Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литературной сказке» Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?» Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч) Текст для исследов
презентация к уроку по чтению

Черкашина Татьяна Ивановна

Технология развивающего обучения (системно-деятельностный подход)

Технологическая карта к урокам

Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»
 «Особенности изображения персонажей в литературной сказке»
 Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?»
Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч)

Текст для исследования: Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»

 

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Развивать умения анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

Формировать представление об особенностях жанра сказки на материале литературной сказки о животных.

В процессе интерпретации сказки учиться характеризовать персонажей.

Выразительно читать сказку, создавая индивидуальный образ.

Личностные:

  • научиться выделять воспитательную составляющую сказки как жанра, формировать представление о доверчивости, лицемерии и коварстве персонажей;
  • высказывать свое мнение по поводу прочитанной сказки; выражать отношение к поступкам персонажей;
  • учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.

Познавательные:

  • искать ответы на вопросы в процессе анализа литературной сказки о животных;
  • развивать умение находить слова и выражения, которые создают образ персонажа, моделировать ситуацию события в произведении;
  • формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения (способ синтагматического чтения).

 

 

 

Коммуникативные:

  • формировать умение понимать и трактовать авторский замысел, раскрывать и формулировать перед слушателями тему и идею произведения;
  • обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего,  зада- вать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

Регулятивные:

  • планировать действия для решения учебной задачи уроков;
  • формировать действия контроля и оценки на материале выполненных заданий.

Основной тезаурус уроков: сказка, персонаж, характеристика персонажа, интонация.

Благочестие, благодетель, покровитель, лицемерие, лесть.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы и ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра «сказка»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения).

Музыка (исполнение песни о коте). Живопись (выставка работ художников, рисующих кошек).

Групповая работа. Фронтальная работа.

Представление папки с творческими работами (иллюстрация, сценарий, сочинение в форме развернутого ответа на вопрос). Учебник Е. И. Матвеевой «Литературное чтение», 2 класс, книга 2. Портрет Н. Д. Телешова.

Рабочий лист (Чек лист  «Гармошка»)

Выставка картин

 

Основные этапы урока

 

 

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра.

Здравствуйте ребята и гости.

Здравствуйте,

Слово, какое чудесное,

Красивое, доброе, чуточку, нежное.

Здравствуйте

Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

Кто готов к работе на уроке литературного чтения кивните головой. Отлично, присаживайтесь.

Ребята на столах у вас лежат цветные карандаши, предлагаю выбрать один цвет, который поможет проверить настрой на урок.

Кто выбрал зелёный  - ожидает успех на уроке.

Желтый – желают общаться, но не уверенны,

Красный – проявят активность, хотя переживают. Всё хорошо, я с Вами. Вы не против, если я Вам буду помогать?

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Постановка и решение учебной задачи

Последовательность изучения

Обучающие

и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Кот ворюга"1.45 МБ
Файл Рабочий лист169.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

# ЧЕК ЛИСТ

Слайд 2

Н.Д. Телешов « Покровитель мышей»

Слайд 3

Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться им от врагов, от которых терпят они так много обид и горя. – Кого избрать нам себе в покровители? Думали, спорили, пищали, визжали и наконец решили: просить Кота. – Он такой ласковый, такой обходительный. – И как умён! – А уж как благочестив! Не то что собака! Та и лается и бросается, а этот: «Мяу!» – и к себе на печь. А Кот, пообедав, лежал на солнышке и сладко дремал. Вдруг чует – мышиным духом запахло, а подняться лень. Приоткрыл немного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой толпой и на ходу кланяются ему и просят: – Кот-батюшка! Выслушай нас. Будь нашим покровителем! Не откажись! Приподнялся Кот, сел на задние ноги и хвостом себя окружил. Вгляделся и спрашивает: – А много ли вас? – Много! – Это хорошо, что много. Сзывайте-ка сюда всех. Я тогда погляжу и подумаю.

Слайд 4

Глядит Кот: мышей перед ним видимо-невидимо. – Ну что ж, – говорит, – пожалуй, я согласен. Только с условием: стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить – Богу за вас молиться. – Не отказывайся, Кот-благодетель! – запищали мыши. – Ладно. Только вы должны по очереди провожать меня на монастырский двор. А то по вашим грехам придется мне туда частенько ходить. – Согласны! Согласны! Проводим! На том и порешили. И благочестивый Кот всем на радость принял мышей под своё покровительство. Начал ходить Кот на монастырский двор. Ходит – не ленится. То и дело спрашивает: – Ну-ка, чья теперь очередь меня провожать?

Слайд 5

Проходят дни за днями, неделя за неделей. Кот становится всё усердней. Стали замечать мыши, что от усердия Кот начинает жиреть, а мышей остается всё меньше да меньше. – Вот что, братцы, – сказала одна мышь, – завтра моя очередь провожать Кота. Я пойду с ним, а вы исподтишка последите за нами. Тут что-то неладно! Пошла мышь с Котом к монастырскому двору, а другие мыши издали стали подглядывать. Идёт Кот, а сам оборачивается и говорит: – Что это нынче везде мышиным духом как пахнет? – А это наши поутру здесь взапуски бегали, – отвечает мышь. – Какой ты, батюшка наш, чувствительный! – Я своё дело понимаю! – говорит Кот и потягивается. – Ну, а теперь, Мышка, хорошо бы позавтракать. Покорми-ка меня! – Да я с собой ничего не взяла. – А под шубой-то у тебя что? – Под шубой-то я сама. – Ну, вот мне пока и довольно! Бросился на неё Кот и съел. Увидели это мыши и поняли, какой у них покровитель . Разбежались все по норам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться. Дорого обошёлся мышам Кот-благодетель!

Слайд 6

п окровитель судить обходительный благочестивый благодетель монастырский двор усердный исподтишка грех взапуски видимо-невидимо

Слайд 7

Покровитель – тот, кто оказывает покровительство, защитник, заступник. Благодетель – тот, кто делает добро бескорыстно, заботится о благе других. Благочестивый – почитающий Бога, богобоязненный.

Слайд 8

«Он такой ласковый, такой обходительный». « И как умён!» « А уж как благочестив!» Какой Кот – покровитель? Каким видели его мыши в начале событий?

Слайд 9

«Начал Кот ходит на монастырский двор. Ходит – не ленится». « Кот становится всё усердней». « От усердия Кот начинает жиреть, а мышей остаётся всё меньше да меньше». ( И всё равно мыши пока не поняли, каков Кот! ) Что стали замечать мыши?

Слайд 10

Ленивый Умный Хитрый Обходительный Ласковый Вежливый Обманщик Грубый Доверчивые Вежливые Глупые Наивные Какой Кот ? Какие мыши?

Слайд 11

Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель ? Почему автор назвал Кота благодетелем? Кот, действительно, является таковым? В чём основной смысл этой сказки?

Слайд 12

Не доверяй тому, кто сам никому не доверяет. Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит. Доверять доверяй, да почаще проверяй. Ему доверия только до порога . Никогда не доверяйте улыбающемуся коту. Отольются кошке мышкины слёзы. Слушать его можно, а верить нельзя. Выбери те пословицы, которые близки по смыслу сказке

Слайд 13

# ГАРМОШКА



Предварительный просмотр:

           

Кот

Так говорят о нём мыши ____________________________________________________________________________________________________________

Описание Кота

______________________________________________________

Кот сам о себе

________________________________________________________________________

В переносном смысле

__________________

#Геройвавторскихсказкахоживотных

САМОЕ ГЛАВНОЕ НА УРОКЕ

Познакомиться с ______________________________

    Для цели

 Биография Николая Дмитриевича Телешова.

 Словарная работа.

  •  Характеристика персонажей сказки.
  •  План: 1 ________________________________

             2 ________________________________

             3 ________________________________

             4 ________________________________

             5 ________________________________

             6 ________________________________

  Почему дорого обошёлся мышам Кот – благодетель? ________________________________

 Сформулируй и запиши основную мысль сказки, используя пословицу

_____________________________________________

  •  Какой урок преподносит эта сказка? Свяжи с жизнью__________________________________________________________________________

Оцени своё чтение

Я умею в процессе чтения - оценка (+ / –)                                              

 Делать паузы между речевыми звеньями.                                                

 Выделять голосом ключевые слова в речевом звене.                                          

 Определять места повышения (понижения) тона в тексте.                            

 Показывать голосом повышение (понижение) тона во время чтения. 

 Передавать авторское отношение к событиям и персонажам сказки.

Моё достижение  на уроке (цель): ______________

Что могу я улучшить завтра: ____________________

Рабочий лист составлен: _______________________

#Домашнеезадание€ Тувинская сказка «Кот наставник»

€ Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»

           Мыши

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Как создать благоприятный климат в классе".

Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия....

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...

Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме

Представленный материал - это подборка игр  для родителей: Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме....

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка"....