Программа по внеурочной деятельности "Учимся играя" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа «Учимся играя» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneur.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 100»
Программа
по внеурочной деятельности
«Учимся играя» для 2 класса
Автор программы:
С.Л. Швачко – учитель начальных классов
Н.А. Фатеева – учитель начальных классов
Омск 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 8-9 лет, 2 класс).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Учимся играя» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
- часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
- часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
- часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать
коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного.
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
2 год обучения
- должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
Познавательные цели:
1 формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.
2Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
3формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
4. Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
5. Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности и выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи; развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
- Овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса «Учимся играя»:
- Осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
- Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием русского народа;
- Понимания богатства и разнообразия языковых средств;
- Внимание к мелодичности звучания народной русской речи;
- Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами устной и письменной речи.
Метапредметные результаты освоения курса «Учимся играя». Регулятивные результаты освоения курса «Учимся играя»:
- На доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
- Выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
- Руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
- Следовать алгоритмам при выполнении инструкций;
- Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты освоения курса «Учимся играя»:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- Использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
- Находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
- Владеть общим способом проверки орфограмм;
- Строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:
- Владеть диалоговой формой речи;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций работе в паре группе;
- Договариваться и приходить к общему решению;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный -
согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
- Уроки речевого творчества - 2ч
- «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
- «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения- миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк-чн, чт, щн;
- перенос слов;
- правописание гласных и согласных в корне слова;
- разделительные ЬиЬ
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор,
компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- сочинение своих сказок
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Теория | Практика | Дата | |
теор | факт | |||||
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» | ||||||
1. | В мире фонетики | 13 | ||||
Что изучает фонетика? | 2 | |||||
Легко ли быть согласным звуком? | 2 | |||||
Мягки ли мягкие согласные? | 2 | |||||
Звук под «маской». | 2 | |||||
Самый долгий слог. | 2 | |||||
Буквы в слове переставим - много новых слов составим. | 2 | |||||
Урок-игра: «Все о фонетике» | 1 | |||||
2. | Уроки речевого творчества. | 2 | ||||
«Автопортрет» | 1 | |||||
«Моя дружная семья» | 1 | |||||
3. | В мире орфографии. | 11 | ||||
Зачем изучать графику? | 1 | |||||
Писать ли, как слышится, или что такое орфография? | 2 | |||||
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. | 2 | |||||
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 2 ^ | |||||
Про чк, чн, чт, нч, рщ... | 2 | |||||
Ъ и Ь - помощники в словах | 2 | |||||
4. | В мире словообразования | 2 | ||||
Корень- родоначальник, или что такое словообразование? | 2 | |||||
5. | В мире слов, или что такое лексика? | 5 | ||||
К тайнам слова. Синонимы. | 2 | |||||
К тайнам слова. Антонимы. | 2 | |||||
Игры в слова и со словами. | 1 | |||||
6. | Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.
1. В мире фонетики - 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 - М: Русский язык, 1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
- Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение, 1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение, 1990
- Люстрова 3. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание, 1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост, 1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М : Русское слово,2000
- 11. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык.
- Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. - Волгоград: Учитель, 2008
- . Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс.- М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
- Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В.
- Смирновой. - М.: Дет.лит, 1981
- Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 - М: Русский язык, 1981
- Ожегов С. П., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
- Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение, 1981
- Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)
Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Программа по внеурочной деятельности 2 класс.
Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....