Развитие оптимального чтения
статья по чтению по теме

Уроки чтения имеет большое значение в системе Учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Обучение учащихся чтению является наиболее трудным разделом обучения языку.

Чтение- сложный психофизиологический процесс. Он осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительного восприятия, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотношения буквенных значков со звуками воспроизводится  слово и осуществляется соотношение звукового образца со значением, то есть происходит понимание читаемого (Р.И. Лалаева, «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egimbaeva_3.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие оптимального чтения

Егимбаева К.С.

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе, Казахстан

Уроки чтения имеет большое значение в системе Учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Обучение учащихся чтению является наиболее трудным разделом обучения языку.

Чтение- сложный психофизиологический процесс. Он осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительного восприятия, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотношения буквенных значков со звуками воспроизводится  слово и осуществляется соотношение звукового образца со значением, то есть происходит понимание читаемого (Р.И. Лалаева, «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы»).

Известный психолог Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения.

А) ступень овладения звукобуквенным обозначением;

Б) ступень слогоаналитического  (слогового) чтения;

В) становление  синтетических приемов чтения;

Г) ступень синтетического чтения.

Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением дольше, чем нормально развевающийся ребенок. Обучение чтению растягивается во времени, а промежутки между ступенями намного продолжительнее.

Если у учеников массовой школы формирование навыка чтения протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывает трудно определить, то в процессе формирования навыка чтения у умственно отсталого каждая ступень является легко обозримой.

Сложным является усвоение букв, процесс слияния звуков в слоги, так как взаимодейстие зрительных, кинестических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает такого высокого уровня, который наблюдается  у нормальных детей, наблюдается большое количество ошибок (дислексия).

Дислексия- это частичное расстройство процесса овладения чиением.

В современной литературе дислексия оперделяется как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.

Ошибки дислектического характера сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер.

При дислексии нарушена как техническая сторона процесса чтения, так и понимание прочитанного. Все наблюдаемые ошибки можно разделить на четыре группы: неусвоение букв; побуквенное чтение; искажение звуков и слоговой структуры; нарушение понимания читаемого.

Все приведенные ошибки проявляются при дислексии в самых разных сочетаниях.

Помня, что аномальное развитие ребенка не отмечается лишь отрицательными признаками (это не столько отрицательное, дефектное, сколько своеобразное развитие), мы начали искать те «колоссальные богатые жизнью области, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями» (Л.С. Выготский).

Как известно, одним из важнейших условий адаптации детей-олигофренов является овладение грамотой, поэтому большое внимание уделяется урокам чтения, развитию речи и занятиям по внеслассному чтению.

Очевидно то, что учитель напоминает садовника: он не пытается вырастить из ромашки одуванчик, а создает для каждого оптимальные условия развития. Как же быть? Сможем ли мы, учителя, в этой не простой ситуации не только обучить каждого ребенка бегло читать, грамотно писать, но и сохранить его душевное здоровье и эмоциональное благополучие? Да, сможем, если будем искать и находить те методические средства, который позволят снизить меру трудности, вызванную заболеванием.

Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? В отличие от традиционной системы обучения, в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс- в соответствии со способностями и возможностями.

На уроке чтения решается, ряд задач: формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного выразительного чтения; речевого эмоционально-нравственного и творческого развития.

 Материалы статьи Е.Е. Кривлева «Алгоритм уроков чтения» (Н. шк., 3/98) помогли учителям целеноправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоанализ, самоорганизацию, самоконтроль и оценку.

Разработанный алгоритм проведения уроков чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, КСО (по Ривину) разноуровневое, технологию обучения навыкам оптимального чтения, основанную на теории профессора И.Т. Федоренко.

По данному алгоритму работа ведется индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперед, другие останавливаются на одном из этапов урока. Это дает возможность учителю организовать работу по четырем типологическим группам. При этом группы могут меняться по составу. Имея данный алгоритм, учитель должен проявить творческий подход: что-то взять, что-то отбросить, подобрать необходимый материал, вопросы для каждой типологической группы.

В тех классах, где работа проводилась с использованием данного алгоритма, повысился интерес к предмету и чтению вообще, значительно улучшились результаты. Открытые уроки, проведенные учителями творческой группы, получили высокие оценки.

 В статье упоминается о технологии обучения навыкам оптимального чтения,  основанной на теории профессора И.Т. Федоренко и его последователей- И.Г. Пальченко и Г.С. Швайко. Оно характеризуется тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью и беглостью.

Техника чтения, как и всякая технологическая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребенка звено, будет если не тонуть, то «захлебываться» в потоке информации.

Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Если будет упрощено время, то некоторые дети не достигнут необходимого минимума слов.

В среднем ежемесячный прирост умственно отсталого школьника составляет 5-7 слов в минуту.

В работе мы используем ряд технологических  приемов, научно подтвержденных, апробированных, которые помогают овладеть навыком беглого чтения.

Вот некоторые из них: ежедневные частые тренировки, самозамеры, чтения перед сном, три отрывка ежедневно, три раза подряд.

Выполняется это так: учащийся читает выбранный текст в течении минуты (например, 54 слова). Второй раз читает этот же отрывок, при этом ему надо внушить мысль о том, что он прочитает больше, результат вырастет на 58 слов.  Не забыть похвалить и предложить прочитать в третий раз. Третий замер прибавка до 61 слова, т.е. после трехразового чтения скорость выросла на 7 слов.

Если так читать ежедневно, прибавка в скорости чтения за месяц составит 8-10 слов. К тому же эти упражнения дают положительный заряд. Даже если умственно отсталый ребенок прочитает на 2-3 слова больше, он рад своему успеху.

Как же выбрать текст для замеров скорости чтения? Он должен отвечать следующим требованиям: быть незнакомым, но все слова знакомые; числительных не должно быть, прилагательных 8-12%, короткие слова надо учитывать; написанные через дефис (ну-ка) считать как два слова.

Если скорость мала, то надо дать ребенку «вчитаться» в течение и только после этого проводить замер.

Вторым немаловажным аспектом, характеризующим оптимальное чтение, является выразительность. Иногда ребенок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение отрывка, а во втором читать в темпе скороговорки. После такой тренировки достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения. Рассмотрим данные упражнения после того, как новый рассказ прочитан учителем и осмыслен ребенком. Предлагается прочитать начало рассказа в течение минуты два раза. Результат улучшается- это вызывает положительные эмоции.

Ребенок увереннее ориентируется в тексте. На это же отрывке рассказа выполняется упражнение для снятия артикуляционных трудностей: чтение в темпе скороговорки в течение 20 секунд. При этом не ставится задача выразительного чтения, но контролируется четкость проговаривания окончаний слов. Похвалив ребенка, переходим к последнему, самому ответственному упражнению: снова нужно прочитать сначала, чуть медленнее, но выразительно. Дочитав знакомую часть до конца, переходят на незнакомую.

Осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказ (различные виды); ответы на вопросы; составление вопросов к тексту.

Пусть умственно отсталый ребенок уже научился бегло читать, но  он еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, читая, отвечали на вопросы, выслушивали взволнованные замечания, делились переживаниями, ненавязчево приоткрывая маленькому читателю тайны большой литературы.

Немаловажную роль играет проведение педагогического отслеживания техники чтения, при этом необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность; продолжительность во времени; сравнимость; объективность; комфортность.

Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и в школе в целом ведем отслеживание техники чтения по двум уровням – учитель- администратор- по следующим направлениям: темп, правильность, выразительность, осмысленность.

Первую проверку техники чтения проводим в первую неделю сентября, это позволяет определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом.

Учителю это помогает разделить класс на типологические группы для проведения индивидуальной и групповой работы. При этом можно выделить три группы:

- дети, читающие выше нормы;

- дети, темп чтения которых соответствует норме;

- дети, которые читают ниже нормы.

Подобная работа проводится уже в 1 классе. Следует выявить:

- умеющих читать по слогам;

- учащихся, на которых надо обратить внимание. Определив состояние техники чтения, педагог вычерчивает индивидуальные графики на каждого учащегося, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали- количество слов, прочитанных за минуту.

Скорость техники чтения не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимися, цветом отмечается выразительность чтения. Красный цвет- выразительное чтение, синий- требует работы над выразительностью. Знаками (+) (-)- осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, пересказать прочитанное.

Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает наметить план коррекции.

Систематическое фиксирование результатов на графиках, коррекционная и индивидуальная работа с учеником всегда приносят положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Развитие оптимального чтения у младших школьников

Цели и задачи:Совершенствование и развитие оптимального чтения при обучении и воспитании школьников.Повышение качества чтения учащихся.Развитие беглого и осознанного чтения.Развитие орфографической зо...

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Технология развития оптимального чтения.

Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнит...

Технология развития оптимального чтения.

Обучение чтению начинается в период обучения грамоте. Учитель, несомненно, пользуется методическими приёмами обучения чтению слов, предложений, текста.Но оказывается, есть ещё и резервы, т.е. дополнит...