Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Дружинина Ольга Васильевна

Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой,
Источник мысли чистый, вдохновенный...
                     (А. Мирцхулава)


Вопрос как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением  и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружинина Ольга Васильевна,

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа  №40
акимата г. Усть-Каменогорска

«Формирование навыков оптимального чтения как основы

успешного учения младших школьников»

В послании Президента РК народу Казахстана от 1 марта 2005г. «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти конкурентоспособных стран мира» чётко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования – это обновление его качества. Одним из основных направлений обновления содержания образования является обеспечение преемственности школьного и вузовского образования, внедрение элементов кредитной технологии при разработке разноуровневых программ по профильным предметам на старшей ступени школы, которая предполагает значительную долю самостоятельной работы с различными источниками информации. Поэтому, как определяет Государственный стандарт 12-летнего образования, выпускник школы должен обладать навыками самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, постоянно приобретать новые знания, наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Конечно, он должен уметь продуктивно использовать в процессе познания новые технологии, в том числе информационно – коммуникативные, но роль книги, учебника на наш взгляд, остаётся главной. Получить качественные знания, не работая с книгой, нельзя. И, учитывая объём информации, который должен усвоить обучающийся любого возраста, нужно в первую очередь научить его быстро и вдумчиво читать.

То, что скорость чтения напрямую связана с качеством обучения, давно уже подтвердили исследования известных педагогов. Так, ещё В.А. Сухомлинский утверждал: „Тот, кто не умеет бегло и сознательно читать, не может успешно овладеть знаниями”. Он считал, что уже при выходе из 4 класса, ученик должен читать в среднем 150 слов в минуту. В противном случае наступает „диспропорция между умениями и знаниями”, – пишет он в своей книге „Сто советов учителю”.

Другой известный российский учёный, кандидат педагогических наук, автор современной технологии „Совершенствование общеучебных умений в начальной школе”, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки „Преемственность” В.Н. Зайцев также считает скорость чтения самым важным фактором, влияющим на успеваемость школьников. В своей статье „Оптимальное чтение” он пишет:  „По оценкам психологов на успеваемость влияют более двухсот факторов …. Опираясь на мнение учителей, мы отобрали более сорока факторов, сильно влияющих на успеваемость, затем ввели их в тесты, анкеты. Протестировали, проанкетировали более двух тысяч учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость самое сильное. Этот фактор - скорость чтения”.

Анализ качества знаний в соответствии с техникой чтения, который проводила творческая группа В.Н. Зайцева в общеобразовательных школах, выявил следующую закономерность: те, кто в 5-6 классах учились на „5” – читали в среднем 150 слов в минуту (130 – 170), на „4” – 120 слов в минуту  (100 – 140), на „3” – 90 слов в минуту. В.Н. Зайцев делает вывод: „Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание прочитанного”.

В 1980 году доцент кафедры педагогики МГПИ Н.А. Лошкарёва разработала „Программу развития общих учебных умений и навыков школьников”. В течение двух лет она экспериментально проверялась в ряде школ г. Москвы и по завершении работы экспериментаторы авторитетно заявили: скорость чтения прямо пропорционально связана с успехами детей в учёбе. Результатом работы Н.А. Лошкарёвой и её последователей явилась разработка норм оптимального чтения:

класс

1

2

3

4

5

слов/мин

35-50

65-75

80-90

95-120

125-150

При анализе качества знаний моих учащихся - выпускников 4 класса 2002 и 2006 г.г. и отслеживании результатов их обучения в среднем звене были получены результаты, подтверждающие исследования В.Н. Зайцева и Н.А. Лошкаревой (данные по учащимся в %):

Параметры

Выпуск уч-ся из 4 кл.

2002 года

Выпуск уч-ся из 4 кл.

2006 года

Читали свыше 120 сл./мин

29

30

Из них читали свыше 140 сл./мин

18

Отличников и хорошистов в 4 кл.

28

45

Отличников и хорошистов в 5 кл.

28

33

Отличников и хорошистов в 7 кл.

16

-

Данные, приведенные в этой таблице наглядно показывают, что учащиеся, владеющие оптимальным темпом чтения сохраняют хорошие результаты обучения и в среднем звене, что еще раз говорит о том, что проблема формирования у учащихся навыков оптимального чтения достаточно актуальна и требует постоянного внимания.

Обратимся к современным госстандартам. Так, на выходе из 4 класса учащийся должен читать на „3” – 90сл./мин., на „4” – 95, на „5” – 100 (возможный уровень 105 – 110 сл./мин.)

На наш взгляд, в них уже заложена та самая диспропорция между умениями и знаниями, о которой предупреждал В.А. Сухомлинский, и она является одной из причин резкого снижения успеваемости в пятых классах. Таким образом, мы должны добиваться, чтобы в конце начального обучения большая часть учащихся овладела навыками оптимального чтения, т.е. чтения в темпе от 120 слов в минуту и выше.

Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, по исследованиям психологов, холерики говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело состоит с флегматиками и меланхоликами, но их, как правило, в классе не более 3 – 4 человек. Значит, большинству учащихся вполне доступна скорость оптимального чтения.

Изучение  теоретических аспектов данной проблемы,  опыта работы известных педагогов, внедрение данного опыта в практику работы позволили выявить приемы организации учебной деятельности, дающие наибольший эффект в плане формирования навыков оптимального чтения у младших школьников:

  • жужжащее чтение
  • чтение в темпе скороговорки
  • чистоговорки
  • звуковые разминки
  • слоговые пирамидки
  • столбики слов
  • таблицы скорочтения
  • чтение первого и последнего слога на строке
  • нахождение второй половины слова
  • нахождение нужной строки в тексте
  • таблицы Шульте
  • зрительные диктанты по Т.И. Федоренко
  • ролевое чтение
  • чтение вслед за взрослым
  • выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
  • многократное чтение
  • сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого
  • чтение текста с пропущенными окончаниями
  • чтение в паре
  • упражнение„Буксир”
  • упражнение „Мнимое слово”
  • упражнение „Бросок – засечка”
  • упражнение „Губы”
  • игра „Фотоглаз”
  • перевёртыши
  • чтение перед сном
  • систематические самозамеры темпа чтения.

Опыт работы показывает, что главное не длительность, а частота и системность тренировочных упражнений, поэтому для наиболее эффективных приёмов (жужжащее чтение, чтение скороговорок, таблицы скорочтения, таблицы Шульте, звуковые разминки) используются возможности всех уроков, включая уроки ИЗО и трудового обучения.

Представляю вашему вниманию описание некоторых приемов, способствующих формированию навыков осознанного, беглого чтения у младших школьников, которые нашли наибольшее применение в практике моей работы.

Приемы работы по формированию навыков оптимального чтения

1. Таблица скоростного чтения представляет собой набор слогов, позволяющих добиться путем многократного прочтения тренировки артикуляционного аппарата. Одна и та же строка сначала прочитывается учащимися в медленном темпе (хором), затем вторично с ускорением и третий раз в форме скороговорки. Работа с данной таблицей должна применяться ежеурочно, независимо от предмета. Для чтения на урок отбирается от 1 до 3 строк.

Таблица скоростного чтения

  1. БЛЕ    БЛИ    БЛО    БРА    БЛЮ    БРЕ     БРИ    БРО    ВРУ    ВРЮ    БРЯ    БРЕ
  2. БДУ     ВЗА   ВЗИ     ВЗО   ВЗЫ     ВЗЯ     ВКО   ВКУ   ВЛА    ВЛЕ    ВНЕ   ВЛИ
  3. ВНА    ВНЕ   ВНИ    ВНО    ВНУ    ВРА    ВРЕ    ВРО    ВРУ    ВСЕ    ВСЁ    ВСЮ
  4. ВРА    ВТЕ    ВТИ     ВТО    ВХО    ВЧЕ    ВЧУ   ВЧИ    ВШЕ   ВШИ   ГЛО   ГЛУ
  5. ГНА    ГНЕ    ГНИ     ГНУ    ГРА     ГРЕ     ГРИ     ГРО    ГРУ    ГРЫ    ГРЯ    ДВА
  6. ДВУ   ДНЕ    ДНЁ     ДНО   ДНУ    ДЛИ    ДНЕ    ДНО   ДРА    ДРЕ    ДГО    ДРУ
  7. ЗДО    ЗЛО    ЗМЕ     ЗНА    ЗРА     ЗРЕ      КВА    КВИ    КЛА    КЛЕ   КЛИ    КЛО
  8. КЛО   КЛЯ    КНИ    КНО    КНЯ    КРА    КРЕ     КРО    КРУ    КРЯ    КТО    ЛГУ
  9. КНЕ    МЛЕ   МНИ   МНО   ПРА    НРА    ПЛА    ПЛЕ    ПЛИ   ПЛО   ПЛУ    ПЛЫ
  10. РШЕ    РВА   РДЕ     РНА    СВЕ     СВИ    СВА    СВЕ   СВЮ  СВО    СВЫ    СВЯ
  11. СДА   СДЕ    СДЁ     СДО    СДУ    СНА    СНЕ    СВА   СНИ   СКА    СКЕ     СМО
  12. СМУ  СМА   СНА    СНИ    СНО    СКА    СКЕ    СКЁ    СКИ   СКО    СРА     СРЕ
  13. СРЯ   СТА    СТЕ     СТЁ     СТИ      СТО    СТО   СТЮ   СТЯ   СХО     СЦЕ    СЧА
  14. СЧИ   СЧЕ    ТКА    ТЛЕ     ТЛЁ      ТРА     ТРЕ     ТРЁ    ТРИ    ТРО     ТРА     ТРЫ
  15. ТРЯ   ТЩА   ТЩЕ   ФЛА    ФЛИ     ФЛО   ФЛЯ    ФРА   ФРЕ    ФРИ    ФРО    ХВА
  16. ХЛА  ХЛЕ    ХЛЁ    ХЛО    ХРА      ХРЕ     ХРА    ХРО    ХРУ   ХРЯ     ЧВА    ЧРЕ
  17. ЧТО   ШВА   ЦВЕ   ШВО   ШКА    ШКИ   ШКУ   ШЛА  ШЛЕ  ШЛИ    ШЛЮ  ШНА
  18. ШТА  ШТЕ   ШТО  ШТУ   ШНИ    ШНА
  19. СТВО    СТРО    ВДРЕ    ВДРУ    ВДРЫ    ВЗБА    ВЗБЕ    ВЗБИ    ВЗБУ    ВЗБЕ
  20. ВЗДЕ     ВЗДЁ    ВЗДО    ВЗДЫ    ВЗЛЕ     ВЗЛЯ    ВЗДЕ   ВЗЛЕ    ВЗДЫ    ВЗЛО
  21. ВЗМО    ВЗНУ   ВЗРО    ВЗРЫ    ВКЛЮ    ВКРА   ВКРИ   ВКРУ    ВПЛА   ВПЛЮ
  22. ВПРЕ    ВПРИ    ВПРО   ВПРУ    ВПРЫ    ВПРЯ   ВСПА   ВСКО   ВСЛА    ВСЛЕ
  23. ВСЛО   ВСНО   ВСНЫ   ВСНЯ    ВСТА    ВСТУ   ВСХО   ВТРИ    ВТРО    СТВЕ
  24. МГНО   ВБРА    СБРИ     СБРО    СБРУ     СГЛА   СГНО    СГРЫ    СКВО   СКЛА
  25. СКЛО   СКРЕ    СКРИ    СКРУ     СПЛЕ    СПРИ    СПРЫ   СПРО    СПРА   СТРА

2. Таблицы Шульте применяются для развития периферического зрения, развития концентрации внимания и динамики работоспособности (поиск в таблице чисел в порядке их возрастания за определенный промежуток времени). Учащимся раздается лист с набором из 8 таких таблиц. На урок берется одна из них. Одна таблица отрабатывается пока все учащиеся не добьются относительно положительного результата

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

6

21

15

9

17

1

3. Чтение скороговорок (хором) можно использовать как в начале урока, так и в течение урока для разгрузки учащихся, снятия утомления. Каждому ученику дается лист с набором скороговорок. Скороговорки для чтения можно выбирать по желанию детей, можно привязывать к содержанию материала урока.

4. Многократное чтение

Чтение в темпе скороговорки

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть

Все три упражнения проводятся коллективно, читают все вполголоса, каждый в своем темпе. Проводится это следующим образом.

После того как начало нового рассказа прочитано и осознано детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и  продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников «замечает» до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, при этом снова идет заметка слова, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако лучше изменить характер упражнения и на этом же отрывке поупражнять артикуляционный аппарат. Прочитать в темпе скороговорки. После этого начинаем третье упражнение. Читаем текст медленно и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и переходят самостоятельно на незнакомую часть текста. И читать они будут уже в повышенном темпе одну, а то и две строчки. Если ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 – 3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

5. Слоговые пирамидки.

Эффективные упражнения для развития угла зрения. Ученики смотрят только на точку и читают все слоги.

М         А

       М                   О

     М                    Ы

   М                        У

           М                         И

                

6. Упражнение «Губы».

Применяется в целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух При команде «Губы» к плотно сжатым губам прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде «Вслух» дети убирали палец и читали вслух.

7. Упражнение «Бросок-засечка».

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст по команде «Бросок». Когда раздается команда учителя «Засечка» дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами нужное слово и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель- развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

 

8. Упражнение «Игра в прятки» 

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

9. Упражнение «Мнимое слово» 

Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово. Этот вид чтения привлекателен тем, что дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

10. Упражнение «Буксир»

Используется для развития умения менять скорость чтения в зависимости от содержания.  Оно заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать «про себя», дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно уловили темп чтения, должны встретиться с ним на одном слове.

 Другой вариант упражнения «Буксир» заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает «про себя» и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

11. Чтение текста с пропущенными окончаниями

Применяется для отработки четкого проговаривания окончаний слов при чтении.

Однажд… отец иск… что-то на черда… . Наше… стару… деревянн… колыбе… . Она был… очень необычн…: вс… расписан…, резьбой украшен… . и т.д.

12. Звуковая разминка

Написать буквы и прочитать их: а-о,  ы-и,  э-а,  и-э,  а-у,  а-о-у-и-э,  аоуиэ,   аиуоэ.

13. Нахождение нужной строки в тексте

Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице.

Учитель зачитывает начало строки, учащиеся должны найти ее в тексте и дочитать до конца (кто быстрее)

14. Нахождение слов в тексте

За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

15. Найди половинку

Найти вторую половину слов:

Кос – ничий              мо – вок             ко – на

Лес – та                      ро – мент           го – са

Пар – мос                   со – тор              вес – род

16. Самозамеры скорости чтения

Дети должны видеть приближение к цели (читать 120 и более слов в минуту). Для этого проводятся самозамеры темпа чтения 1 раз в неделю. Ученики сами подсчитывают число слов и результаты вносят в лист достижений в форме таблицы или столбчатой диаграммы (3,4 класс).

17. Ведение читательских дневников

К этой работе необходимо обязательно подключить родителей учащихся, объяснив им требования к выбору текстов, произведений, правилам чтения. В дневниках отмечается дата, автор произведения, название произведения. Родители отмечают своей росписью. Учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся можно предложить отмечать количество прочитанных  слов (особенно на начальных этапах обучения ребенку навыкам чтения в 1классе для отдельных детей это будет являться дополнительным стимулом увеличивать прочитанное); выполнять иллюстрации к прочитанному (одновременно – это и обучение выделению главного в содержании и  выражение своего отношения к прочитанному).

Можно найти еще множество приемов, помогающих в формировании навыков оптимального чтения у младших школьников. Большое количество материалов, посвященных данной проблеме можно найти в сети Интернет.

Литература:

1. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Астана,  18 января 2006.

2. Документы по 12 – летнему образованию. // „Новая школа”, 20 декабря 2006г.

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991.

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991

6. В.А. Сухомлинский „Сто советов учителю”.

7. Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, №4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"

Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы  был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...

Использование приёмов нетрадиционной педагогики, в том числе и песочной, в формировании навыков и преодолении речевых нарушений у младших школьников «Мир в ладошке»

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности,  необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....

Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников

В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....

Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.

Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения....


 

Комментарии

Ахмадиева Анастасия Владимировна

Спасибо, Ольга Васильевна, за предоставленную информацию, которая пригодится в дальнейшей работе.

Ефремова Наталья Ивановна

Предложенные автором статьи и апробированные на практике приёмы работы по формированию навыков чтения, несомненно, могут быть и должны быть использованы в практике работы современного учителя. Спасибо,Ольга Васильевна, за предоставленный на сайте материал!