РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) детей младшего школьного возраста, 7 – 12 лет.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе, через специально организованную двигательную активность ребенка. Этим и объясняется ее актуальность.
Целью программы «Спортивные и подвижные игры» является обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства; укрепление здоровья воспитанников, их общей физической подготовки; развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений школьников.
Целесообразность данной программы состоит в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и формировании двигательного опыта, а также в снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме, оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка. Они способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченной игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками. Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Таким образом, в «Подвижных и спортивных играх» реализуется не только область «Физическое развитие», но и «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание».
Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума, ведь основной особенностью подвижных игр являются их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaja_programma_shamaevagi.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Спортивные и подвижные игры»
Возраст детей: 7 – 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
учитель физической культуры
Шамаева Галина Ивановна
г. Москва
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) детей младшего школьного возраста 7 – 12 лет.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе, через специально организованную двигательную активность ребенка. Этим и объясняется ее актуальность.
Целью программы «Спортивные и подвижные игры» является обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства; укрепление здоровья воспитанников, их общей физической подготовки; развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений школьников.
Целесообразность данной программы состоит в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и формировании двигательного опыта, а также в снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Подвижные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме, оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка. Они способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченной игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками. Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Таким образом, в «Подвижных и спортивных играх» реализуется не только область «Физическое развитие», но и «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание».
Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума, ведь основной особенностью подвижных игр являются их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме.
Задачи программы:
- Образовательные:
- ознакомление с играми народов мира;
- ознакомление с основными знаниями техники безопасности;
- ознакомление с принципами правильного питания;
- ознакомление с основными видами мышц;
- формирование правильной осанки;
- ознакомление с основными правилами личной гигиены.
- Развивающие:
- развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, меткости, выносливости;
- развитие внимания и координации;
- развитие гибкости и выносливости.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и умения работать в команде;
- воспитание активной жизненной позиции;
- способствовать приобщению учащихся к спорту, общекультурным и гуманистическим ценностям;
- воспитывать волевые качества.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися тактикой техникой различных игр;
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- обогащение двигательного опыта;
- расширение кругозора учащихся;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая. С целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа предлагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 3 часа в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками - соревнованиями.
Распределение учебного времени на виды программного материала.
Название раздела (модуля) | Количество часов (занятий) | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Спортивные игры | 27 | 6 | 21 |
1.1 Мини-футбол | 9 | 2 | 7 |
1.2 Баскетбол | 9 | 2 | 7 |
1.3 Бадминтон | 9 | 2 | 7 |
2. Подвижные игры | 30 | 5 | 25 |
2.1 Перестрелка | 10 | 1 | 9 |
2.2 Пионербол | 10 | 2 | 8 |
2.3 Салки | 10 | 2 | 8 |
3. Общая физическая подготовка | 24 | 3 | 21 |
3.1 Упражнения в движении | 12 | 1 | 11 |
3.2 Упражнения с мячами | 12 | 2 | 10 |
4. Организация и проведение спортивных мероприятий | 15 | 5 | 10 |
5. Всего | 96 | 19 | 77 |
См. также ПРИЛОЖЕНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОГРАММЫ
См. также ПРИЛОЖЕНИЕ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
В образовательном процессе используются следующие технологии:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.
С целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки. Оценка результатов освоения программы проходит в виде сдачи экспресс- тестов-упражнений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Спортивный зал
- Стенка гимнастическая
- Скамейка гимнастическая
- Канат для лазания
- Коврик гимнастический
- Гимнастические маты
- Мяч теннисный
- Мяч гимнастический
- Мяч баскетбольный
- Мяч мини - футбольный
- Скакалка гимнастическая
- Палка гимнастическая
- Сетка для игры в бадминтон
- Устройство для установки сетки
- Ракетки бадминтонные
- Воланы
- Кегли
- Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
- Ворота футбольные
- Сетка для переноса мячей
- Аптечка медицинская
- Секундомер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая при создании данной программы:
1. В.И. Ляха. Рабочие программы Физическая культура 1-11 классы: М. «Просвещение», 2011
2. Г.А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007
3. В.К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980
4. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
5. Л.В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Литература для детей:
1. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
2. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М., 1991.
3. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000.
4. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.
5. Глязер С.В., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
6. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ | Раздел программы | Тема | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 четверть | ||||
1 | Подвижные игры 9 часов | Экскурсия в страну «Спортландия». Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Игра «К своим флажкам». | Инструктаж по технике безопасности на занятиях подвижными играми. Упражнения в ходьбе. Обычный бег. Понятия: подвижная игра, правила игры. Игра «К своим флажкам». | Осваивать технику безопасности. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в группах. |
2 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения. Игра «Пятнашки». | ОРУ в движении. Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Пятнашки». | Уметь играть в подвижные игры с бегом. |
3 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения. Прыжки на месте. Игра «Прыгающие воробышки». | ОРУ в движении. Прыжки на месте на двух и одной ноге. Подвижная игра «Прыгающие воробышки». | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками. |
4 | Общая физическая подготовка 12 часов | Правила безопасности на занятиях общей физической подготовкой. Развитие скоростно-силовых способностей. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях общей физической подготовкой. ОРУ в движении. Понятия: физические качества (способности), общая физическая подготовка. Прыжок в длину с места. Эстафеты. | Осваивать технику безопасности. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств. Проявлять скоростно-силовые способности. |
5 | Общая физическая подготовка | Развитие скоростных способностей. | ОРУ в движении. Общеразвивающие упражнения. Эстафеты с бегом и прыжками. | Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств. Проявлять скоростные способности. |
6 | Общая физическая подготовка | Развитие скоростных способностей. | ОРУ в движении. Эстафеты. | Проявлять скоростные способности. |
7 | Общая физическая подготовка | Развитие выносливости. | Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Прыжки со скакалкой. | Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств. Осваивать технику прыжков со скакалкой. |
8 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения. Игра «Зайцы в огороде». | ОРУ в движении и на месте. Подвижная игра «Зайцы в огороде». | Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками. |
9 | Организация и проведение спортивных мероприятий 3 часа | Спортивный праздник «Мы сильные, мы ловкие». | Эстафеты и спортивные конкурсы между командами классов. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
2 четверть | ||||
10 | Подвижные игры 12 часов | Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Игра «Лисы и куры». | Инструктаж по технике безопасности на занятиях подвижными играми. ОРУ в движении Подвижная игра «Лисы и куры». | Осваивать технику безопасности. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками. |
11 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения с предметами: с малым мячом. Игра «Играй, играй, мяч не теряй». | ОРУ в движении Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй». | Осваивать технику различных упражнений с мячом. Уметь играть в подвижные игры с мячом. |
12 | Подвижные игры | Игры с прыжками с использованием скакалки. | ОРУ в движении и на месте. Подвижная игра «Рыбак и рыбки». | Осваивать технику упражнений со скакалкой и прыжков через скакалку. |
13 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Третий лишний». | ОРУ в движении Подвижная игра «Третий лишний». | Уметь играть в подвижные игры с бегом. |
14 | Общая физическая подготовка 6 часов | Правила безопасности на занятиях общей физической подготовкой. Развитие силовых способностей. Ползание по гимнастической скамейке. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях общей физической подготовкой. ОРУ в движении Ползание по гимнастической скамейке различными способами. | Осваивать технику безопасности. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств. Осваивать технику ползания по гимнастической скамейке. Проявлять силовые способности. |
15 | Общая физическая подготовка | Развитие силовых способностей и гибкости. Лазание по гимнастической стенке. | ОРУ в движении Лазание по гимнастической стенке. | Осваивать технику лазания по гимнастической стенке. Проявлять силовые способности и гибкость. |
16 | Организация и проведение спортивных мероприятий 3 часа | Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». | Эстафеты и спортивные конкурсы между семейными командами. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
3 четверть | ||||
17 | Баскетбол 9 часов | Правила безопасности на занятиях баскетболом. Специальные передвижения без мяча. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетболом. Понятия: что такое баскетбол, цель игры, правила игры. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Игра «Бросай – поймай». | Осваивать технику броска и ловли мяча. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств. Проявлять координационные способности. |
18 | Баскетбол | Передача мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Бросок мяча в щит. | Передача мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Бросок мяча в щит. Игра «Бросай – поймай». Развитие координационных способностей. | Осваивать технику передачи, ловли и броска мяча в щит мяча. |
19 | Баскетбол | Бросок мяча в корзину. Тестирование силовых способностей: бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность. | ОРУ. Передача мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Бросок мяча в корзину. Тестирование: бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность. Игра «Бросай – поймай». | Осваивать технику передачи, ловли и броска мяча в корзину. Демонстрировать бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность. |
20 | Организация и проведение спортивных мероприятий 3 часа | Спортивный праздник «Страна баскетболия». | Эстафеты и спортивные конкурсы с передачей, ловлей, ведением баскетбольного мяча между командами классов. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
21 | Общая физическая подготовка 6 часов | Развитие координационных способностей. | ОРУ в движении. Эстафеты с передачами, ловлей и ведением баскетбольного мяча. | Осваивать технику передач, ловли и ведения баскетбольного мяча. Проявлять координационные способности. |
22 | Общая физическая подготовка | Тестирование координационных способностей. | ОРУ в движении Тестирование: прыжки в сторону через линию за 20 сек. Эстафеты с передачей, ловлей и ведением баскетбольного мяча. | Осваивать технику передач, ловли и ведения баскетбольного мяча. Проявлять координационные способности. Демонстрировать прыжки в сторону через линию за 20 сек. |
23 | Подвижные игры 6 часов | Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Два мороза». | ОРУ в движении Подвижная игра «Два мороза». | Уметь играть в подвижные игры с бегом. |
24 | Подвижные игры | Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Космонавты». | ОРУ в движении Подвижная игра «Космонавты». | Уметь играть в подвижные игры с бегом. |
25 | Организация и проведение спортивных мероприятий 3 часа | Спортивный праздник: «Проводы русской зимы - масленица». | Спортивные конкурсы между командами классов. | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
4 четверть | ||||
26 | Бадминтон 9 часов | Правила безопасности на занятиях бадминтоном. Отбивание волана ракеткой над собой и в паре. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях бадминтоном. Понятия: ракетка, волан, цель и правила игры. Отбивание волана ракеткой над собой и в паре. | Осваивать технические приемы и умения по взаимодействию в парах. |
27 | Бадминтон | Перекидывание волана ракеткой через сетку в паре. | ОРУ в движении Перекидывание волана ракеткой через сетку в паре. | Осваивать технические приемы и умения по взаимодействию в парах. |
28 | Бадминтон | Подача волана. | ОРУ в движении Специальные упражнения. Подача волана. | Осваивать технические приемы и умения по взаимодействию в парах и в четверке. |
29 | Мини-футбол 9 часов | Правила безопасности на занятиях мини-футболом. Удар по неподвижному и катящему мячу. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях мини-футболом. ОРУ в движении Понятия: цель, правила игры, площадка, состав команды в мини-футболе. Специальные упражнения в парах. Эстафеты. | Осваивать технику владения мячом и универсальные умения по взаимодействию в парах и команде. |
30 | Мини-футбол | Остановка мяча, ведение мяча. | ОРУ в движении. Специальные упражнения в парах. Эстафеты с ведением футбольного мяча. | Осваивать технику владения мячом и универсальные умения по взаимодействию в парах и команде. |
31 | Мини-футбол | Удары по воротам. | ОРУ в движении. Специальные упражнения в парах. Игра в мини-футбол. | Осваивать технику владения мячом и универсальные умения по взаимодействию в команде. |
32 | Организация и проведение спортивных мероприятий 3 часа | Турнир по мини-футболу. | Турнир по мини-футболу среди команд классов по правилам проекта «Мини-футбол в школу» | Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Музыкальный калейдоскоп" для 1 класса
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания теат...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные и подвижные игры"
Структура и содержание задаются в программе с выделением соответствующих разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физи...