Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Совершенствование
навыков чтения младших школьников посредством
использования технологии оптимального чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Резван Любовь Ивановна
Управление образования администрации
Шебекинского района
Совершенствование
навыков чтения младших школьников посредством
использования технологии оптимального чтения.
Автор опыта:
Резван Любовь Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области».
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информация об опыте ……………………………………………стр. 3…
2. Технология опыта ……………………………………………… стр. 5
3. Результативность опыта ………………………………………… стр. 14..…
4. Библиографический список ………………………………………стр.17.…..
5. Приложение к опыту …………………………………………… стр.18.
1. Информация об опыте.
Тема: «Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения»
Автор: Резван Любовь Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Ржевская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области».
Консультанты: Коровянская О.И., руководитель районного методического объединения учителей начальных классов г. Шебекино;
Кутергина И.П., методист управления образования администрации Шебекинского района.
«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения - это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Навык чтения – это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов; это выразительность – умение интонировать знаки препинания.
Чтение – это одно из важных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы.
Вопрос: как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.
Я стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их идейно–нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.
Несмотря на многие мои усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. Заметила, что плохо читающие дети на уроках чтения сидят и зевают или занимаются посторонними делами. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в
конечном счёте, к отставанию в учёбе. В семьях не уделяется должного
внимания чтению, не выписываются детские периодические издания, домашние библиотеки не пополняются детскими книгами.
Все эти причины и заставили меня обратиться к решению актуальной проблемы «Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения». Мои поиски были направлены на создание системы упражнений, нацеленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся.
Я глубоко изучила пути решения данной проблемы. Проанализировав свою работу за последние три года, я практически убедилась в правильности выбранных мною приёмов и методов.
На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:
Давайте разговаривать…
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Поэтому урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка. Во время разминки включаю упражнения на правильное
произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата, темпа речи.
Первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. В этот период я обращаю внимание не только на техническую сторону чтения, а формирую у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее чтение», обращаю внимание ребёнка на значение слова, так как смысл слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения, который достигает ребёнок, овладевший грамотой,- послоговое чтение плюс целые слова. Во 2 классе многие дети хорошо читают. Но их надо поднимать на новую ступень приобщения к искусству художественной литературе и на новую ступень знаний о мире. Однако вопрос о развитии навыков чтения остаётся важным и на этом этапе. Самая главная задача преодолеть оставшееся послоговое чтение. В этом мне помогает работа над скороговорками, различные занимательные упражнения. Второклассники глубже знакомятся с основными жанрами: сказками, стихами, баснями, рассказами, пьесами, повестями. Для записи домашнего задания использую «закладку для чтения». Начинаем вести с ребятами «дневник читателя».
В 3 классе продолжается работа над формированием читательских навыков. Кроме развития навыка чтения работаю над другими общеучебными умениями: умение пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план, выполнять различные виды работы над текстом. Для проверки навыков осознанного чтения использую различные формы тестов.
В 4 классе расширяю круг чтения учащихся. Работаю над наращиванием скорости чтения, развиваю темповое чтение, ритмичное, чтение про себя, учу ребят овладевать рациональными приёмами чтения.
Четвероклассники знакомятся с определениями жанров, учатся выделять особенности того или иного жанра. Из системы И. Т. Федоренко и И. Пальченко я заимствовала упражнения, которые оказались наиболее
эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
текста. Эти упражнения выполняем коллективно. В конце урока чтения оставляю несколько минут для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Результат записываем в дневник. Так дети наблюдают рост техники чтения.
К концу начального обучения мои учащиеся выходят на уровень оптимального чтения.
2. Технология опыта.
Урок чтения очень интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.
Начинаю урок с речевой разминки.
Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В первом классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласным:
Би – Бе – Ба – Бо – Бу – Бы,
Ри – Ре – Ра – Ро – Ру – Ры.
Чтение слов, содержащих тренируемый звук, чтение коротких текстов с изучаемым звуком, чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произнесения при любом темпе речи.
Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится
в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5 – 7 минут. При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
ЧТЕНИЕ ШЕПОТОМ И МЕДЛЕННО:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
До – до – до – на дереве гнездо.
Ды – ды – ды – мы пошли по ягоды.
Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.
Та – та – та – в нашем классе чистота.
Ту – ту – ту – наводим сами красоту.
Ты – ты – ты – нами политы цветы.
Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Оль – оль – оль – мы купили соль.
ЧТЕНИЕ ТИХО И УМЕРЕННО:
Арка – арца
Арта – арда
Арла – арча
Арса – аржа
ЧТЕНИЕ ГРОМКО И УВЕРЕННО:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь – червь
Использую игры на звукоподражание, например:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним – рано поутру
Нам споет…Ку – ка – ре – ку!
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами,
игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами».
Методика проведения игры.
ИГРА «КУРОЧКА С ЦЫПЛЯТАМИ».
Начинаю работу с чтения стихотворения по таблице.
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки.
- Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал веселый А, прочитали дети… (на).
Прибежал задорный О, прочитали дети… (но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети… (не).
Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.
Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: «В скороговорках необходимо выяснить её смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово
по слогам, пусть в медленном темпе, без каких – либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. На первом этапе беру обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки:
Шашки на столе,
Шишки на сосне,
Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах,
Мышонку шепчет мать:
«Ты все шуршишь, не спишь?»,
Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларю,
Лариона, Ларину маму,
Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про
Прокоповых детей.
Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».
Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, это чтение только глазами.
Поэтому начинаю работать над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». Например, показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команду: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!».
В 1 классе даю такие задания:
- Найди (сфотографируй) лишнюю букву:
А, О, В, У, И.
- Найди лишний слог:
Бо, Но, Ро, Мы, Со, Ко, Ло.
- Найди лишнее слово:
Река Слон Мама
Речка Лев Моль
Ручей Мак Мела
Ручка Тигр Мила
Ручеёк
Очень хорошо развивают поле ясного видения таблицы. У каждого ученика карточка, в каждую клеточку вписаны слоги или буквы:
Вот некоторые из них.
ТАБЛИЦА № 1.
КУ МАН ТУЗ КАС
ША ТА ТИН БОЛ
ТО КАР ТОН НА
ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ
ТАБЛИЦА № 2
А К С О Т П С Д И
Б М У З Й Ю У Ч Щ
В Р Я Л Е Н С Ф Э
Ш Г Х Ы А Ж Ц Н Я
Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики читают про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей использую:
ПАМЯТКА
- Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
- Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом букв.
- Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Провожу и такое упражнение: чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидкой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук, на ударение в слове:
Лес Дружочек
Леса Голосочек.
Лесок Тетеревочек
Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова или буквы, слога называется смысловой догадкой.
Развитию смысловой догадки способствуют следующие упражнения:
- На доске записаны две – три пословицы. Предлагаю их закончить.
ДЕЛУ ВРЕМЯ - ……
КОНЧИЛ ДЕЛО - ……
- Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу:
Готовь сани летом пока не перепрыгнешь.
Не торопись языком торопись делом.
За твоим языком телегу зимой
Не говори «гоп» не поспеешь босиком.
- Прочитать загадку, подставить недостающие слова:
Посмотрите – дом стоит,
До краев водой – (налит).
В этом домике жильцы –
Все умелые – (пловцы).
- Очень нравится детям чтение текста с пропущенными буквами, с пропущенными словами.
Предлагаю детям карточки с текстами, в которых пронумерованы предложения и в словах пропущены буквы. Пропущенные буквы помещаются на обороте карточек.
Работая над текстом на уроках чтения использую следующие упражнения:
- Чтение «Эхо».
- Чтение «Канон».
- Чтение«Спринт».
- Чтение «Разведка».
- Чтение со счетом слов.
ЧТЕНИЕ «ЭХО» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.
Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже слышал слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями.
Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.
ЧТЕНИЕ «КАНОН»: один ученик читает абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на три – четыре слова (как при пении канона).
Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
ЧТЕНИЕ «СПРИНТ»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо еще следить за выразительностью, правильностью. Еще чтение «спринт» провожу и так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все». Провожу также упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команду: «Приготовиться! Внимание! Начали!». При обучении чтению «спринт» использую следующую памятку:
ПАМЯТКА.
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
3. Читай как можно быстрей.
4. Ответь на вопросы к тексту.
ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ СЛОВ заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.
Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.
Пользуюсь при этом памяткой:
ПАМЯТКА.
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.
- Ответь на вопросы к тексту.
Первый вопрос к учащимся – о числе слов текста. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим – удовлетворительным – 5 – 10%, при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.
На уроках русского языка предлагаю прочитать текст упражнение со счетом слов на определенное правило.
В целях обучения детей вертикальному чтению использую упражнение чтение «разведка». Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение часто использую на уроках русского языка. Например, «разведчики» находят в тексте словарные слова, или слова, на какое либо правило.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительностью и пересказом.
Наряду с основными упражнениями использую другие:
- Упражнение «финиш». Читаем так же, как при чтении «спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
- Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
- Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
- Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю большое внимание.
На каждом уроке использую следующие приемы и методы:
- Чтение за диктором.
- Чтение в парах.
- Групповое чтение.
- Чтение с убыстрением темпа.
- Жужжащее чтение «птичий базар».
- Ежеурочные пятиминутки чтения
- Самозамер скорости чтения.
8. Выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть текста.
9.Чтение в темпе скороговорки.
Обучая детей динамическому чтению, я добилась того, что 85% учеников моего класса вычитывают норму по технике чтения. К концу 4 класса 87% читали 100-120 слов в минуту, а остальные 80-100 слов в минуту.
РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.
Совершенствование навыков чтения невозможно без знания факторов, облегчающих процесс обучения. Факторы обучения чтению:
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то есть, то нет.
Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие – то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени: мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
- Жужжащее чтение.
При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого школьника на парте лежит дополнительная книга. И любой урок – будь то чтение, труд, математика, русский язык, начинается с того, что дети открывают книгу, пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Режим щадящего чтения автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под картинкой прочитал, посмотрел картинку – отдохнул.
- Из системы И.Т. Федоренко и И.Г.Пальченко заимствовала три упражнения. Это - многократное чтение,
- чтение в темпе скороговорки,
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все упражнения провожу не индивидуально, а коллективно.
- Прием стимулирования.
В конце урока чтения оставляю три – четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читаю текст (каждый в темпе, вполголоса), а затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневники.
Даже за неделю уже видна прибавка в скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении ученика к тренировке.
- Развитие оперативной памяти.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из шести – восьми слов и, дочитав до 3 – 4 слова, забывает первое. В результате он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Считаю, что в этом случае надо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность их такова: если 1 предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по 1 – 2 буквы.
Отрабатывая, навык чтения у своих учеников на практике убедилась в полезности всех видов тренировочных упражнений, разработанных И.Т. Федоренко. Продолжая его традицию систематической работы со зрительными диктантами, предлагаю идентичные наборы зрительных диктантов, основанные на русских народных пословицах и поговорках (Приложение № 2).
Проводимая работа повышает заинтересованность детей, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным фольклором, который обогащает их речь, учит народной мудрости.
При использовании наборов зрительных диктантов учитываю следующее:
- Предложение диктанта записываю только печатными буквами.
- Тексты диктантов ученики записывают на листочках.
- Текст диктанта дети читают молча, тренировки провожу ежедневно.
ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок откроет в нем что–то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараюсь связать уроки чтения с уроками русского языка, природоведения, развития речи, большое внимание уделяю словарной работе, чаще использую различные творческие задания, сочетаю коллективную и индивидуальную работу на уроке, учу работать с текстом. ( Приложение № 3).
Благодаря использованию на уроках чтения различных видов работы над текстом и применению зрительных диктантов были достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения, о чём свидетельствует проверка, проведённая в конце учебного года. При норме чтения 45-50 слов в минуту ( школа 1-4 ) все второклассники читали от 50 до 100 слов.
Предпосылкой к проверке домашнего задания или к объяснению нового является ритмичное чтение. Ритм-слово греческое, обозначает соразмерность, стройность-закономерное чередование музыкальных звуков.
Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха.
Для проведения ритмического чтения я составила карточки для учителя и для учащихся, куда вошли отрывки из стихотворений русских и советских поэтов. Например, предлагаю первоклассникам познакомиться с карточкой стихов. Дети прочитывают отрывки стихов. Затем я читаю отрывок из другой карточки, а вы должны почувствовать ритм стихотворения и продолжить его чтение из своей карточки. Правильное нахождение отрывка поощряется. Это
вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения. ( Приложение №4 ).
Существует множество различных способов и средств формирования и проверки навыка осознанного чтения. Одним из них является тестирование.
По определению И.П. Подласого, диагностика это прояснение всех обстоятельств протекания диагностического процесса, точное определение его результатов.
В своей работе я использую различные формы тестов: заполнение пропусков, дописывание букв, цифр, слов, частей формул; выбор правильного ответа из нескольких предлагаемых.
Практикую использование тестов, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на него. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Тесты я использую на этапе проверки осознанности чтения сразу после знакомства с произведением. Раздаю детям карточки, а свои ответы они фиксируют на листочке, содержащем лишь номера вопросов. Напротив каждого номера нужно поставить знаки «+» или «-», в зависимости от согласия (или несогласия) с утверждением на карточке-тесте. Чтобы исключить возможность списывания у соседа по парте, готовлю тесты в нескольких вариантах.( Приложение №5).
Таким образом, все эти упражнения способствуют развитию беглого чтения на всех этапах формирования навыка чтения. Кроме этого, они делают уроки
чтения интересными и яркими. Дети с удовольствием играют в эти игры- упражнения, не подозревая о том, какую трудную работу они проделывают.
3. Результативность опыта.
Используя технологии упражнений оптимального чтения в работе по совершенствованию качества чтения у учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроке исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, чтению. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого. Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми заданиями, самостоятельна работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились на успеваемости школьников.
Уровень воспитанности класса.
В 4 классе обучается 16 человек. Из них 10 девочек и 6 мальчиков. В воспитательной работе мною используется индивидуальный подход к личности с учетом её психофизических особенностей, стадий развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации.
За три года совместной учёбы в школе дети очень сдружились. Все учащиеся активно и с желанием принимали участие в делах класса и школы. Добросовестно выполняли свои поручения, работу по самообслуживанию, обязанности по классу и столовой, старались прийти на помощь своему товарищу. Посещение футбольной и волейбольной секций, различных кружков («Шашки и шахматы», «Юный мастер», «Вышивка», «Резьба по дереву»)- всё это помогло сформировать коллектив. В классе не было драк, отсутствовали клички, мальчики уважительно относились к девочкам. На уроке ребята активно работали, ответственно относились к домашней работе, на перемене организованно отдыхали, самостоятельно играя в игры.
Планирование учебно – воспитательного процесса в классе велось по следующим направлениям:
- Духовно – нравственное.
- Гражданско – патриотическое
- Художественно – эстетическое.
- Диагностика психологических параметров и их коррекция.
- Экологическое.
- Физкультурно – оздоровительное
- Работа с родителями.
Чаще всего использовала коллективные формы работы, стимулирующие общение, что в младшем школьном возрасте наиболее полезно для общего развития.
Организация внеурочной и внеклассной работы потребовала помощи и участия родителей. Они участвовали в организации и проведении совместных праздников, походов, экскурсий.
Уровень развития учащихся.
В начале учебного года в 4 классе проводилась психологическая диагностика учащихся по следующим критериям:
- отношение ребенка к обучению в школе;
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь;
- художественно – изобразительные способности;
- трудовые умения и навыки;
- мотивация достижения успеха;
- личностные качества;
- межличностные отношения.
Совместно с психологом были определены склонности, задатки и способности детей, оценена эффективность учебно – воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствовала продвижению детей вперед в их психологическом развитии.
При изучении познавательной потребности, результаты показали, что сильная выраженная познавательная потребность у 71% учащихся. Эти ребята имеют большое желание познавать мир, применять свои знания. Умеренная познавательная потребность у 29% учащихся.
Итоги диагностики учебно – познавательных мотивов.
Высокая сила учебно-познавательных мотивов | Высокий уровень развития интеллекта | Средний уровень развития интеллекта |
82% | 80% | 20% |
Библиографический список:
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М.:Просвещение, 1983.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.-Л.,1934.
- Гальперин П.Я. Управление процессом чтения. – М.:Просвещение, 1965.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Просвещение,1986.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. //Начальная школа, 1990, №8.-с.52.
- Т.М.Стручаева. Новые технологии обучения младших школьников.-Белгород,1998.
Приложения
1. Приложение № 1. Закладка по чтению.
2. Приложение № 2. Интегрированный урок чтения и русского языка.
3. Приложение № 3. Праздник. «Чтение – главное учение».
4. Приложение № 4. Стихи для ритмического чтения.
5. Приложение № 5. Тесты для осознанного чтения
6. Приложение № 6. Урок литературного чтения. 4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...
Совершенствование навыков чтения младших школьников
Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....
Совершенствование навыков чтения младших школьников
Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....
Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника
Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота ...
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....
Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников
статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения...
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...