ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Выступление на родительском собрании для родителей учащихся 1х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на родительском собрании в 1 классе
учителя - логопеда ГОУ КШ №1780 Апейкиной Т.Н.
Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
План – конспект выступления
- Вступительное слово.
II. Выступление по теме:
- Психологическая готовность к школьному обучению
- Преемственность дошкольного и школьного обучения
- Внимание как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста
- Память как центральная психическая функция младшего школьного возраста
- Игра и учение в младшем школьном возрасте.
- Теоретическая позиция младших школьников.
III. Вопросы для собеседования.
IV. Подведение итогов.
V. Рекомендации родителям учащихся:
Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания.
В. А. Сухомлинский.
Задачи: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;
довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;
совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
Уважаемые родители!
Сегодня на собрании предстоит ознакомиться с психологическими особенностями младшего школьного возраста, чтобы помочь нашим детям хорошо учиться, радоваться вместе с ними успехам и победам, а также учиться преодолевать трудности. Как призывал великий педагог К. Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодов детского развития. Ребёнок выходит в более широкий, чем прежде, социальный мир – мир школы. Впервые его действия становятся социально значимыми и начинают оцениваться. С началом школьного обучения начинается формирование учебной деятельности, которая в младшем школьном возрасте становиться ведущей и определяет развитие всех психических функций ребёнка и коренным образом влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие.
- Выступление по теме:
1.1.Психологическая готовность к школьному обучению.
Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте логично начать с проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребёнка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно сказать: прошёл ребёнок кризис семи лет – он школьник, не прошёл кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.
Во время кризиса 7 лет происходят изменения в отношении ребёнка к окружающему миру и людям (отношение к окружающим становится контекстным, ориентированным на некоторый смысл). Этот кризис является признаком смены одной ведущей деятельности другой (от игровой к познавательной), т.е. перехода развития психики в следующий возрастной период.
Мы можем сказать, что младший школьник отличается от дошкольника ( и в этом, кстати, и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению) тем, что он теряет непосредственность. На этом этапе ребёнок становится раздражительным, плаксивым, агрессивным, непослушным, грубым, в тоже время происходит обогащение психики ребёнка, его эмоций (начинает осознавать их, учится ими управлять, приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций), приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые начинают давить на ребёнка, то это может привести к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся.
Возникает вопрос: зачем все указанные выше приобретения необходимы младшему школьнику? Что они дают ребёнку в плане его психологической готовности к школьному обучению?
Краткий ответ на данный вопрос может звучать так: «обобщение переживания» и возникающая вследствие этого «интеллектуализация эффекта» (то есть способность привнести свой смысл в эмоции) и есть та основа, на базе которой ребёнок научается учиться.
Для того, чтобы понять, что эти способности – обобщение переживания и интеллектуализация эффекта – дают младшему школьнику, необходимо остановиться на проблеме преемственности дошкольного и младшего школьного обучения.
1.2. Преемственность дошкольного и школьного обучения.
Целесообразно начать рассмотрение этой проблемы с введённых Л.С. Выготским в психологию понятий «спонтанное» и «реактивное» обучение. Поскольку как раз спонтанное и реактивное обучение свидетельствуют о психологическом возрасте ребёнка.
Спонтанное обучение, по словам Л. С. Выготского, возникает тогда, когда ребёнок учится чему-то сам, по собственному желанию и инициативе, т.е. по собственной программе. Этот вид наиболее характерен для детей дошкольного обучения. Реактивное же обучение для них практически невозможно.
Спонтанное произвольное обучение создаёт прочную основу для организации прямого обучения, где обучающимся ставят цель научиться. Спонтанное непроизвольное обучение позволяет создать у ребёнка желание научиться.
В свою очередь школьное обучение не может строиться только на спонтанном обучении. В этом отношении психологическая готовность ребенка к школе измеряется способностью перехода от спонтанного обучения к реактивному обучению.
Реактивное обучение – это способность учиться по чужой программе, т.е. инициатором является взрослый. Способность делать чужую программу своей собственной формируется на протяжении младшего школьного периода развития.
Вопрос психологической готовности младшего школьника к обучению необходимо рассматривать и с точки зрения его общения в семье.
Именно семья играет самую главную роль в становлении психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Поскольку именно в семье ребёнок учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Внимание как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста.
Раскрывая тему психологической готовности к школьному обучению, мы говорили о психологическом возрасте ребёнка. Придерживаясь теории Л. С. Выготского, психологический возраст – это то, в чём концентрированно воплощаются особенности того или иного возрастного периода. Эта та или иная психическая функция, которая определяет специфику развития всех других психических функций и процессов в том или ином возрастном периоде.
Л. С. Выготский высказывал мысль о том, что новообразованием младшего школьного периода развития является как раз произвольное внимание. Вернёмся к кризису семи лет, вспомним, что центральным психологическим новообразованием его являются произвольные формы общения. Это означает, что ребёнок, вышедший из кризиса, способен строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определённым смысловым контекстом ситуации. Младший школьник, в отличии от дошкольника более критичен и объективен в своём отношении к себе, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом.
У младшего школьника впервые появляется способность – делать главным в одном случае нечто одно, превратив в другом это «одно» во второстепенное, как раз и представляет собой главное содержание психической функции произвольного внимания.
Миновав кризис семи лет, ребёнок способен по-разному видеть одну и ту же ситуацию в зависимости от того, какую «фигуру» и какой «фон» он выделяет в ней. Однако, эта способность так и остаётся нереализованной, если её не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в школе является задача развития произвольного внимания. Для этого надо попытаться сделать школьное содержание непосредственно связанным с личным опытом ребёнка, т.е. школьное обучение должно стать частью его реальной жизни. Кроме того, одно и то же содержание должно рассматриваться школьником с разных сторон. И, конечно, важно научить учащихся начальной школы произвольно менять фигуру и фон в содержании сознания и по-разному структурировать как собственные воспоминания, так и предстоящую действительность.
Для реализации этого необходимо обратиться к ещё одной важной характеристике возраста – центральной психической функции – памяти.
- Память как центральная психическая функция
младшего школьного возраста.
Говоря о судьбе центральной психологической функции, Л. С. Выготский настоятельно подчёркивал, что она становится произвольной, т. е. управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной.
Дошкольник запоминает непосредственно и, чаще всего, эмоционально. Ребёнок хорошо запомнит сказку, если она имеет интересный сюжет, эмоционально прочитана или разыграна в фильме, спектакле, проиллюстрирована яркими картинками. В таком случае, он, возможно, сможет пересказать её без труда, сопровождая мимикой, жестами, движениями. Однако, если ему надо выучить малопонятный и не производящий особого впечатления текст к празднику, то он будет испытывать трудности, даже если он и принимает мнемическую задачу, то всё равно старается механически всё запомнить. Это является особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста (она носит непроизвольный характер).
При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребёнка происходят качественные изменения Память, как центральная психологическая функция младшего школьного периода развития характеризуется как раз тем, что становится произвольной, т.е управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной.
Итак, особенностью развития памяти в младшем школьном возрасте является то, что она :
1. Становится опосредованной – ребёнок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. При этом важно, чтобы средство играло второстепенную роль и не отвлекало ребёнка от содержания запоминаемого материала.
2. Важно учитывать, что для развития и успешного использования опосредованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память. Если ребёнок хорошо умеет запоминать механически, и это поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредованные формы памяти..Особенностью развития памяти у младших школьников заключается как раз в том, что она превращается из механической в смысловую.
3. Память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием, т. к ребёнок при запоминании должен уметь произвольно менять фигуру и фон в содержании сознания и по - разному структурировать как собственные воспоминания, так и предстоящую действительность.
1.5. Игра и учение в младшем школьном возрасте.
К младшему школьному возрасту ребёнок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Однако все виды игр качественно меняются: от структуры игры – в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в дошкольном возрасте. А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. Например, в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.
Другие изменения в игре касаются взаимодействия между её структурными элементами. По мнению Л. С. Выготского развитие игры можно описать следующей формулой: воображаемая ситуация/ правило – правило/ воображаемая ситуация.
Кроме того, в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. На самом первом этапе ребёнок оказывается способным принять из вне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребёнок оказывается способным реализовать игру без развёрнутой воображаемой ситуации.
Концентрация внимания на тексте игры позволяет этот текст трансформировать, делая в нём различные акценты. Правда, тогда взрослый должен быть включён в игру. Помимо всего выделение текста в качестве отдельного компонента является основой для формирования письменной речи – одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой.
1.6. Теоретическая позиция младших школьников.
Для становления и развития теоретической позиции младшего школьника очень важна игра с правилами. Помимо того, что в ней выдвигаются на первый план правила, этот вид игры имеет ещё две важные характеристики. Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. На этом этапе ребёнок направлен на способ игровой деятельности, т. е. реализует теоретическую позицию. Кроме того, сама эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам очень похожа на учебную деятельность – ведущую деятельность младшего школьника.
Другой характеристикой игр с правилами, имеющей непосредственное значение для становления и развития теоретической позиции, является то, что способы реализации выделяются ребёнком в самостоятельную деятельность.
Дети, у которых теоретическая позиция была сформирована к началу обучения в школе, но не претерпела изменений, испытывают проблемы и трудности в средней школе, так как этот образовательный этап предполагает сформированную учебную деятельность или умение детей учиться.
Условия развития теоретической позиции в младшем школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа игр с правилами, где, с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр, и, с другой стороны, одна и та же игра может быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической позиции будет способствовать личностно ориентированное обучение младших школьников.
III. Вопросы для собеседования.
1. Назовите основные психические новообразования младшего школьника. Как вы их учитываете в практике семейного воспитания?
2. Какие возрастные особенности младшего школьного обязывают взрослых усилить внимание к воспитанию нравственных чувств, развитию волевых усилий, трудовому воспитанию, физическому совершенствованию?
3. Над чем заставляет задуматься изречение Н. А. Добролюбова: «Детская натура весьма склонна подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки»?
4. Приведите примеры из своего опыта , из наблюдений за окружающими о повышенной склонности ребенка к подражанию.
5. Почему мы отдаем предпочтение такому методу воспитания как убеждение примером?
IV. Подведение итогов.
Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка.
Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
V. Рекомендации родителям учащихся:
(можно раздать в виде памятки)
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учиться ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Обязательное знакомство его с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер наказания, воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, в особенности в присутствии других людей.
- Исключение таких мер наказания, кА лишения удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....
Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологический дневник учителя-логопеда...
Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"
Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...
СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».
Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует. Во...
Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)
Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....
"Психологические особенности детей младшего школьного возраста"
Данный материал можно использовать на родительском собрании в 1 классе. Беседа поможет раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста и повысить уровень педагогической и психол...