Развитие оптимального чтения у младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Бакирова Наталья Григорьевна

Цели и задачи:

Совершенствование и развитие оптимального чтения при обучении и воспитании школьников.

Повышение качества чтения учащихся.

Развитие беглого и осознанного чтения.

Развитие орфографической зоркости учащихся.

Обеспечение учебно-воспитательного процесса содержанием, методами и приёмами, направленными на улучшение качества чтения учащихся.

Содержание:

1. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.

2. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.

3. Резервы обучения чтению.

1. Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Использование зрительных диктантов.
4. Упражнение для развития техники чтения:

а) многократное чтение,
б) чтение в темпе скороговорки
в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
г) “Буксир”
4. Приемы стимулирования.

5. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.

6. Рекомендации для проверки домашних заданий по чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_optimalnogo_chteniya_u_ml._shkolnikov.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

Совершенствование и развитие оптимального чтения при обучении и воспитании школьников.

Повышение качества чтения учащихся.

Развитие беглого и осознанного чтения.

Развитие орфографической зоркости учащихся.

Обеспечение учебно-воспитательного процесса содержанием, методами и приёмами, направленными на улучшение качества чтения учащихся.

Содержание:

1. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.

2. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.

3. Резервы обучения чтению.

1. Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Использование зрительных диктантов.
4. Упражнение для развития техники чтения:

а) многократное чтение,
б) чтение в темпе скороговорки
в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
г) “Буксир”
4. Приемы стимулирования.

5. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.

6. Рекомендации для проверки домашних заданий по чтению.

 

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

К концу начального обучения, ученики должны достигать оптимальной скорости чтения.

. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И, как известно, от техники и правильности чтения зависит и грамотность письма.

 Как выйти на этот уровень, какие резервы обучения использовать. В своей практике я столкнулась с такой проблемой. Поэтому на уроках чтения стала уделять больше внимания на правильность чтения и произношение учащимися:

  • Развитие чёткости произношения.

Чтение чистоговорок, скороговорок-беззвучно, но артикулируя, затем переходя на шёпот, а потом вслух сначала в медленном темпе, затем убыстряя темп.

  • Выработка внимания к слову и его частям(белка-булка, дедушка-девушка, кричала-качала).
  • Предупреждение ошибок.

Из изучаемого произведения выписываются на доске трудные слова, прочитываются хором сначала по слогам, потом в целом с постановкой ударения:

Вы-су-нув-ший-ся / высунувшийся

Ре-про-дук-тор / репродуктор

Бес-по-кой-ство / беспокойство.

  • Объяснение трудных, незнакомых слов.

 Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко .В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.

1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки. 

Здесь следует сказать, что каждый урок хорошо начинать с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

 Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4.. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Читают  в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Учителя начальных классов имеют на своем вооружении много приемов стимулирования. Я использую такой приём. В конце урока чтения  оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст /каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам/, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Если такую работу проводить изо дня в день на каждом уроке чтения . то уже через неделю  результаты свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Хорошие результаты не получатся если:

1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.

2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могу судить, каковы их успехи.

3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.

1. Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.

“Лиса и козел”/Русская народная сказка/

Бежала лиса, на кур /правильно ворон/ зазевалась и попала в яму /колодец/. Воды в колодце быломного /немного/: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет баран /козел/, глупая /умная/ голова. Идет бородой /бородищей/ трясет, рогами /рожищами/мотает…

2. Учитель зачитывает или записывает на доске начало, конец или середину предложения, входящего в домашний текст, а дети должны отыскать его в тексте и полностью зачитать.

“Два жадных медвежонка”/Венгерская народная сказка/

а) В этом нехоженом, невиданном густом лесу …

б) …все припасы у них…

в) … с теми, кто жадничает.

3. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно зачитывают.

«Лиса Патрикеевна».К. Ушницкий.

Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая; жилеточка на груди, белый галстучек на шее. Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

4. Если к тексту в классе составлялся коллективный план, учитель может зачитать предложение из текста, а дети определяют, к какому пункту плана относится это предложение.

5. Детям может быть предложено дома сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста. Остальные ребята класса определяют, на сколько точно подобраны предложения.

Постоянно используя на уроках чтения вышеописанные методику и рекомендации по развитию техники чтения у младших школьников, могу сказать, что результаты проверки техники чтения показывают хороший уровень чтения у детей.

Развитие оптимального чтения у младших школьников.

«Учить читать -это значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

«Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если не почувствует красоты слова, прочитанного в книге».

В. Л. Сухомлинский

Учитель : Бакирова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Развитие оптимального чтения

Уроки чтения имеет большое значение в системе Учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Обучение учащихся чтению является наиболее трудным разделом обучения языку.Чтение- сложный психофизиол...

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Технология развития оптимального чтения.

Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнит...

Технология развития оптимального чтения.

Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнит...