Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» «Особенности изображения персонажей в литературной сказке» Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?» Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч) Текст для исследов
презентация к уроку по чтению
Технология развивающего обучения (системно-деятельностный подход)
Технологическая карта к урокам
Тема: Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»
«Особенности изображения персонажей в литературной сказке»
Тема урока: «Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель?»
Цель урока: создать благоприятные условия (2 ч)
Текст для исследования: Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»
Планируемый результат | |
Предметные умения | Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Развивать умения анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения. Формировать представление об особенностях жанра сказки на материале литературной сказки о животных. В процессе интерпретации сказки учиться характеризовать персонажей. Выразительно читать сказку, создавая индивидуальный образ. | Личностные:
Познавательные:
|
| Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Основной тезаурус уроков: сказка, персонаж, характеристика персонажа, интонация. Благочестие, благодетель, покровитель, лицемерие, лесть. | |
Организация пространства | |
Межпредметные связи | Формы работы и ресурсы |
Литературное чтение (особенности жанра «сказка»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения). Музыка (исполнение песни о коте). Живопись (выставка работ художников, рисующих кошек). | Групповая работа. Фронтальная работа. Представление папки с творческими работами (иллюстрация, сценарий, сочинение в форме развернутого ответа на вопрос). Учебник Е. И. Матвеевой «Литературное чтение», 2 класс, книга 2. Портрет Н. Д. Телешова. Рабочий лист (Чек лист «Гармошка») Выставка картин |
Основные этапы урока
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | ||
Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях повествовательного жанра. | Здравствуйте ребята и гости. Здравствуйте, Слово, какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку, нежное. Здравствуйте Скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему! Кто готов к работе на уроке литературного чтения кивните головой. Отлично, присаживайтесь. Ребята на столах у вас лежат цветные карандаши, предлагаю выбрать один цвет, который поможет проверить настрой на урок. Кто выбрал зелёный - ожидает успех на уроке. Желтый – желают общаться, но не уверенны, Красный – проявят активность, хотя переживают. Всё хорошо, я с Вами. Вы не против, если я Вам буду помогать? | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Кот ворюга" | 1.45 МБ |
Рабочий лист | 169.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.Д. Телешов « Покровитель мышей»
Собрались мыши на важный совет и стали судить, как избавиться им от врагов, от которых терпят они так много обид и горя. – Кого избрать нам себе в покровители? Думали, спорили, пищали, визжали и наконец решили: просить Кота. – Он такой ласковый, такой обходительный. – И как умён! – А уж как благочестив! Не то что собака! Та и лается и бросается, а этот: «Мяу!» – и к себе на печь. А Кот, пообедав, лежал на солнышке и сладко дремал. Вдруг чует – мышиным духом запахло, а подняться лень. Приоткрыл немного один глаз и видит: тянутся к нему мыши целой толпой и на ходу кланяются ему и просят: – Кот-батюшка! Выслушай нас. Будь нашим покровителем! Не откажись! Приподнялся Кот, сел на задние ноги и хвостом себя окружил. Вгляделся и спрашивает: – А много ли вас? – Много! – Это хорошо, что много. Сзывайте-ка сюда всех. Я тогда погляжу и подумаю.
Глядит Кот: мышей перед ним видимо-невидимо. – Ну что ж, – говорит, – пожалуй, я согласен. Только с условием: стар я и слаб, и трудно мне теперь без помощников ходить – Богу за вас молиться. – Не отказывайся, Кот-благодетель! – запищали мыши. – Ладно. Только вы должны по очереди провожать меня на монастырский двор. А то по вашим грехам придется мне туда частенько ходить. – Согласны! Согласны! Проводим! На том и порешили. И благочестивый Кот всем на радость принял мышей под своё покровительство. Начал ходить Кот на монастырский двор. Ходит – не ленится. То и дело спрашивает: – Ну-ка, чья теперь очередь меня провожать?
Проходят дни за днями, неделя за неделей. Кот становится всё усердней. Стали замечать мыши, что от усердия Кот начинает жиреть, а мышей остается всё меньше да меньше. – Вот что, братцы, – сказала одна мышь, – завтра моя очередь провожать Кота. Я пойду с ним, а вы исподтишка последите за нами. Тут что-то неладно! Пошла мышь с Котом к монастырскому двору, а другие мыши издали стали подглядывать. Идёт Кот, а сам оборачивается и говорит: – Что это нынче везде мышиным духом как пахнет? – А это наши поутру здесь взапуски бегали, – отвечает мышь. – Какой ты, батюшка наш, чувствительный! – Я своё дело понимаю! – говорит Кот и потягивается. – Ну, а теперь, Мышка, хорошо бы позавтракать. Покорми-ка меня! – Да я с собой ничего не взяла. – А под шубой-то у тебя что? – Под шубой-то я сама. – Ну, вот мне пока и довольно! Бросился на неё Кот и съел. Увидели это мыши и поняли, какой у них покровитель . Разбежались все по норам и стали с той поры пуще всех врагов Кота опасаться. Дорого обошёлся мышам Кот-благодетель!
п окровитель судить обходительный благочестивый благодетель монастырский двор усердный исподтишка грех взапуски видимо-невидимо
Покровитель – тот, кто оказывает покровительство, защитник, заступник. Благодетель – тот, кто делает добро бескорыстно, заботится о благе других. Благочестивый – почитающий Бога, богобоязненный.
«Он такой ласковый, такой обходительный». « И как умён!» « А уж как благочестив!» Какой Кот – покровитель? Каким видели его мыши в начале событий?
«Начал Кот ходит на монастырский двор. Ходит – не ленится». « Кот становится всё усердней». « От усердия Кот начинает жиреть, а мышей остаётся всё меньше да меньше». ( И всё равно мыши пока не поняли, каков Кот! ) Что стали замечать мыши?
Ленивый Умный Хитрый Обходительный Ласковый Вежливый Обманщик Грубый Доверчивые Вежливые Глупые Наивные Какой Кот ? Какие мыши?
Почему дорого обошёлся мышам Кот-благодетель ? Почему автор назвал Кота благодетелем? Кот, действительно, является таковым? В чём основной смысл этой сказки?
Не доверяй тому, кто сам никому не доверяет. Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит. Доверять доверяй, да почаще проверяй. Ему доверия только до порога . Никогда не доверяйте улыбающемуся коту. Отольются кошке мышкины слёзы. Слушать его можно, а верить нельзя. Выбери те пословицы, которые близки по смыслу сказке
# ГАРМОШКА
Предварительный просмотр:
Кот Так говорят о нём мыши ____________________________________________________________________________________________________________ Описание Кота ______________________________________________________ Кот сам о себе ________________________________________________________________________ В переносном смысле __________________ | #Геройвавторскихсказкахоживотных САМОЕ ГЛАВНОЕ НА УРОКЕ Познакомиться с ______________________________ Для цели € Биография Николая Дмитриевича Телешова. € Словарная работа.
2 ________________________________ 3 ________________________________ 4 ________________________________ 5 ________________________________ 6 ________________________________ € Почему дорого обошёлся мышам Кот – благодетель? ________________________________ € Сформулируй и запиши основную мысль сказки, используя пословицу _____________________________________________
Оцени своё чтение Я умею в процессе чтения - оценка (+ / –) € Делать паузы между речевыми звеньями. € Выделять голосом ключевые слова в речевом звене. € Определять места повышения (понижения) тона в тексте. € Показывать голосом повышение (понижение) тона во время чтения. € Передавать авторское отношение к событиям и персонажам сказки. Моё достижение на уроке (цель): ______________ Что могу я улучшить завтра: ____________________ Рабочий лист составлен: _______________________ #Домашнеезадание€ Тувинская сказка «Кот наставник» € Жуковский В. «Как мыши кота хоронили» | Мыши ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Как создать благоприятный климат в классе".
Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия....
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Статья "Обеспечение психологического комфорта и создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников на уроке"
Обобщение опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.
Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...
Проект на тему: «Использование нетрадиционных форм ведения урока, как одного из благоприятных условий адаптации первоклассников».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.Стандарты второ...
Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме
Представленный материал - это подборка игр для родителей: Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме....
Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".
Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка"....