В гостях у Самуила Маршака
классный час (3 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия
Цели : 1) Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2) Прививать интерес к чтению.
3) Побудить к творчеству, игре воображения.
4) Развивать речь, память, внимание, образное мышление учащихся.
5) Формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_samuila_marshaka.docx | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у Самуила Маршака
Сценарий внеклассного мероприятия
Цели : 1) Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2) Прививать интерес к чтению.
3) Побудить к творчеству, игре воображения.
4) Развивать речь, память, внимание, образное мышление учащихся.
5) Формировать навыки выразительного чтения, правильного поведения при выступлении на сцене.
6) способствовать воспитанию взаимоподдержке и взаимовыручке, быстрой ориентировке в непредвиденных ситуациях; воспитанию бережного отношения к книге.
Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Форма занятия: громкое чтение; декламация стихов в исполнении детей; игра; просмотр мультфильма.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: Комбинированный урок
Учеников в классе:
Оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, карточки с цифрами и буквами, костюмы для инсценирований стихов и сказок, диск с записью необходимых мелодий, музыкальный центр.
Ход мероприятия
- Организационный момент
Как бы жили мы без книг (С. Михалков)
Ученик 1 Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ученик 2 Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.
Ученик 3 Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ученик 4 Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Ученик5 Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Ученик 6 Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ученик 7 От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Ученик 8 Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ученик 9 Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Ученик 10 И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Ученик 1 Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
- Знакомство с биографией С.Я. Маршака
Учитель: Сегодня мы побываем гостях у Самуила Маршака. (слайд2)
Самуил Яковлевич Маршак – поэт, переводчик, драматург, мастер стиха. Всю жизнь он был добрым другом детей.
Учитель: Маршак родился в 1887 году в городе Острогожске под Воронежем (слайд 3). Семья была большая и дружная. Будущий поэт рано полюбил стихи и уже с четырех лет пытался сам сочинять их, а в одиннадцать лет, когда он начал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. В 12 лет он пишет целые поэмы. Первыми читателями его книг были, вероятно, ваши дедушки и бабушки, а, может быть, и прадедушки и прабабушки, так как первые книги Маршака для детей появились больше семидесяти лет назад. Затем, неожиданно, как в сказке, он отучился в Петербурге. Там он встречался со знаменитыми художниками, музыкантами, писателями, учился в лучшей столичной гимназии. (слайд 4) Одаренного мальчика заметил известный критик и искусствовед Стасов. Он познакомил его с Л.Н.Толстым, Шаляпиным, Горьким. Горький очень помог молодому поэту, когда он начал писать для детей и создавать для них книги.
Учитель: С книжками Самуила Яковлевича мы встречаемся очень рано. Совсем маленькими мы с удовольствием слушали и учили наизусть его стихи: «Мяч», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке». (слайд 5)
Учитель: Маршак один из лучших переводчиков нашей страны. Во время войны Маршак организовал в Краснодаре «Детский городок», где были классы, мастерские, кружки и даже детский театр, для которого он сам писал пьесы – сказки. С тех пор началась его дружба с детьми. Он писал для детей книжки. Учил их, помогал расти.
Радовал их и воспитывал.
Учитель: Мы растём. Учимся читать и считать. (слайд 6) И снова рядом стихи Маршака.
Ученик: «Первый день календаря»
Первое сентября!
Первое сентября!
Первое сентября –
Первый день календаря, -
Потому что в этот день
Все девчонки и мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки
И помчались в первый раз в класс! (слайд 7)
Учитель: Мы стали учениками. Сколько нового, интересного ждёт нас в школе. Каждый день – открытие! «Да, далеко без грамоты не уйдёшь».
Ученик: Маршак высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, несобранных людей, хвастунов (слайд 8)
Инсценировка стихотворения «Мастер – ломастер»
Мастер – ломастер: Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я – известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет,-
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет –
Простоит он сотню лет.
Автор: Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу попала.
Мастер – ломастер: Не даётся мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Автор: Раз, два – по полену,
Три, четыре – по колену.
Топорище – пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдусь без табурета.
Лучше – рама для портрета.
Мастер – ломастер:
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Автор: Как ударил молотком, -
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать он стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил –
Шляпку набок своротил.
Мастер – ломастер: Плохи гвозди у меня –
Не вобьёшь их прямо.
Автор: Так до нынешнего дня
Не готова рама…
Учитель: Стихи Маршака учат нас быть вежливыми. (слайд 9)
Инсценировка стихотворения «Ежели вы вежливы»
***
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем трещать,
Как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И в целом переплёте.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Перед сильным не робея.
Учитель: Многие стихи Маршака учат нас беречь и любить книгу.
( слайд 10, просмотр картин из мультфильма «Книжка про книжку» слайд 11)
Инсценировка стихотворения « Книжка про книжки»
У Скворцова Гришки
Жили – были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты – как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
***
Учитель: Он хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми, грамотными. Его стихотворение «Рассказ о неизвестном горе» учит нас быть сильными, смелыми, ловкими и скромными. (слайд 12)
Рассказ о неизвестном герое
Ученик 1: Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого- то лет двадцати.
Ученик 2: Среднего роста, плечистый и крепкий,
Ходит он в белой футболке и кепке.
Знак ГТО на груди у него.
Больше не знают о нём ничего.
Ученик 3: Вдруг он увидел – напротив в окне
Мечется кто –то в дыму и огне.
Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребёнок протягивал к ним.
Даром минуты …
***
Учитель: В своих произведениях Самуил Маршак учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать. Это отображается в его произведениях… смотреть (слайды 13,14,15,16)
Музыкальная пауза (14 слайд)
Дети поют и танцуют под песню «Шли куда попало» на стихи С.Я.Маршака.
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
Учитель: Совсем молодым Маршак поехал учиться в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни, детские стихи. Многие английские народные песенки, стишки и баллады известны нам именно в переводе Маршака. Это произведения «Дом, который построил Джек», «Поросята» (слайд 18)
Прослушивание песни «Поросята» (слайд 18)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать английскую песенку «Поросята».
Учитель: На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы. ( слайды 19,20)
И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Вот какой рассеянный»
Викторина по произведениям Самуила Маршака
Учитель: Играть мы будем по Маршрутному листу, где вы будете сами выбирать задание.
- Загадки С.Я. Маршака (23 слайд)
Учитель: Интересно, а вы знаете, что С. Я. Маршак еще и автор загадок?
Не знаете? Тогда сейчас самое время эти загадки разгадать.
- Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)
- Принялась она за дело,
Завизжада и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)
- Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
2) Угадай произведение по отрывку.
- Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду («Вот какой рассеянный») (24 слайд)
- Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась («Усатый полосатый») (25 слайд)
- Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку («Багаж») (26слайд)
- Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (27 слайд)
- Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру… («Кошкин дом») (28 слайд)
3) Из какого произведения предметы? (29слайд)
- Конверт («Почта»)
- Кольцо («Двенадцать месяцев»)
- Собачонка («Багаж»)
- Котёнок («Усатый полосатый»)
- Сковорода («Вот какой рассеянный»)
4) Кроссворд (22 слайд)
- Животное, с которым обедал воробей (Морж)
- На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
- Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
- Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
- Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
- Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»? (Кузьма)
5) Доскажи словечко (устно)
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)»
- Из какого произведения строки? («Почта»)
«Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)»
Из какого произведения строки? («Пожар»)
Учитель: Да, имя его действительно стало бессмертным. Каждому человеку это имя знакомо и близко с детства, его стихи дарят нам мудрость и радость, учат добру и любви. Его стихи поучительны и содержательны, они расширяют кругозор, воспитывают любовь к родной земле, и природе, стремление к миру, уважение к народам земли, справедливости.
Учитель: (слайд 30) Литературный труд Маршака высоко оценен в нашей стране
Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом отечественной войны 1-ой степени и другими орденами и медалями.
Его книги отмечены государственными премиями. В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.
Маршака- сатирика, который в годы Великой Отечественной войны высмеивал врагов.
Корней Иванович Чуковский однажды весело сказал, что он знает не одного, а пятерых Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - пишущего стихи для взрослых, Маршака- автора пьес для театра, Маршака- переводчика,
Итог мероприятия. (слайд 31)
Ученик 1: Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь.
Ученик 2: Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня, в последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое свое слово.
Ученик 3: И в каждом виде литературы Маршак стал мастером.
Учитель: Я считаю, что сегодня на нашем мероприятие вы больше узнали об этом писателе, думаю, что новая встреча со стихами Маршака- это радость и удовольствие. А каждый стих, который не был еще известен вам - это новый подарок от старого незабвенного друга детей - С.Я.Маршака.
Учитель: Вот и закончилось наше мероприятие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького «Любите Маршака, учитесь у него!»
Исполнение песни «Песня про книги» (на мотив «Песенка мамонтёнка»)
( слайд 32)
1 Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев: Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
2 Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторины по творчеству Самуила Маршака
МАТЕРИАЛЫ К ВИКТОРИНАМ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.Я. МАРШАКА На старте литературной игры детям было предложено задание прочесть стихи с С.М. Маршака. Они получили список из 8-ми стихо...
Литературная гостиная "Творчество Самуила Маршака"
Цели:расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;развивать речевые умения и творческие способности;способствовать развитию интереса к литературному чтению....
Творчество Самуила Маршака
Внеклассное мероприятие "Творчество Самуила Яковлевича Маршака"...
Сценарий праздника. "Стихи и сказки о животных Самуила Маршака."
Цели:1.Совершенствовать знание о творчестве С. Маршака. Закреплять в активном словаре названия стихов и сказок Маршака. Прививать интерес к чтению2. Развивать внимание в процессе выполнения заданий. Р...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"
Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:· Предметные: формирова...
В гостях у Самуила Маршака.
В своих произведениях Самуил Маршак учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и...