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_detey_mladshego_shkol.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬ НОГО ВОЗРАСТА

ИТОГОВАЯ  РАБОТА

«Психологический дневник»

Выполнила: Фролова Ольга Ивановна  (идент.№ 266628), учитель-логопед Парнинской средней общеобразовательной школы №5 Шарыповского района Красноярского края.

1.Мальчик не сумел ответить учителю на вопрос. После этого учитель замечает, что ребенок больше не поднимает руку. Как это связано с проблемой психологической готовности к школьному обучению?

Младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет свою непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер. В предложенном случае младший школьник научается намеренно и произвольно уходить от неприятной ему ситуации. Ребенок, пройдя кризис семи лет, не только осознает свои эмоции, но и управляет ими сознательно, приобретая при этом способность избегать нежелательные для себя ситуации.

2. Назовите основные отличия дошкольного образования от  школьного.

Ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности ее выполнять, а когда устает, то бросает свое занятие. В этом случае мы имеем дело с так называемым «спонтанным» обучением. По словам Л.С.Выготского, «спонтанное» обучение возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе (по своей инициативе). Школьное обучение отличается реактивным характером, т.е. способностью учиться по чужой программе. Ребенок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное, т.е. он уже способен чужую программу делать своей собственной. Это происходит на протяжении всего младшего школьного периода развития.

3. Приведите примеры

а) спонтанного обучения:

Четырехлетний Саша ходил с бабушкой в цирк. На него огромное впечатление произвели дрессированные животные, особенно -  обезьянка, попугай и питон. Придя домой, он стал играть в цирк. Среди игрушек у Саши были медвежонок, лошадь, собачка и тигр. Все цирковые номера, которые мальчик запомнил, он проводил со своими «домашними артистами», при этом постоянно подбегал и спрашивал, что делать на арене могут те животные, которые есть у него. Саша пытался жонглировать маленькими мячами. Бабушка в этот вечер услышала много вопросов «Так или не так?», «А покажи, как…», «Как надо сделать?..»

б) реактивного обучения:

В первом классе нашей школы, часть детей, которые посещали детский сад перед школой, способны воспринимать реактивное обучение, т.е. учиться по инициативе взрослого. Мальчики Костя, Степан и Игорь в школу пришли из неблагополучных семей. В школе они испытывают значительные трудности, так как в дошкольном детстве спонтанные формы обучения взрослыми в должной мере не управлялись. Мальчики не умеют играть, общаться. У них не сформирована познавательная сфера, не развита речь. Этим детям трудно не только на уроке, но и во время игры, прогулок, в столовой, т.к. отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и гигиены. В словаре этих детей зияют огромные «дыры». Интеллект детей сохранен, но в дошкольном возрасте они просто попали «в вакуум», часть дошкольного детства просто «выпала» из их жизни. В течение учебного года, когда большая часть первоклассников постигала школьную науку (реактивное обучение на основе спонтанного), у этих детей воспитатель заново «открывал» детство и учил элементарным вещам.

4. Какая особенность ребенка говорит о его психологической готовности к школьному обучению?

Кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно говорить: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.

5. Приведите пример из собственной практики или литературы, где бы ребенок не мог структурировать свой прошлый опыт.

Заканчивается учебный год. Проводя диагностику речевого развития первоклассников, выясняю, что у некоторых первоклассников  не сформированы навыки звукового анализа и синтеза. На логопедическом занятии в кабинете логопеда учащиеся не могут воспользоваться таблицей гласных звуков 1-го и 2-го ряда, хотя в классе висит  точно такая же. Запомнили картинки с буквами алфавита, других же примеров на заданный звук придумать сами не могут. До сих пор путают понятия «звук» и «слог».

6. В чем принципиальное отличие обучения, направленного на развитие центрального психологического новообразования, от других видов обучения?

Говоря о том, что основной целью обучения в младшем школьном возрасте должно стать формирование центрального психологического новообразования этого возраста, прежде всего, имеют в виду, что и  математика, и другие дисциплины должны помогать развивать у младших школьников произвольное внимание. Для этого нужно:

  1. попытаться сделать школьное содержание непосредственно связанным с личным опытом ребенка. Школьное обучение должно стать частью реальной жизни;
  2. важно, чтобы одно и то же содержание рассматривалось школьником с разных сторон;
  3. необходимо научить учащихся начальной школы произвольно менять фигуру и фон в содержании сознания и по-разному структурировать как собственные воспоминания, так и предстоящую действительность.

7. Приведите пример из собственной практики, когда игра помогла Вам в обучении младших школьников.

На логоритмическом занятии первоклассники с удовольствием включаются в речевую игру с движением. Проводила занятие «Прогулка по лесной опушке», где дети подражали голосам животных, звукам леса: шуршанию, шипению, свисту и др. Выполняли упражнения в движении, «встречая на пути» филина в чаще, аиста на болоте, медведя. На полянке, обнаружив «заблудившуюся» куклу, помогали найти дорогу домой. Во время таких занятий происходит обучение звукопроизношению, ритмической структуре речи, ориентации в пространстве и др.

Первоклассникам не всегда нравятся  занятия по автоматизации и постановке звуков, т. к. они носят некоторый монотонный характер. На логопедических занятиях использую компьютерные развивающие программы, как часть занятия (элемент мотивации: «Если звук у тебя получится правильно и чисто – перейдем заниматься к компьютеру»).

8. В какие игры обычно играют дети, которых Вы учите?

Первоклассники  во время динамической паузы и на прогулке любят подвижные игры. Девочки часто играют в магазин, в «дочки-матери», в школу, привлекая мальчиков, которые исполняют роль пап, покупателей, учеников. Не все дети умеют играть. Есть девочка Катя, которая в «магазине» все товары разложит, но никому не дает их трогать, как только кто-то нарушает ее приказы, она начинает кричать и даже драться. Игра расстраивается. Некоторые девочки не принимают ее в свою игру. Катя не понимает причины, любит себя хвалить перед воспитателем, учителем (не пройден кризис семи лет, опыт не структурирует). Мальчики любят строить из кубиков и конструкторов дороги, мосты, дома, играют с машинками. При этом изображают героев боевиков. Нравится первоклассникам складывать мозаики, пазлы-сказки.

9. Чем отличается игра младших школьников от игровой деятельности дошкольников?

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене, на уроках, во дворе, дома. В игре младшего школьника почти нет взрослых (если только они не играют роль учеников). У младших школьников на первый план выступают правила игры. Их сюжетно-ролевые игры мало похожи на сюжетно-ролевые игры дошкольников. К младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности: режиссерская игра, игра по правилам. Игра при этом качественно меняется: на первый план выходят правила, которые младшие школьники стараются использовать в любой игре. Они трансформируют свои дошкольные игры в новые сюжеты с новыми деталями и условиями, которые в дошкольном возрасте их не интересовали (игра в школу теперь включает в себя содержание урока, а не отметки взаимодействие учителя с учеником как у дошкольников). Если у дошкольника в любой игре задается воображаемая ситуация, то она сопровождается внешними атрибутами – специальной одеждой, ее отдельными элементами, наличие особых предметов или игрушек. У младших школьников при реализации игр нет надобности в атрибутах и специальной одежде или в специфическом пространстве. Предполагается, что правила создают присутствие любой воображаемой ситуации. Формула развития игры при этом: воображаемая ситуация / правило – правило / воображаемая ситуация.

10. Придумайте ситуацию, когда игра с правилами становится обучающей ситуацией.

На логопедическом занятии закрепляли использование в речи слов  до, после, перед, за. Для этого учащиеся вспоминали сказку «Репка». После пересказа сказки по картинке я предлагаю учащимся речевое лото «Репка». Перед игрой даю инструкцию, т.е. правило игры: картинки лото выкладываем по-очереди слева на право, каждый участник игры называет картинку (героя сказки «Репка»), которую он выкладывает  и говорит следующему игроку, какую картинку он должен найти у себя. Во время игры в первую очередь надо выложить парные картинки. При этом дети мою инструкцию проговаривают своими словами, переосмысливая ее, пересказывая тем игрокам, которые ее не поняли. Вспоминают во время последующей игры, предлагают свои варианты игры. Когда в результате игры на столе появляется «фигура» из карточек лото, ребята сами начинают придумывать, на что она похожа.

11. Некоторые образовательные программы предусматривают введение учителей-предметников в начальной школе. Как это соотносится с организацией личностно ориентированного обучения?

Организация личностно-ориентированнного обучения не подразумевает приглашения специалистов-предметников для обучения младших школьников. При такой организации обучения говорить о развитии смысловой памяти просто невозможно. Выучив что-либо на одном предмете, ребенок никак это не использует на другом. (Заявление  первоклассника: «Это ведь математика!» на вопрос мамы, почему он написал в ответе задачи «дети собрали 12 грибоф»). Это следствие обучения, аналогичного классификации по одному основанию, которой научили детей в раннем детстве. При личностно ориентированном обучении  младшие школьники, выделяя разные проблемы из событий, учатся структурировать разные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным обоснованиям ( ребенок при таком обучении овладевает произвольными формами внимания). Младшие школьники не всегда могут использовать полученные знания у учителя-предметника использовать на другом уроке у другого учителя (тот о них может и не знать). В программе «Золотой ключик» нет раздельных  дисциплин, а есть учебные проблемы, которые обсуждаются и решаются на уроках вместе с детьми в рамках математики, и в логике изучения языка, и средствами естествознания и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.    Во...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на родительском собрании для родителей учащихся 1х классов...

"Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Данный материал можно использовать на родительском собрании в 1 классе. Беседа поможет раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста и повысить уровень педагогической и психол...